С дорогами можно не спешить

С ДОРОГАМИ МОЖНО НЕ СПЕШИТЬ

]

ЭКОНОМИКА

/ПРОБЛЕМА

С ДОРОГАМИ МОЖНО НЕ СПЕШИТЬ

ДОРОЖНИКИ С ТРЕВОГОЙ ЖДУТ НОВОГО НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

РИСУНОК / ОЛЬГА БУБНОВА

Ну все, приехали! Если верить сообщениям газет, с 1 января будущего года у нас у всех начинается новая жизнь, а у целой отрасли (дорожной) она как бы заканчивается. Потому что с этого дня вступает в силу II часть нового Налогового кодекса и вся система финансирования строительства и содержания автодорог переворачивается с ног на голову. А от этого добра не жди. Сведущий человек — Владимир Швецов, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, рисует, к примеру, такую картину: «Будут законсервированы начатые объекты, предприятия потеряют заказы на изготовление техники. Это вызовет уже вторую волну безработицы...» Что же такое страшное прописано в кодексе?

НОВАЯ «МЕТЛА»

Вторую часть Налогового кодекса принято считать документом прогрессивным и либеральным. Говорят, что только с ее помощью возможны в стране разные хорошие преобразования. Пока же большинство «непрогрессивных» оборотных налогов действительно отменяются, но — тут же вводятся новые. Что касается многострадальных российских дорог, то раньше их финансировали из дорожных фондов, куда целевым порядком поступали все налоги, собранные с владельцев транспортных средств, а также 1,5% налога на прибыль с пользователей автодорог. К ним причисляли всех юридических лиц — мол, свой бизнес имеешь, значит, имеешь и автомобиль (что не факт). Противники такой «отсталой» системы в качестве примера ее абсурдности придумали даже мифическую фабрику по огранке алмазов, откуда раз в месяц отправляют самолетом мешочек бриллиантов. Автодорогами работники этой фабрики не пользуются вовсе, зато платят гигантские налоги с огромного оборота. Словом, налог этот отныне отменен, а вместо него дорожные фонды должны наполняться деньгами из других источников. И тут начинается...

Отныне будет действовать новый транспортный налог вместо бывшего налога с владельцев ТС. Власти в регионах сами решают, увеличить или уменьшить его ставку (по расчетам, в большинстве регионов он не изменится). Но если раньше при постановке автомобиля на учет или прохождении техосмотра вы предъявляли квитанцию об уплате этого налога в ГАИ, то в новом законе это не прописано. Может, через некоторое время появятся инструкции, пока что их нет. Да и налог этот — сезонный: техосмотр и поныне проходят в основном летом и осенью, а новые машины покупают по весне. Дорожники же должны работать и в январе, и в феврале, хотя деньги поступят не раньше мая.

Основной источник средств для дорожников — акцизный сбор с оптовиков, торгующих ГСМ. Как его будут собирать? В общих чертах в законе этот механизм прописан, а жизнь-то происходит не «в общем»... Акциз платит последний оптовый продавец (держатель специального свидетельства на производство или оптовую торговлю) по месту регистрации. Но пока Министерство налогов даже не разработало порядок выдачи лицензии (на пороге сентябрь!). А выписывать ее должны в Минтопэнерго, где нет ни инструкций, как это делать, ни самих бланков. Между тем с 1 января без такой бумаги нельзя работать... Более того, в каждом регионе теперь появятся три-четыре собственных оптовика (в некоторых их раньше просто не было). Значит, жди нового передела нефтяного рынка со всеми «прелестями» этого процесса.

Нет определенности и с другими источниками финансирования — земельным налогом, налогом на прибыль и т.д. Даже если удастся их собрать полностью, регионы вправе использовать полученные средства на любые нужды, а не только в дорожном хозяйстве. Зато правительство сделало дорожникам «щедрый» подарок — отдало регионам все недоимки по налогу на пользователей. Вроде бы, здорово. Но большая часть этих недоимок — долги несуществующих, «мертвых» организаций. По расчетам Минфина, территории в 2003 году соберут 30 млрд. руб. По оценкам самих дорожников — не более 15–18...

— Новые источники финансирования заместили старые не полностью, — считает Александр Афанасьев, гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР). — В расчетах экспертов Минфина фигурирует стопроцентная собираемость всех налогов (ах если бы так!), и картина вырисовывается более-менее приемлемой. Но мы-то знаем, что те же акцизы никогда в России не собирали более чем на 70%. Кроме того, за отгруженное в январе горючее предприятия оптово-розничной торговли акцизы заплатят в феврале-марте! Словом, получается как всегда. Может, новая система действительно прогрессивная, но только ее «доведение до ума» обойдется в такую копеечку...

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?

— Мы подсчитали, что с введением новой системы финансирования в будущем году потеряем по сравнению с нынешним больше 600 млн. рублей, — говорит Игорь Зубарев, заместитель начальника управления автомобильных дорог Тюменской области. — Пытаемся хоть чем-то компенсировать эту сумму — просим деньги в Росавтодоре. Сколько дадут и дадут ли вообще — пока неизвестно. Зато уже ясно, что средств на новое строительство не остается вовсе и его объемы придется сократить в 8 раз. Между тем у нас еще 200 населенных пунктов не имеют подъездных путей с твердым покрытием! Развитие дорожной сети по сути будет приостановлено.

По подсчетам специалистов Минфина, территориальные дорожные фонды в 2003 году должны получить 210 млрд. руб. При условии стопроцентной собираемости налогов. Серьезно на это никто не рассчитывает. Пороги Росавтодора уже обивают просители из регионов. Все хотят получить федеральные субвенции — единственные гарантированные деньги (они прописаны в бюджете). Но это всего 36 млрд. руб., а субъектов федерации — 89...

— Год будет сложным, — разводит руками Николай Серегин, руководитель департамента строительства автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса РФ. — Всем, естественно, не хватает, и субвенции мы направляем на программные, значимые для всей страны объекты. Повезет тем областям, где проходят основные строящиеся магистрали, например, Хабаровскому краю — там сооружают выходы к портам Ванино, Совгавань. И хотя эти дороги не федеральные, мы направляем субвенции сюда, потому что это в интересах всей страны. Многим регионам, к сожалению, вынуждены отказывать. И в федеральном бюджете на новое строительство выделено всего 15 млрд. руб. Все средства в этом году аккумулируем на трех объектах — КАД, Санкт-Петербург (5 млрд.), трасса Чита-Хабаровск (4 млрд.) и «Дон» (меньше 2 млрд.).

...В нашей большой стране средств на дорожное строительство всегда не хватало и, наверное, всегда не будет хватать, иначе это уже будет не Россия. Можно вспомнить, как 10 лет назад отрасль переходила на финансирование через дорожные фонды. Сколько тогда было неразберихи! Потребовалось два года, чтобы система заработала.

— Проблем сегодня много, но не так все страшно, — убежден шеф РАДОРа Афанасьев. — В 2003 году будет очень тяжело, но к 2004 году и эта система заработает.

Ох, и любим же мы сами себе устраивать потрясения с неясными перспективами.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии