Сдаем нормы

СДАЕМ НОРМЫ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/НОВЫЙ КОАП

СДАЕМ НОРМЫ

ОТМЕНИЛИ «ИНСТРУМЕНТАЛКУ» ИЛИ НЕТ?

ТЕКСТ / АНДРЕЙ БОЙКО, АЛЕКСЕЙ ПРЕДКОВ

ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Говорят, раньше вообще жилось лучше и проще и клубника была слаще. А что до техосмотра — так вообще полная благодать: толкнул инспектор плечом машину, стоящую на ручнике, и по одному ему ведомым признакам тут же выдавал заключение: тормоза не в порядке. И разве кто с ним спорил, с профессионалом-то! Самое смешное, споры-разговоры начались только тогда, когда власти начали вводить разные технические средства диагностики. Они нам — «прогресс, наука», а мы им — «человеку верим, а железяке нет». На том и стоим с того самого дня, когда в середине 90-х в Москве «в качестве эксперимента» появился инструментальный контроль. Некоторые даже в суд подавали на незаконные, по их мнению, поборы. Но тут Правительство в 1998 году издало постановление № 880 о государственном техническом осмотре с применением средств технической диагностики, и споры на время приумолкли — автолюбители покорно потянулись на ПИКи.

СУТЬ ВОПРОСА

Масла в тлеющий огонь народного недовольства добавил новый КоАП, а если точнее, одна из его статей — 12.1, где черным по белому записано: «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 МРОТ (кроме того, по ст. 27.13 за это могут снять „номера“ — ред.). Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности».

Как же это понимать? Технический осмотр существует, а проверять исправность автомобиля — запрещено? Чушь какая-то.

Вот мы и решили — отправляемся на техосмотр, чтобы пройти его строго по закону. И машину нашли под стать — «копейку». Восемнадцать лет от роду ласточке. Подъезжаем к ближайшему пункту технического контроля. Нам вежливо выдают две квитанции: одна — за проведение ГТО, вторая — за ГТО с использованием средств технического диагностирования. Упреждая наш вопрос, сотрудник объясняет: «Тут не инструментальный контроль, запрещенный кодексом, а технический осмотр с использованием средств технического диагностирования. А это, как говорится, две большие разницы!» Вот так! А мы, право, никакой разницы здесь просто не видим и, чтобы соблюсти букву закона до конца, пишем заявление на имя начальника МРЭО с просьбой «провести технический осмотр без использования средств технического диагностирования». Далее в течение приятной получасовой беседы с заместителем начальника МРЭО Кузнецовым В.В. пытаемся понять, есть ли все-таки разница между ПТО и ПИКом или нет? В результате остаемся каждый при своем: мы в автомобиле без талона техосмотра, а подполковник с нашим заявлением — «для дальнейшего рассмотрения». Выждав законную паузу, через несколько дней звоним недавнему собеседнику. Очень вежливо он нам объясняет, что в удовлетворении нашего заявления отказано и технический осмотр придется проходить на ПТО с положенными процедурами. Как и раньше...

Все дело в том, что к этому времени свою точку зрения высказал начальник ГУ ГИБДД МВД РФ В. Федоров. Он заявил: как проводили технический осмотр с использованием средств технического диагностирования, так и будем проводить. А что такое «инструментальный контроль», нам законодатель не разъяснил.

Понятно, что во всех пунктах ГТО, куда мы потом приезжали с «законными» требованиями, нас вежливо или не очень отправляли — в общую очередь. «Ну, глупость написали наши депутаты, — популярно объяснил нам инспектор в одном из столичных МРЭО. — Что значит „запретить инструментальную проверку“? Я ведь когда с зеркалом и фонариком номер двигателя ищу — тоже инструментами пользуюсь. Закон, выходит, нарушаю?»

Самое интересное, что нас не поддержал никто из стоящих в очередях на техосмотр автолюбителей. Усредненное народное мнение звучало примерно так: «Кодекс изменился? Ну и что? Здесь не изменилось ничего». И все дружно жалели нас, молодых, глупых... «Вы не ерепеньтесь лучше, — посоветовал опытный автомобилист в МРЭО одного подмосковного городка, — подойдите вот к тому инспектору, дайте ему 500 рублей и получите свой талон!»

ЦЕНА ВОПРОСА

Пресловутый Кодекс об административных нарушениях, как мы помним, рождался в тяжких муках: то несколько лет его проект бродил по комитетам Думы, то уже принятый вариант «завернул» Президент... В результате появился некий документ, который устроил вроде бы всех, но — не нравится никому. Ведь буквально на следующий день после его вступления в силу раздались бесчисленные голоса о «необходимости внести поправки», «откорректировать» и т.д. За всем этим одна проблема — все понимают, что технический осмотр необходим, но в нынешней своей форме практически лишен смысла. Кто бы его ни проводил — сами работники ГАИ (как было раньше), сотрудники ПИКа — коммерческой фирмы, на конкурсной основе выигравшей право на такую работу, — они не заинтересованы в том, чтобы привести техническое состояние автомобиля в норму. Их цель — «продать» талончик техосмотра автовладельцу. Для чего всегда можно найти какую-нибудь «неисправность» типа просроченного йода в аптечке или «превышения уровня жидкости в бачке гидроусилителя руля» (такой повод для отказа изобрели в Западном округе Москвы). Существует и «такса» за быстрое и беспроблемное прохождение техосмотра: в столице — 100 долл., в области — 500–1000 руб. При этом чаще всего автомобиль можно и не предъявлять для осмотра! Зачем? Деньги-то уплачены...

Видимо, эту порочную систему и пытались разрушить депутаты, отменив «инструментальный контроль». Хотели как лучше, только получилось — глупость одна. Не технические средства диагностики надо отменять (без современного оборудования невозможно проверить работу тормозной системы, рулевого управления, параметры работы фар и т. д.), а сам принцип проведения ГТО. Только вот как? Законодатели, видимо, пока не знают, те же, кто техосмотр проводят — молчат.

Кстати, интересный вариант предложил один из наших читателей, москвич А. Игоршев. В течение пяти лет он обслуживал свой автомобиль «Вольво» на одной и той же фирменной СТО. Но вышел ему срок — явиться на тот самый «ГТО с применением средств технической диагностики». Машине-то уже шестой год пошел... И вдруг компьютер «выдал» такой список неисправностей, что хозяину стало дурно. Но вместо того, чтобы предложить деньги, Игоршев отправился к офицеру ГАИ, который должен был выдать (или не выдать) заветный талончик. «Вот у меня сервисная книжка, где отмечено, что я регулярно проводил все регламентные работы на СТО и что техническое состояние автомобиля в норме. Выходит, все эти годы меня нагло обманывали, брали деньги — и ничего не делали, ведь машина, судя по вашей распечатке, в ужасном состоянии! Я готов немедленно подать в суд на этот фирменный сервис!» «Подождите минуточку, зачем же так сразу?» — вдруг засуетился инспектор и... выписал талон. Несмотря на все замечания. Так, может, это — вариант? Доверить проведение ГТО сервисам при условии, конечно, что они имеют соответствующее оборудование и готовы нести ответственность перед законом и страховой компанией, если что случится? Нам кажется, это куда мудрее, чем запрещать фонарик и зеркальце. Кстати, такая практика существует в Германии, известной своими особо жесткими требованиями к техническому состоянию автомобильного парка.

P.S. Под «дворником» «копейки» обнаружили рекламную листовку: «Поможем пройти техосмотр быстро и гарантированно». И — номер телефона. Позвонили. Приятный мужской голос подтвердил, что да, его фирма (!) берется получить талон в любом МРЭО Москвы и области в течение рабочего дня за 3 тыс. руб....

Что уж тут говорить об отмене «инструментального контроля»? Разве можно отменить то, чего не было? Но вот все, что сопровождало этот «контроль» раньше, осталось неизменным.

Так должен проходить ГТО. Внешний осмотр.

Проверка регулировки фар и уровня СО-СН.

Стенд проверки тормозных усилий.

Идет сверка номеров.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии