Не подглядывай!

НЕ ПОДГЛЯДЫВАЙ!

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ПРОВЕРЬ СЕБЯ

НЕ ПОДГЛЯДЫВАЙ!

Говорят, всевозможные тесты и анкеты очень любят наши бывшие "потенциальные противники", а нынче и вовсе друзья с далекого Северо-Американского континента. Понаставил крестиков и галочек, повыбирал между кружочками, треугольничками и квадратиками и узнал, каков твой интеллект в баллах - "Ай-кью" называется. А чем мы хуже? Давайте попробуем. Понятное дело, предложим свой, автомобильный тест.

Ниже вы найдете полтора десятка вопросов - от самых простых до весьма сложных. При каждом - несколько вариантов ответа: выбирайте, какой по душе, но будьте внимательны. Во-первых, обращайте внимание на формулировку вопроса - иногда это будет крайне важно. Во-вторых, из всех вариантов ответа находите наиболее точный и полный. В некоторых случаях мы умышленно предложили один правильный вариант, еще один - очень правильный и еще один - самый правильный. И, наконец, главное: не заглядывайте на следующие страницы, пока не закончите отвечать на все вопросы (ответы лучше записывать). Ответили на все? Переворачивайте лист, крутите вверх ногами журнал и считайте, сколько баллов получилось. А теперь...

1. Чего нет в конструкции двигателя и автомобиля?

а) штанов; б) юбки;

в) рубашки;

г) майки; д) ремня.

2. При включении внешних световых приборов суммарное электрическое сопротивление нагрузки...

а) повышается; б) понижается;

в) не изменяется; г) сопротивляется.

3. Какой из перечисленных автомобилей был создан раньше других?

а) ГАЗ-12; б) ГАЗ-13; в) ГАЗ-20;

г) ГАЗ-21; д) ГАЗ-69; е) GAZ 3111.

4. Где на "Жигулях" следует установить фильтр тонкой очистки топлива, чтобы при нормальной работе его приходилось реже менять?

а) перед бензонасосом;

б) рядом с бензонасосом;

в) после бензонасоса;

г) вместо бензонасоса.

5. Что произойдет при замене на "Жигулях" родной "классической" катушки зажигания на "восьмерочную" (от бесконтактной системы зажигания)?

а) незначительно улучшится динамика разгона и сократится расход топлива;

б) что-нибудь сгорит - или катушка, или прерыватель;

в) ничего не изменится;

г) увеличится срок службы свечей зажигания.

6. В какой паре машин один из автомобилей не является прототипом, двойником или носителем платформы другого?

а) " КИА Кларус" и " Mazda 626/">Mazda 626";

б) " Хёндэ Пони" и " Мицубиси Лансер";

в) " Ситроен С8" и "Рено-Эспас";

г) " Опель Фронтера" и " Хонда Пасспорт".

7. В какой последовательности следует снимать клеммы с аккумулятора?

а) сначала "массу"; б) сначала "плюс";

в) желательно - две одновременно;

г) первой снимают ту, что ближе к переднему щиту автомобиля.

8. Какая электрическая величина измеряется в ампер-часах?

а) энергия;

б) заряд;

в) емкость;

г) мощность.

9. Чем отличается двигатель с системой впрыска топлива от двигателя с инжектором?

а) "впрыск" построен на российской элементной базе, "инжектор" - на импортной;

б) применением нашей или зарубежной программы управления двигателем;

в) это одно и то же; "впрыск" - по-русски, "инжектор" - по-английски;

г) наиболее полное название современных систем - "инжекторный впрыск";

д) "инжектор" - это многоточечный (распределенный) фазированный впрыск.

10. С какого возраста разрешено возить детей на переднем сиденье легкового автомобиля?

а) с восьми; б) с девяти;

в) с двенадцати; г) с четырнадцати;

д) с семи, если за рулем взрослый - один из родителей;

е) с любого, если вес ребенка в одежде не менее 36 кг.

11. Допустимо ли использовать трансмиссионное масло в качестве моторного или наоборот?

а) да, во всех случаях, если масла качественные;

б) ни при каких обстоятельствах;

в) можно, но только летом;

г) трансмиссионное вязкостью 75W90 можно залить в двигатель "Волги" GAZ 24-10;

д) моторное вязкостью 15W40 можно залить в коробку передач "Самары";

е) только перед продажей автомобиля другу.

12. Какой искровой разряд обеспечивает трехэлектродная свеча зажигания при работе в штатной системе зажигания?

а) три одновременных разряда на всех электродах;

б) от одного до трех разрядов;

в) не более одного разряда на одном из электродов;

г) три последовательных разряда.

13. Чем принципиально отличаются друг от друга новые российские вседорожники UAZ 3162 и VAZ 2123?

а) типом упругих элементов в передней подвеске (пружины или рессоры);

б) типом главной передачи (коническая или гипоидная);

в) типом полуосей (разгруженные или полуразгруженные);

г) типом упругих элементов и типом главной передачи;

д) типом упругих элементов и типом полуосей;

е) типом главной передачи и типом полуосей.

14. Какие моторные масла по отечественной и зарубежной классификациям в приведенных парах наиболее близки друг другу?

а) М6з12Г1 и API SJ/CF SAE 15W40; б) М8Ви и API SF/CC SAE 15W40

в) М10Г2К и API SH/CD SAE 10W40; г) М4з14Д и API SG/CD SAE 5W40

д) М10Д(а) и API CD SAE 30; е) "Вологодское" и "Олейна"

ОТВЕТЫ

Надеемся, ваши варианты ответов на все вопросы уже записаны. Пришла пора сравнить их с нашими, они даны в таблице (см. с. 201).

Первый вопрос подразумевает лишь один правильный ответ - в двигателе и автомобиле нет майки (по крайней мере, нам о ее существовании неизвестно). Кто выбрал именно этот вариант - "г", может записать в свой актив один балл. Остальным - пока "ноль" и немного справочной информации. Штанами называют участок выпускной системы, юбкой - нижнюю часть стенок поршня, рубашка - неотъемлемая часть системы жидкостного охлаждения двигателя, а с ремнем, пожалуй, и так ясно.

Еще балл заработали те, кто во втором вопросе выбрал вариант "б". Сопротивление именно понижается, вспомним хотя бы обычную лампочку - чем меньше сопротивление ее нити, тем больше мощность.

Правильный ответ на третий вопрос - вариант "г" ценой в два балла. Речь идет не о знаменитой "Волге", а о трехосном нижегородском грузовичке образца 1936 года. Вариант "в" оценим в один балл - первой послевоенной машиной была именно "Победа".

В четвертом вопросе, надеемся, вы предпочли ответ "в". Во-первых, на линии нагнетания насос может создать куда большее давление, чем на линии всасывания. Во-вторых, есть разница между почти несжимаемым топливом и смесью воздуха с парами бензина. За ответ "в" - один балл, за ответ "б" - полбалла, но (!) только в том случае, если придумаете, как это сделать, чтобы работало.

Пятый вопрос. Правильный ответ "б" - один балл. Тем, кто сможет аргументированно доказать обратное, хотя бы сам себе, разрешаем поставить полбалла за вариант "в".

Для того чтобы вычислить правильный ответ на шестой вопрос - с автомобилями, достаточно представлять, что такое "Рено-Эспас", и знать, что недавно другая французская фирма показала свою перспективную новинку С8. Ничего общего, кроме, разве что, типа кузова, между ними нет. Выбравшим, таким образом, именно ответ "в" отдаем приз - сразу два балла (вопросов про иномарки у нас немного, не грех и поощрить компетентного человека).

В седьмом вопросе два балла за безопасную эксплуатацию тому, кто предпочел вариант "а", один балл - за ответ "б". Откручивая ключом сначала "плюс", вы рискуете "коротнуть" батарею на кузов.

Похожим образом обойдемся и со следующим пунктом - восьмым - два балла за ответ "б", один - за "в". Если не согласны, еще раз внимательно прочитайте вопрос. Там спрашивается про электрическую величину, а емкость, как электрическая величина, измеряется в фарадах.

В инжекторах (вопрос девять) и прочих современных штучках, как ни странно, путаются многие. Мы предлагаем поменьше мудрить с иностранными словами и чаще говорить по-русски: "впрыск топлива" или "система впрыска". Два балла - за вариант "в", ноль - за любой другой ответ.

Правила дорожного движения все помнят? Два балла за ответ "в" (вопрос десять), один балл, утешительный, за ответ "г", поскольку в последнем случае ваша ошибка не приведет к нарушению Правил. А главный закон все равно надо знать.

Одиннадцатый вопрос не покажется сложным тем, кто ездит на "Самаре" или читает хотя бы половину наших материалов о маслах. Два балла - за вариант "д" и утешительный один балл за ответ "б".

А теперь вспоминаем физику средней школы. Если это удалось, один балл за следующий, двенадцатый вопрос вы заработаете легко: вариант "в" - "не более одного разряда". Молния не бьет в три дерева одновременно.

Незаметно мы подобрались к двум последним вопросам - наиболее сложным и, соответственно, доходным с точки зрения набора баллов.

Вопрос тринадцатый. У нового 62-го УАЗа, как и у его предшественников, стоит коническая главная передача, а не гипоидная, как на всех "нивах", включая 23-ю. Кстати, именно поэтому мосты УАЗов менее требовательны к трансмиссионному маслу. Кроме того, на ульяновских машинах разгруженные полуоси (термин) - имеется в виду от изгибающих моментов. В отличие от "Нивы", здесь подшипники, передающие этот момент, садятся на мост, а не на более хлипкую полуось. Последняя, конечно, тоже вращается в подшипниках (других), но не нагружена силами от дороги. Если разгруженную полуось из машины вынуть, колесо удастся поставить на место и ехать дальше, а с полуразгруженной такой фокус не пройдет.

И еще о пружинах. Именно они установлены спереди у нового УАЗа вместо исторически более привычных рессор, оставшихся теперь только сзади. Итак, вариант "а" - ноль баллов, "б" и "в" - по два балла, "г" и "д" - по одному баллу, "е" - четыре балла.

Даже тот, кто считает, что разбирается в маслах (вопрос четырнадцатый), их классификацию помнит не всегда, тем более, когда речь идет о соответствии нашей маркировки и международной. Кратко напомним.

В обеих маркировках может быть одна или две цифры, обозначающие вязкость: пара 6 и 14 (12) в нашей близки к 15 и 40 в не нашей; "просто 10" у нас похоже на "просто 30" у них и т.д. Уровень качества в обоих случаях обозначают буквами В, Г, Д по нашей системе и SF/CC, SG/CD, SH/CF и т. д. по зарубежной. Но есть, конечно, и отличия. Скажем, принадлежность масла к бензиновым, дизельным или универсальным у нас определяют по соответствующей цифре или ее отсутствию - Г1, Г2 или Г, у них - по парам букв. Так, SG - бензиновое, CD - дизельное, SG/CD - универсальное с бензиновым приоритетом, CD/SG - универсальное с дизельным приоритетом.

А теперь к предложенным нами вариантам. Больше всех баллов, аж четыре, получает тот, кто выбрал ответ "г". В указанной здесь паре и вязкости близки, и группы качества, и применяемость. Вдвое меньше - два балла - за ответ "д". Здесь оба масла дизельные, с близкой вязкостью (оба при этом незагущенные), но уровень качества у них отличается весьма существенно - наша группа Д куда выше, чем их CD. Столько же - два балла - мы готовы отдать за вариант "б". Общее у обоих масел только то, что первое - худшее из наших, второе - худшее из импортных. Но их SF/CC все же лучше нашего В. То еще можно лить в "Жигули", а вот наше уже нельзя. Кроме того, наше масло - незагущенное, а импортное - загущенное (две цифры против одной). Да, кстати, и сама вязкость при рабочей температуре ну очень сильно различается. Один балл - за вариант "а". Есть сходства, но вторая из маркировок (международная) подразумевает гораздо более высокие свойства. Наконец, вариант "в" - ноль баллов. Здесь отличия почти во всем, включая назначение продуктов. Общее только то, что оба масла моторные. На баллы, согласитесь, это не тянет.

Продолжение на с. 201.

Окончание. Начало на с. 184.

АЙ-КЬЮ

А теперь сложите все заработанные баллы и посмотрите, что мы о вас думаем.

28 баллов и выше. Попробуйте посчитать еще раз.

27 баллов. Мы же просили не подглядывать в ответы!

24-26 баллов. Так много умных книг и журналов читать нельзя. Организму нужен отдых.

20-23 балла. Где вы столько понабрались, неужели просто внимательно читаете журнал?

15-19 баллов. Знаете вы много, но какие-то страницы журнала, наверняка, пролистываете. А ведь там тоже немало интересного.

10-14 баллов. Если вы еще не подписались на журнал, самое время сделать это.

6-9 баллов. Не исключено, что вы начинающий автомобилист или не стремитесь познать "материальную часть". Наверное, вам это и не обязательно. Но в любом случае, каждая внимательно прочитанная страница журнала принесет вам немало любопытного. Надеемся, с нами вы останетесь надолго.

0-5 баллов. Один номер журнала, даже если его прочитать от корки до корки, не сделает из вас автомобильного энциклопедиста. Но, уверены, заметно пополнит багаж ваших знаний. А два-три - наверняка вызовут желание познакомиться со старейшим автомобильным изданием России поближе.

Подпишитесь на «За рулем» в