Въезжая в тоннель, молитесь

ВЪЕЗЖАЯ В ТОННЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ

]

АКТУАЛЬНО

Чрезвычайная ситуация

ВЪЕЗЖАЯ В ТОННЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ

Все подземные объекты, будь то автомобильный или железнодорожный тоннель, метрополитен или подземный гараж, грозят большой опасностью.

Александр ТУДОС, полковник внутренней службы

Загорелась Останкинская башня, и все сразу задумались: а хорошо ли у нас с пожарной безопасностью вообще? Что будет, если...

Что в автомобильной сфере можно сравнить с телевизионной башней по сложности тушения огня? Конечно, тоннели. Их в стране не так уж и мало: четырехкилометровый между Северной и Южной Осетией, Севанский (2,3 км), Рикотский (1,75 км)... Еще многие строятся или планируются: в Москве (пятикилометровый на третьем кольце), на объездной дороге вокруг Сочи, под Татарским проливом, около Санкт-Петербурга (длиной более 18 км!)... В безопасности ли они (мы)?

Нет. До сих пор не случилось беды не потому, что тоннели надежно защищены от пожара — просто, как говорится, Бог миловал.

Основной законодательный акт в этой области — федеральный закон «О пожарной безопасности» (ст. 6) — гласит, что надзор за подземными объектами (значит, и автотоннелями) ведут федеральные органы горного и промышленного надзора. А Государственная противопожарная служба здесь вовсе ни при чем. Но в Госгортехнадзоре нет специалистов-пожарных! За год до принятия закона вышло постановление правительства, которое предусмотрело необходимость заключить соглашение между пожарными и владельцем автотоннелей (то есть Минтрансом), определяющее порядок пожнадзора. Но соглашения как не было, так и нет — федеральный-то закон «главнее», да и принят он позже!

Так что если сейчас пожарные проявляют какую-то заботу об охране подземных объектов — это, в лучшем случае, их профессиональный «интерес».

Надеяться на то, что сознательные проектировщики предусмотрят, а строители воплотят в жизнь надежную защиту тоннелей от пожара, не приходится: владельцы этих объектов не настолько богаты, чтобы идти на «лишние» траты при строительстве и эксплуатации.

Впрочем, разделение ответственности — вопрос, скорее, специалистов. Тех, кто едет по подземной дороге, больше волнует другое: каковы, в случае чего, шансы спастись.

Ничего утешительного!

Остается загадкой, какая из государственных служб должна спасать людей из огня в тоннеле?! Хотя, исходя из закона «О недрах» (а нигде больше этой темы не касаются), тушение пожара в подземном объекте — дело... владельца объекта. Хочет он этим заниматься — пусть заключает договор с военизированными горноспасательными частями (ВГСЧ), на подземных объектах они должны бороться с огнем. Не хочет — надейся на случай.

И вот результат: попытка управления горного надзора и ВГСЧ при Госстрое России предложить свои услуги по ликвидации чрезвычайных ситуаций в автотоннелях закончилась ничем. Руководство Федерального дорожного агентства (ныне структура Минтранса России) даже ответа не дало!

Есть и еще один вопрос: предположим, ведомства договорились между собой, кто за что отвечает. Смогут ли тогда потушить пожар, возникший в тоннеле?

Увы, возможностей у наших пожарных не так уж и много. Нужна специальная техника, особая подготовка, проработанная тактика действий. С этим, как говорится, не все в порядке. А значит, дорогие автомобилисты, въезжая в тоннель, молитесь...

А может, лучше все-таки учиться на чужих ошибках?

АД РАЗИНУЛ ПАСТЬ

Тауэрнтоннель (Австрия) — один из самых молодых: открылся 21 июня 1995 года. Он проходит под горой Тауэрн (Австрийские Альпы).

В 212 м друг от друга на протяжении всех шести его километров располагаются 30 ниш для чрезвычайных вызовов. Они построены как кабины и защищены от шума и дыма. Система химического и видеонаблюдения (36 видеокамер в тоннеле и на въезде-выезде) позволяет вести непрерывный контроль. Три автономные электростанции (каждая по 20 кВт), предусмотренные на чрезвычайный случай (например, повреждение электрокабеля), обеспечивают 50% освещения, работу радио- и телефонной связи, компьютеров...

Вентиляционная система гарантирует полную очистку воздуха. Над проезжей частью тоннеля проложены каналы для подачи свежего воздуха и вытяжки загрязненного. Словом, все продумано до мелочей! Но...

Из-за строительства в километре от въезда в тоннель одна из полос движения была закрыта на протяжении 500 м. Другая использовалась попеременно для проезда в обе стороны на участке у стройплощадки. Внутри тоннеля движение регулировал светофор.

29 мая 1999 года около 4 часов 50 минут здесь и произошло роковое событие. Перед красным сигналом светофора (направление на север, Зальцбург) стояли восемь машин, среди них грузовые с разными товарами, в том числе лаками и аэрозольными баллончиками. За последним грузовиком ожидали зеленый свет четыре легковых автомобиля.

Грузовик с прицепом не успел вовремя затормозить и с ходу врезался в стоящий «хвост». Две из четырех легковушек оказались так сплющены между стоящим и наехавшим грузовиками, что их еще несколько дней считали одним автомобилем. Две другие машины грузовик раздавил о стенку тоннеля.

Вытек бензин, вспыхнул пожар. Пассажиры в панике бросились бежать в направлении выхода. Другие хватали свой багаж и бросали его, закрывая путь бежавшим. Кто-то пытался развернуть машину, чтобы на ней вырваться из ада. В одном из грузовиков перевозили коров, и обезумевшие животные с диким ревом рвались из кузова.

А навстречу уже шла колонна с другого конца участка, где горел «зеленый». Навстречу огню, бушевавшему в глубине тоннеля.

Он распространялся с огромной скоростью. Температура достигла 1200°С. Подобно ракетам разлетались на сотню метров баллончики-распылители, похожие на огненные шары. Позднее их находили даже в вентиляционных каналах и между перекрытиями. Лопающиеся шины, вопли о помощи, мычание коров — сущий ад!

Пожарные оказались в крайне сложном положении: отрезок между очагом пожара и северным порталом напоминал камин, через который рвались газы, расплавились части тоннеля, сделанные из пластика, бушевало море огня. Один из очевидцев произнес: «Ад разинул свою пасть...»

Лишь после 161 часа (!) непрерывной борьбы пожар был побежден. 12 человек погибли, сгорело 40 автомобилей — 24 легковых и 16 грузовых.

ПЛАМЯ ПОД МОНБЛАНОМ

Тоннель Монблан протяженностью 11,6 км открыли 35 лет назад. Он стал одним из важнейших путей европейского коридора север — юг. 7,64 км принадлежит Франции, 3,96 км — Италии. Его ширина 8,6 м, проезжая часть — 7 м, по бокам — пути для эвакуации шириной 0,8 м.

...24 марта 1999 года в 10 часов 46 минут бельгийский грузовой автомобиль, груженный маргарином и мукой, миновал французский таможенный пост и проследовал в направлении Италии. В 10 часов 52 минуты он загорелся в 6,2 км от въезда в тоннель. Сразу сработал датчик, который показал задымление. По его сигналу перекрыли движение. Уже через шесть минут пожарные подразделения выехали на место. Но из-за плотной стены копоти и дыма они смогли остановиться только в километре (!) от источника огня.

Пожар длился 50 часов — более двух суток! Погиб 41 человек, среди них — один пожарный, сгорело 36 автомобилей, в том числе два пожарных. Сильно пострадали подземные сооружения, бетонные своды на протяжении почти километра были покрыты глубокими трещинами. После пожара тоннель закрыли и долго восстанавливали...

САМЫЙ ДЛИННЫЙ КРЕМАТОРИЙ

Тоннель-рекордсмен под Ла-Маншем тянется на 50,5 км, соединяя Францию и Англию. На глубине 45 м ниже морского дна можно за три часа добраться от Лондона до Парижа — фантастика!

Поезда идут по двум одноколейным стволам диаметром 7,6 м каждый. Их пересекает тоннель обеспечения эксплуатации диаметром 4,8 м. Там могут передвигаться со скоростью до 80 км/ч специальные пожарные автомобили. В тоннеле их 24. Размеры машин таковы, что от стен тоннеля их отделяет всего 10 см, а посему в их управлении используется автоматика, выдерживающая направление движения с точностью до 4 см. Развернуться под землей (морем!) негде, поэтому у пожарных автомобилей две кабины — водитель может перейти в хвост прямо внутри вагонообразного кузова. Кроме того, в Евротоннеле много разных инженерных систем противопожарной защиты. Казалось бы, полная безопасность.

За первые два года со времени пуска тоннеля в 1994 году его беспрепятственно пересекло на платформах около миллиона тяжелых грузовиков. И вот... 18 ноября 1996 года прозвучала тревога: пожар. Он начался в 16 км от Франции в грузовом автомобиле, груженном полифенилэтиленом. Вспыхнувший огонь охватил четыре хвостовых вагона. Машинист остановил поезд и начал эвакуацию пассажиров. Люди передвигались ползком, закрывая рот платками. 36 человек серьезно пострадали; к счастью, никто не погиб. Борьбу с огнем вели 70 пожарных, которые, работая в противогазах, через каждые 10 минут сменяли друг друга из-за высокой температуры. Лишь в середине следующего дня пожар был ликвидирован! Прямой ущерб от него составил около 2 млн. долларов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии