"одиозный" привод

«ОДИОЗНЫЙ» ПРИВОД

]

ИСПЫТАНИЯ

Наше знакомство

«ОДИОЗНЫЙ» ПРИВОД

Детище тюнинговой фирмы на главном конвейере — такого в нашем автопроме еще не бывало!

Вадим КРЮЧКОВ

Известия о возрождении Ижевского автозавода — пуске конвейера, возобновлении выпуска автомобилей внушают оптимизм. О том, как удалось это сделать, вы могли прочитать в ЗР, 2000, № 7. Однако перед компанией «Сок», вдохнувшей жизнь в увядающее производство, вместе с массой стратегических задач стояла еще одна, пожалуй, самая главная. Требовалось расширить модельный ряд. Помимо успевших устареть пикапа Izh 2717, фургона на его базе да хэтчбека Izh 2126, нужно было предложить покупателям нечто «этакое». Косметическими изменениями и переименованием «Орбиты» в «Оду» тут было не обойтись. Так появилась идея выпускать полноприводник.

«РОЯЛЬ В КУСТАХ»

Проектировать автомобиль с чистого листа — дело, прямо скажем, долгое. Ситуация же требовала наладить производство новинки в сжатые сроки. И тут выяснилось: под боком у завода который год работает тюнинговая фирма «Норма-авто», выпускающая целые три модификации полноприводной «Оды» (ЗР, 1998, № 6). Но одно дело штучная сборка на подъемнике, другое — массовый выпуск на конвейере: технология и масштабы производства разнятся радикально. Вместо 15–20 автомобилей в месяц надо выдать на-гора несколько сотен. Казалось, проект забуксует. Но нет, «в кустах совершенно случайно оказался рояль». Тюнингисты поразили всех — без помпы и шума они работали на перспективу, и едва появился спрос, предоставили модификацию полноприводной «Оды», рассчитанную именно для сборки на конвейере Ижевского автозавода. Тут уж крыть было нечем, коли все знаете и умеете — вам и карты в руки: лучшие умы «Нормы-авто» пришли в большое производство.

Чем же интересен Izh 2126 4х4 с точки зрения технаря? Об изменениях во внешности нетрудно судить по фотографиям. Что касается начинки, то кузов, интерьер, задняя подвеска, мост остались без изменений. А вот спереди появился подрамник, привинченный к лонжеронам в штатных точках для монтажа балки. На нем, помимо силового агрегата, закреплены «родные» рычаги подвески, стабилизатор поперечной устойчивости, рулевая рейка, оригинальная защита картера двигателя и редуктор. Амортизаторные стойки тоже стандартные. Двигатель — VAZ 2106 с карбюратором «Озон», коробка передач либо вазовская, либо омского производства. С нее крутящий момент передается на раздаточную коробку, а оттуда через карданные валы на задний мост и передний редуктор от «Нивы». Приводы передних колес тоже «нивовские», лишь наружные шарниры равных угловых скоростей от VAZ 2108. Из соображений компоновки изменены приемная труба глушителя и резонатор. Колеса — 14-дюймовые с покрышками размерностью 185/70R14 или 185/65R14.

Теперь посмакуем подробности. Изюминкой полноприводной трансмиссии стала раздаточная коробка. Это оригинальная разработка фирмы «Норма-авто», переданная теперь на завод. Коробка компактная, крепится к кузову через резиновые подушки, в отличие от «нивовской» не столь требовательна к соосности валов, не так сильно шумит и вибрирует. Понижающей передачи в ней нет — есть лишь межосевая блокировка. Пока раздатка связана с коробкой передач по «нивовской» схеме — промежуточным валом и шарниром равных угловых скоростей. Ближайшая перспектива — окончательный переход на омскую коробку передач с измененными под полноприводную модификацию «Оды» передаточными числами и объединенную в общем корпусе с раздаткой. Это позволит избавиться от ШРУСа и прочих недостатков «нивовской» схемы. Мало того, запас трансмиссии по крутящему моменту возрастет, что позволит комплектовать автомобиль мощными двигателями большего объема — например, двухлитровым уфимским с распределенным впрыском.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Прежде чем оседлать полноприводную «Оду», немного покатались на обычном Izh 2126, дабы освежить воспоминания. Получилось прямо-таки путешествие на машине времени.

Шины Бл-85, которыми сегодня комплектуют «Оду» вместо дремучих М-145, надо признать, добавили автомобилю подвижности. А в остальном... «Орбита» 80-х годов. При нынешней отпускной цене завода от 64 до 68 тыс. рублей этому изделию можно простить многие недостатки. Говорить же о каких-либо серьезных его перспективах было бы преувеличением.

Но все-таки в активе ИЖа — просторный салон, емкий багажник, большой дорожный просвет, простота конструкции и «демпинговая» цена. В пассиве — примитивный интерьер, зубодробильная подвеска, шумы, вибрации и прочее, прочее... Легковому автомобилю такой букет недостатков — почти приговор. А теперь приложим тот же набор плюсов и минусов к вседорожнику (читай полноприводнику). Вполне терпимо! Может быть, «Ода» 4х4 и есть второе дыхание «Орбиты»?

С этой меркой подойдем к полноприводному ИЖу. Получился весьма оригинальный аппарат. Разгонная динамика и торможение — на уровне других отечественных автомобилей. Проходимость на порядок выше любой дорожной «кватры», поведение на асфальте куда лучше, чем у «Нивы». Комфорт спартанский, но ту же «Ниву» по этому показателю опережает — тряска и вибрации утомляют не так сильно. Излишняя жесткость подвесок оказывается вполне оправданна — меньше крены в поворотах. А уж на проселке можно вытворять такое, что ни одной легковушке не по силам. Поверив в возможности ИЖа, штурмуем глубокий брод — без проблем, по лесным тропинкам — запросто, поперек пашни — получилось, рыхлый песок — справились. Пожалуй, только вязкие участки лучше штурмовать с ходу, не останавливаясь, чтобы не нагружать сцепление. В противном случае при попытках стронуть с места машину, увязшую в крепком месте, почуете, как пахнет горелыми накладками ведомого диска. Не стоит забывать: «Ода» хоть и полноприводник, но не полноценный джип. Есть ограничения по геометрической проходимости, мощности двигателя, рисунку протектора и т. д. 

Итак, «Ода» 4х4 претендует на роль единственного автомобиля в семье, пригодного для передвижения по любым дорогам — от асфальтовых до грунтовых. Однако ниша, которую она занимает, куда ближе к «Ниве», чем к зарубежным легковым полноприводникам.

А теперь самый насущный вопрос: когда и сколько? В самое ближайшее время планируется довести объем выпуска до 500 машин в месяц. В дальнейшем доля полноприводных автомобилей в производственной программе будет расти. Многое, как вы понимаете, зависит от спроса. Цена — козырной туз, способный решить судьбу проекта: называют около 100 тыс. рублей. Это совсем немного за просторный четырехдверный хэтчбек с полным приводом. Если не будет откровенных провалов с качеством, то «Ода» 4х4 сможет стать спасательным кругом для устаревшей «Орбиты».

Вариации на тему полного привода: пикап-внедорожник.

Изюминка трансмиссии — оригинальная раздаточная коробка.

Еще одна отличительная черта «Оды» 4х4 — мощный подрамник в передней части.

Фото Владимира КНЯЗЕВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии