Тарелки вместо кастрюли

ТАРЕЛКИ ВМЕСТО КАСТРЮЛИ

]

ИСПЫТАНИЯ

Тюнинг

ТАРЕЛКИ ВМЕСТО КАСТРЮЛИ

Резервы мощности двигателя скрыты даже в таком нехитром устройстве,

как воздушный фильтр.

Вадим КРЮЧКОВ

Казалось бы, в автомобиле нет детали проще: сменный элемент из картона, металлический корпус, метко прозванный «кастрюлей», переключатель «лето-зима», носик для забора воздуха. Вот, собственно, и все. Где здесь, скажете вы, те самые резервы?

Не спешите с выводами. Есть у автогонщиков такое понятие, как ограничительная шайба на впуске. Ее диаметр строго регламентирован техническими требованиями — для того, чтобы хоть как-то уравнять шансы соревнующихся. «Перекрыв» (точнее, прикрыв) кислород (ограничив проходное сечение шайбы), задают планку, выше которой форсировать двигатель не имеет смысла — все равно «дыхания» не хватит. Именно так пресекают в спорте дорогостоящую погоню за лишними лошадиными силами.

Вернемся от спорта к обыденной жизни. Стандартный двигатель — изделие в целом гармоничное. Его впуск рассчитан и отлажен так, чтобы мотор показал ту самую, указанную в заводской инструкции («паспортную») мощность. Разумеется, с некоторым запасом из соображений унификации. Например, моторы рабочим объемом 1100, 1300, 1500 смз для переднеприводных автомобилей ВАЗа оснащены одинаковыми «кастрюлями». Но вот вы надумали форсировать двигатель. Стараниями одной из тюнинговых фирм мощность возросла, а фильтрующий элемент и «железки» вокруг него остались прежними. Здравый смысл начинает подавать голос: как же так, распредвал специальный, подъем клапанов увеличился, каналы головки блока цилиндров доработаны, а «кастрюля» не изменилась. Уж коли делать впуск свободным, так по всей длине. Не сыграют ли фильтр, его корпус и носик воздухозаборника роль той самой ограничительной шайбы? Давайте проведем замеры и поэкспериментируем.

На беговых барабанах стенда «Бош FLA-203» — автомобиль VAZ 21083 с карбюраторным двигателем умеренной форсировки. Для начала сравним возможности машины со штатным фильтрующим элементом и вообще без него, то есть с голым карбюратором (табл. 1). Ого, разница-то почти 2,5 силы! Значит, штатный комплект все-таки затрудняет дыхание доработанному мотору. Что же делать, фильтровать пыль как-то надо. Берем заокеанское изделие фирмы K&N (фото 1). Это весьма интересный наборчик, предназначенный для карбюраторных двигателей. Никаких носиков нет, воздух забирается со всех сторон. Вместо привычной «кастрюли» две тарелочки из полированной нержавейки, между которыми зажат ничем не прикрытый фильтрующий элемент — заметим, многоразового использования. Сделан он из нескольких слоев хлопчатобумажного материала, пропитанного специальным маслом. Армирован тонкой металлической сеткой. Нуждается в чистке и новой пропитке раз в 50–100 тысяч миль (80–160 тыс. км) пробега. Для обслуживания применяют только фирменные жидкости в аэрозольных баллончиках.

Смахивает на шарлатанство? Да нет, все по-честному, K&N — имя известное. Можно сказать, целое государство в мире фильтров. Рекомендации? Пожалуйста: восемь команд формулы 1, в том числе «Вильямс» и «Бенеттон», участники чемпионатов мира по ралли, гонкам грузовиков, ралли-кроссу, Британского кольцевого чемпионата. Производители — «Ровер», «Ягуар», «Роллс-Ройс», «Катерхем», «Астон Мартин»... Все они применяют K&N. Вот и наша «Лада» с его изделием прибавила 4 (!) лошадиные силы против штатного варианта. Впечатляет. Но нельзя ли подешевле? «Фирма„-то в рознице стоит от 100 до 120 долл. США.

Вооружаемся инструментом и вырезаем в стандартном корпусе фильтра широкие окна для кругового забора воздуха (фото 2). «Кастрюля» преобразилась в две тарелочки по образу и подобию K&N. Замер с серийным фильтром порадовал — добыли 3,5 л. с. Идея, следовательно, правильная — жаль на практике применять ее нельзя. Картон, увы, раскиснет от воды, которая неизбежно попадет в моторный отсек при езде в дождливую погоду. Но выход есть — зарядить в распиленный корпус импортный поролоновый фильтр Twin air (фото 3). Он лучше противостоит влаге. Его элемент многоразового использования, надетый на пластиковый каркас, изготовлен из двух слоев бензомаслостойкого поролона с пропиткой особым составом. Очищать и заново пропитывать Twin air нужно раз в 10–12 тыс. км пробега. Он существенно дешевле комплекта от K&N, но в магазинах встречается крайне редко. Прибавка мощности — 3,1 л. с., разумеется, в доработанном корпусе.

Обратимся теперь к автомобилям, оснащенным распределенным впрыском топлива. Возьмем VAZ 21103 со стандартным шестнадцатиклапанником и сравним штатный вариант с фильтром K&N, предназначенным для установки в серийный корпус (фото 4). Разница невелика, хотя перевес все же на стороне иностранца (табл. 2). Ясно, что обеспечили его сами фильтрующие элементы, точнее, материалы, из которых они изготовлены.

Но вот пришел черед универсального K&N c круговым забором: небольшой цилиндрик крепится прямо на датчик массового расхода воздуха (фото 5). Прибавка стала весомой — около 2 л. с. 

Забегая вперед, отметим: эффект от применения нестандартных фильтров на серийных моторах ВАЗа сногсшибательным не назовешь. Что лишний раз подтверждает — заводчане основательно потрудились над впуском. Другое дело — силовой агрегат, побывавший в руках мастеров тюнинга. Примерим тот же набор на VAZ 21102 с основательно доработанным двигателем 1600 смз. Разница между картонным фильтром и K&N в обычном корпусе снова невелика. А вот иностранец с круговым забором воздуха позволил добыть дополнительные 3,7 л. с. 

Тестирование на беговых барабанах принесло вполне убедительные результаты, но хорошо бы выловить прибавку и в ходе дорожных испытаний. Пожалуйста, вот вам достаточно наглядный пример (табл. 3). Как видим, карбюраторная «восьмерка», оснащенная комплектом K&N, резвее разгоняется, улучшилась и эластичность.

Важно, что конструкция фильтра практически не влияет на токсичность отработавших газов, расход топлива в условном городском цикле и при постоянной скорости (табл. 4).

Пожалуй, пора переходить к обобщениям. В тесте участвовали только новые, а значит, чистые фильтрующие элементы. Как вы понимаете, от загрязненного фильтра не стоит ждать рекордных показателей. Равно как и сравнение чистого с грязным будет явно не в пользу последнего. В равных же условиях прибавка мощности зависит не столько от материала сменного элемента, сколько от конструкции корпуса. Круговой забор воздуха явно предпочтительнее, поскольку меньше сопротивление на впуске. Задача же фильтра — исправно работать между двумя «тарелками», что сложнее, чем в закрытой «кастрюле». Здесь преимущество у пропитанных маслом иностранцев. Картону в этих условиях не хватает механической прочности и водостойкости.

Но даже фирменные комплекты от K&N не идеальны. Получаем: прибавку мощности, продолжительный срок службы, возможность многократного использования фильтрующего элемента, ласкающий слух спортивный звук двигателя, на зависть соседям — блеск полированного металла под капотом.

Жертвуем: переключением «лето-зима» при заборе воздуха, возможностью форсировать броды, глушением шума на впуске. Обслуживать K&N сложнее и дороже, чем сменить обычный бумажный элемент.

Курильщик поймет аналогию: переход к фильтрам с открытым корпусом сродни приобретению зажигалки «Зиппо». Красивая, пламя не гаснет на ветру, престижная марка и т. д. Но время от времени заправь бензином, смени кремень, поменяй фильтр. В общем, некая возня и расходы обеспечены. Вспомните одноразовую: кончился газ, купил новую, считай даром. Куда я клоню?

К фирменным фильтрам продается гора дополнительного оборудования, позволяющего устранить ряд их недостатков. Тут и специальный чехол для езды по пыльным проселочкам, и комплект деталей для забора горячего воздуха зимой, и несколько вариантов крепежа трубки для отвода картерных газов. Будет к чему руки приложить да и «лишние» деньги пристроить. Если плюсы фильтров с круговым забором воздуха, по вашему мнению, перевешивают их минусы, смело покупайте. Если же прибавка в несколько лошадиных сил, на ваш взгляд, не стоит подобной суеты и затрат, оставьте на месте «кастрюлю».

Редакция благодарит фирму «Торгмаш» из Тольятти за помощь в подготовке материала.

K&N под капотом VAZ 2106: не только полезен, но и красив.

Вазовский шестнадцатиклапанник: цилиндрик K&N монтируется прямо на датчике массового расхода воздуха.

1. Комплект K&N (слева), штатный фильтрующий элемент (справа).

2. Серийная «кастрюля», доработанная для кругового забора воздуха.

3. Поролоновый фильтр Twin air (справа) и обычный картонный (слева).

4. Сменные элементы для установки в штатный корпус воздухофильтра впрысковых машин: серийный (на заднем плане) и K&N. 

5. Фильтр K&N с круговым забором воздуха для двигателей, оснащенных системой распределенного впрыска.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии