Незнакомцы на колесах

НЕЗНАКОМЦЫ НА КОЛЕСАХ

]

ТЕХНИКА

Спецназ

НЕЗНАКОМЦЫ НА КОЛЕСАХ

Кажется, все небольшие автофирмы уже ушли «под крышу» концернов-гигантов — только так можно выжить на перенасыщенном автомобильном рынке. Тем более интересен путь, выбранный несколькими семейными предприятиями.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

«Паус», «Аеби», «Бухер»... Скорее всего, эти имена читателям ничего не говорят. А между тем речь идет о монополистах на мировом рынке. Правда, лишь в узкой нише автомобилей сугубо специального назначения. Техника эта сложнейшая, хлопот много, а выпуск невелик. «Самое то» для семейного бизнеса.

«ТАЧКИ» ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Что прежде всего приходит в голову, когда представляешь себе шахтеров, едущих к забою по длинным, часто многокилометровым штрекам? Правильно, рельсы и открытые вагонетки. Что-то вроде мини-метро. Оказывается, это не везде так. Германо-швейцарское предприятие «Паус» снабжает шахтеров... автобусами и джипами специально для работы в подземных выработках. Название этих удивительных автомобилей «Минка» (от английского mine — рудник и car — автомобиль). Бесхитростный прочный кузов, вмещающий 5, 18 или 26 человек, малые высота (1,8–2,0 м) и радиус поворота (4,55–6,3 м), мощная светотехника — отличительные черты этого транспорта подземелья. И еще — взрывобезопасное исполнение, исключающее всякие искры, тем более выбросы пламени, хотя используется двигатель внутреннего сгорания («Дойц-912W»). В шахтах это, пожалуй, наиболее актуальное требование: ему подчинено также все электрооборудование, так что переключатели и кнопки весьма отдаленно напоминают привычные автомобильные. А вот разгоняться «до сотни» в штреках негде — 40 км/ч вполне достаточно. Как и небольшого дизеля мощностью 31–68 л. с., несмотря на внушительную массу — от 3,3 т (!) у пятиместного джипа до 6,1 т у 26-местного автобуса. Из технических деталей любопытна независимая подвеска передних колес на поперечной рессоре. Больших неровностей «покрытия» в шахтах обычно нет и потому полный привод в автомобилях «Минка» предусмотрен лишь как опция. Автобус-летучку выпускают также в санитарной комплектации; есть и пожарная машина с цистерной на 1800 л. Под землей все это бывает необходимо.

«УНИМОГИ» ДЛЯ ФЕРМЕРОВ

В крохотном швейцарском городке Бургдорфе в 1883 году приютились механические мастерские, изготовлявшие турбины, гужевые повозки, пожарные брандспойты. В благополучной и далекой от войн стране дела быстро пошли в гору, одни изделия сменяли другие, и в 1964 году из фабричных ворот выкатился первый транспортер — так на «Аеби» называют свои автомобили. С тех пор небольшое предприятие ухитрилось открыть филиалы в Австрии, США, получить сертификат ISO 9001 — при том, что на головном заводе трудится всего 340 человек. Девятьсот машин ежегодно — совсем немного, но их знают фермеры, садоводы, игроки в гольф практически по всему миру. Прежде всего благодаря тому, что эти транспортеры вобрали в себя совершенно оригинальные конструкторские и технологические решения, которых не найти и на знаменитом «Унимоге». Например, вместо рамы здесь передний и задний мосты соединяет труба с карданным валом внутри и поворачивающимся вокруг продольной оси соединением. Так что задний мост может повернуться относительно переднего чуть не на 90°. А чтобы погасить крутильные колебания, в этом сочленении стоит гидроамортизатор с прогрессивной характеристикой. Комфорт в кабине не зависит от нагрузки автомобиля: пневмоподвеска установлена между рамой и кабиной. Хитрая система управления поддерживает ее умеренный наклон даже на косогоре.

Необычны дисковые тормоза: они работают в... масляной ванне, что не мешает надежно остановить транспортер на любом уклоне и практически не допускает их износа.

Высочайшую проходимость обеспечивают полный, разумеется, привод, электрогидравлические блокировки всех трех дифференциалов и реверсивная коробка передач с восемью основными ступенями вперед и назад, которые еще и делятся. Получается по 16 в каждом направлении. Правда, скорости невелики: «максималка» здесь около 40 км/ч, зато минимум — 2,4 км/ч. Представляете, какая тяга, несмотря на скромную мощность дизеля «Кубота» (50–82 л. с., в зависимости от модели транспортера). Для разворота «Аеби» достаточно пяти метров, ведь рулевое управление позволяет повернуть (ведущие!) колеса аж на 52°.

Само собой, фирма предлагает широкий комплект навесного оборудования с приводом либо от шлицевого вала с отдельным сцеплением, либо от гидросистемы. Зимой на снегоуборочных работах кабина снабжается дверьми с большой площадью остекления. Мощная «печка» поддерживает нужный микроклимат в салоне, предохраняя стекла от запотевания. Летом двери не нужны, что позволяет обойтись без кондиционера и почувствовать единение с природой.

«ХАММЕРЫ» САМОЙ МИРНОЙ АРМИИ

Швейцарская армия... Не нам судить о том, зачем она этой сугубо нейтральной стране. Но поскольку армия есть, она должна быть вооружена и передвигаться на автомобилях. Причем на... отечественных. Фирма «Бухер» как раз и существует благодаря госзаказу и сама дает работу той же «Аеби», получая от нее ведущие мосты.

Гамма шасси автомобилей «Дуро» — таково их неблагозвучное для русского уха название — простирается от джипов тактического назначения (очень похожих на знаменитый «Хаммер») до трехосных штабных машин с колесной формулой 6х6. На всех этих шасси могут быть установлены кузова типа «кунг» с различным оборудованием (передвижной командный пункт, лазарет, просто грузовой фургон) или... ракетные установки. Впрочем, военная техника не исчерпывает гамму автомобилей «Дуро». Пожарные, скорая помощь, службы спасения, экспедиции в нехоженые края — вот круг клиентов фирмы «Бухер».

Здесь тоже найдем своеобразные технические решения. Начнем с шасси. В отличие от сельскохозяйственных «Аеби», тут применена жесткая лонжеронная рама, к которой прикреплено сложное подпружиненное сооружение из труб, позволяющее колесам отслеживать все неровности рельефа. Фирма называет подвеску «Де Дион», но, сдается, это что-то более сложное. На такую мысль наводят длинные трубчатые продольные рычаги, шарнирно прикрепленные к раме почти в ее середине.

Двигатель — конечно, турбодизель мощностью 160 л. с. с крутящим моментом 395 Н.м. Он передается к мостам через четырехступенчатый «автомат» с гидротрансформатором и двухступенчатую раздаточную коробку. Чтобы не мучить водителя включением трех блокировок, все дифференциалы — самоблокирующиеся, типа «Торсен». Это, однако, еще не все шестеренки. Последнее слово в передаче момента за колесными редукторами: они понижают обороты в четыре раза и на столько же разгружают остальную трансмиссию.

Тормоза здесь тоже оригинальные: вроде бы дисковые, но расположены в колесных редукторах и вентилируются... изнутри.

Ну, а «секретные» тактико-технические данные таковы: максимальная скорость по шоссе — 110 км/ч, по бездорожью — 50 км/ч; преодолеваемый подъем — 80%; глубина брода — 0,8 м; клиренс — 360 мм; радиус разворота — около 13 м; полезная нагрузка — 3–3,5 т плюс прицеп массой до 5 т.

В поисках фирм, сохранивших независимость, мы «прочесали» Западную Европу, но и на других континентах есть подобные. На них не точат зубы «даймлеры», «фольксвагены», «джи-эм-си» — слишком мелка рыбешка. Пусть живут и удивляют нас своими автомобилями.

Вот они,"Минки" — и это далеко не вся гамма моделей.

Панель приборов больше напоминает пульт станка.

Угол поворота передних колес «Аеби» говорит сам за себя.

Можно подумать, что на рычаге коробки — кнопки управления... вооружением. Это так и есть, только оружие сугубо мирное.

Вместо рамы — труба, а на ней — поворотный шарнир с амортизатором.

«Хаммеры», самоходные ракетные установки, санитарные, пожарные и просто самосвалы — чего только не найдешь среди моделей фирмы «Бухер».

Рычаги подвески как бы образуют отдельную от основной раму и позволяют легко преодолевать препятствия.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии