Чемпионат мира по ралли WRC: поиск антипода

Себастьену Ожье впору давать объявление: «Срочно требуются соперники!».

Когда-то Ралли Монте-Карло уважительно называли рулеткой, намекая, что победителя здесь предсказать невозможно. А имена тех, кто победил три раза, произносили с придыханием: Вальтер Рёрль, Дидье Ориоль, Карлос Сайнс. Когда-то Ралли Швеции славилось тем, что победа в нем по зубам только скандинавам: с 1950 по 2003 год было так. И когда Себастьен Лоэб сломал традицию, то стал героем всех времен и народов.

А что сегодня?

Сегодня аура исключительности этих гонок растворилась. За «Монте-Карло» спасибо Лоэбу – он выиграл семь раз, обесценив достижения грандов прошлого. А со Швецией разобрался Себастьен Ожье: три победы за четыре года. И то и другое произошло благодаря затяжному превосходству одной команды над всеми. Сначала Citroen, теперь – Volkswagen.

Ругать их не за что. Правила для всех одинаковы, и если соперники не могут построить чемпионский автомобиль или найти для него подобающего пилота, это не проблема лидирующей команды. Кроме того, Лоэб и Ожье – действительно феноменальны. Но как быть организаторам чемпионата?

Экс-заводские DS3 теперь в распоряжении частных команд. Вряд ли им удастся выиграть что-то серьезное.

Начался новый сезон, у Ожье – две победы из двух, и интрига умерла еще до прихода весны. Трудно привлекать аудиторию! Впрочем, отдельные этапы чемпионата мира сами по себе достаточно захватывающие. Отнюдь не всегда Ожье лидирует со старта и до финиша, бывают сложности и у него. И многие зрители склонны болеть не за кого-то, а против явного фаворита. Но ведь он опять станет чемпионом…

Это будет завтра

Формула‑1 борется с предсказуемостью сюжетов методом постоянных изменений технического регламента. Это дарит новые ожидания и удерживает внимание публики. Раллийному чемпионату мира масштабный рестайлинг правил удается реже: WRC в большей степени зависим от заводов‑участников. А они не любят внезапных перемен – особенно те, кто все время побеждает.

В будущем сезоне всё же радикальный апгрейд состоится: вступит в силу новый регламент – машины высшего класса WRC станут шире, легче, мощнее и быстрее. Дебаты в кулуарах за эти изменения шли более трех лет – с момента, как Toyota выразила желание в 2017 году вернуться в чемпионат. Ей было стратегически важно, чтобы инженерные наработки команд-завсегдатаев хотя бы частично утратили значение. Сама Toyota при этом получила некоторый гандикап в создании машины нового поколения. Те команды, что уже выступают, тратят усилия еще и на модернизацию нынешних машин. За исключением хитрого Ситроена – французы взяли тайм-аут, объявив, что пропустят сезон‑2016, дабы не распылять ресурсы.

Хейден Пэддон вошел в когорту звезд. Вообще, у него почти полсотни стартов на этапах WRC, но в основном на машинах младших классов.

Их DS3 отданы частным командам, и сохранился паритет в количестве марок: четыре. Но заводских команд осталось только две – действующий чемпион и относительный новичок Hyundai. Который, судя по двум зимним гонкам, кошмарной угрозой для чемпиона не стал. Но через год нам обещают битву четырех заводов и абсолютно новых машин! Честное слово, даже у меня возникли новые ожидания.

Кто против?

А пока смотрим то, что есть, и болеем за или против Ожье – кому как нравится. Француз, между прочим, отличается прямотой нрава, редкой для нынешних пилотов. И открыто говорит о том, что победы, добытые без напряженной борьбы, приносят ему меньше удовольствия. Ему важно выигрывать у сильных соперников. Чем их больше, тем лучше.

Это да, но ни в одном чемпионате мира не бывает, чтобы за титул боролись десять пилотов из восьми команд. Поэтому для болельщицкого счастья достаточно, чтобы Себастьену бросила вызов примерно такая же яркая личность, как он сам. Может быть, этой личностью станет 28‑летний Хейден Пэддон, который впервые проведет за Hyundai все тринадцать этапов? В обледенелой Швеции Пэддон сотворил локальную сенсацию, финишировав вторым и отстав всего на полминуты. А в ходе гонки сократил отставание с сорока секунд до восьми и пережил пробитый радиатор. При том что он новозеландец. На его родине, где он начинал делать карьеру, зимой (с июня по август) идет дождь, а не снег. Говорят, у Пэддона сильный иммунитет против звездной болезни, а свободное время он склонен посвящать тренировкам. Своим слабым местом считает асфальтовую подготовку – и работает над усилением.

На первый взгляд кандидатура достойная. Но в обозримом прошлом был только один пример, когда новичок в свой первый полноценный сезон серьезно потрепал безоговорочного фаворита. Это сам Ожье.

Подпишитесь на «За рулем» в