Что не так с беспилотниками: версия экспертов «За рулем»

С утра мы решили организовать всенародное движение за скорейшее внедрение беспилотников – автомобилей с автономными системами управления, которые сами умеют ездить, куда велено, парковаться и при этом не нарушают правила.

«Шестерка»? Она! Беспилотный опытный образец 1983 года, разработанный Грузинской Академией механики машин. В серию, ясное дело, не пошел.

Почти все производители работают в этой области и обещают начало продаж в ближайшие годы. Один только Nissan намерен до 2020 года серийно выпустить полтора десятка моделей, а первенцем в Европе уже через год станет Qashqai, оснащенный технологией автономного управления Piloted Drive. С нею автомобиль может безопасно двигаться даже по оживленному шоссе. Позже ее дополнят Multiple Lane Control (распознавание опасности всех типов) и Inner-city (проезд перекрестков).

В сочетании с навигационными системами и умением исполнять голосовые команды «автономники», вне всякого сомнения, через какое-то время вытеснят с рынка обычные автомобили, слишком требовательные к водителям.

В «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации – 2015» представили беспилотную модель на базе UAZ Hunter. Легко переделывается в гражданскую версию.

Но нам ждать некогда, потому что мы пришли к выводу, что такие автомобили позволят ездить пьяными и ни за что не отвечать. Как ожидается, за ДТП, совершенные беспилотниками в автоматическом режиме, будут нести ответственность производители. Вот вам и первая выгода, как говаривал удав любопытному слоненку.

Пока непонятно, какие поправки внесут в ПДД – а это, несомненно, потребуется. Мало ли, произошел какой-то сбой электроники, и ваш автомобиль помчится по встречке 200 км/ч. Кто за это ответит? Ясно, что не владелец машины, он-то здесь при чем. Но надо четко прописать эти нюансы в правилах: имеет ли право сотрудник ДПС задерживать водителя, чья машина нарушила правила?

Скорее всего, пункт, запрещающий садиться за руль в алкогольном или ином опьянении, не уберут. Ну и ладно. Зачем садиться за руль? Мы, вдрабадан пьяные, сядем на заднее сиденье. Машина отвезет! Это вторая выгода.

Японцы ведут испытания беспилотной Тойоты, но что это за страхующий водитель за рулем?

И поскольку мы не собираемся вообще садиться за руль, то нам не нужно и ОСАГО покупать. За руль мы сядем только один раз – на примерке машины в автосалоне. Ну, не давят ли валики боковой поддержки, не коротковаты ли подушки, регулируется ли руль по высоте и все такое. Если, конечно, он предусмотрен конструкцией.

С нами активно спорил по каждому пункту наш юрист Сергей Смирнов – благо мы все сидим в одной комнате. Он возражал, что переделают правила ОСАГО и полис все равно придется покупать. Вернее, вместо ОСАГО появится какой-то другой вид страховки. Но поскольку сегодня 1 апреля, мы остались при своем мнении. Владельцу беспилотника, особенно если он окажется электромобилем, понадобится только один вид страхования – здоровья. На случай, если машина шарахнет током.

Разработкой автоматических систем управления занимается и Mercedes-Benz. Здесь на месте водителя и переднего пассажира только электроника.

Предсказуемы и недостатки автономных автомобилей. По существующим правилам, если ваш полностью автоматический автомобиль задавил пешехода, вы все равно должны как-то выползти с заднего сиденья и оказать помощь пострадавшему.

В общем, остался только один не вполне понятный момент. Предположим, что наш беспилотник — рамный вcедорожник с полноприводной трансмиссией. Он повез нас на рыбалку. Мы там, естественно, капитально нарезались и после этого решили сгонять за добавкой. А наш вездеход, лучше нас знающий все дороги и умеющий распознавать, можно или нельзя проехать по данной местности, взял да и застрял. Должны ли мы его вытаскивать трактором или следует сразу звонить официальному дилеру?

Подпишитесь на «За рулем» в