Роботы вместо футболистов, или Как водителей оставят без руля

Давно хотел сочинить рассказ про футбол будущего. Суть такая: беснующиеся трибуны, вопли, свист — это всё понятно. Но главное в том, что вместо футболистов на поле бегают роботы, управляемые и подпитываемые энергией болельщиков! Грубо говоря, чьи лучше болеют, та команда и выигрывает. А при чем тут машины?

Audi Autonomous Driving Cup

Audi Autonomous Driving CupАвтомобильчики участникам Audi Autonomous Driving Cup предоставила фирма: по два болида каждой команде. В них были стандартные приводы, сенсоры и даже компьютеры. А вот как обрабатывать информацию и как подавать ее на мотор-руль-тормоза — это и предстояло решать соревнующимся.
Автомобильчики участникам Audi Autonomous Driving Cup предоставила фирма: по два болида каждой команде. В них были стандартные приводы, сенсоры и даже компьютеры. А вот как обрабатывать информацию и как подавать ее на мотор-руль-тормоза — это и предстояло решать соревнующимся.

Привлечение к соревнованиям роботов — это, между прочим, давно уже не фантастика. Одного шахматного чемпиона робот разнес много лет назад — да так, что вскоре тот вообще перестал играть. Разного рода битвы между механизмами на уничтожение тоже практикуются давным-давно. Автомобили сегодня запросто прокладывают нужные маршруты, заезжают на стоянки, а в ряде случаев уже и ездят самостоятельно: человек им больше не нужен. Так что же невозможного в том, что через некоторое время на каких-нибудь Олимпийских играх бегать, прыгать и играть в хоккей на траве будут роботы? А проблема допинга обретет новое звучание: мол, русские программы работают на мельдонии?

Посмотреть, как это будет выглядеть, можно уже сейчас. К примеру, в марте прошли вторые соревнования Audi Autonomous Driving Cup. Восемь университетских команд встретились на трассе, организованной в музее Ауди в Ингольштадте. Соревновались масштабные модельки Audi Q5.

Фактически сражались программисты. А «железо», то есть автомобильчики, участникам предоставила фирма: по два болида каждой команде. Там были стандартные приводы, сенсоры и даже компьютеры. А вот как обрабатывать информацию и как подавать ее на мотор-руль-тормоза — это и предстояло решать соревнующимся.

Цель была понятная: как можно быстрее и без ошибок проехать по «игрушечной» трассе, где была воссоздана вся обычная уличная инфраструктура — знаки, препятствия, светофоры и т.д. Машинки должны были поддерживать дистанцию между собой, соблюдать приоритетность проезда, тормозить перед неожиданными препятствиями, совершать маневры объезда, поворотов (с подачей сигнала мигалкой и не мешая остальным), парковаться на свободных местах — все по-взрослому.

Во втором Audi Autonomous Driving Cup приняли участие восемь университетских команд, управлявших масштабными моделями Audi Q5
Во втором Audi Autonomous Driving Cup приняли участие восемь университетских команд, управлявших масштабными моделями Audi Q5

Веселые студенты опирались на опыт прошлогодних соревнований. С каждым разом сложность заданий растет. ДТП, потеря времени и неточность исполнения маневров штрафовались очками. Чем-то похоже на фигурное катание с обязательной программой. А под занавес — еще и произвольная. Тут ценились уже сложность и креативность придуманных самими участниками элементов.

Основным сенсором в модельках была цветная стереовидеокамера. Она распознавала дорогу, знаки, препятствия, других участников движения. Плюс к ней по 10 ультразвуковых сенсоров, из которых 5 смотрели вперед, 3 — назад и по одному в стороны. Их дальнобойность составляла от 2 см до 4 м. Акселерометр фиксировал изменения направления движения. Все эти датчики передавали информацию на 4-ядерный процессор.

В конце Audi продемонстрировала, как будет работать система коммуникации между автомобилями. Одна из моделей регистрировала препятствие и передавала информацию о нем следующим машинкам, что облегчало тем безопасный маневр объезда. Речь идет о передаче информации от авто к авто, о гололеде, ДТП, пробках. Важно то, что эта архитектура соответствует перспективному оснащению «взрослых» автопилотов фирмы. И никакой роли размер автомобильчиков, в общем-то, уже не играет: то же можно сделать при масштабе 1:1. Кстати, программисты упражнялись на масштабе 1:8.

Доказательство, кстати говоря, может вскоре приехать в Москву. А также в Лондон, Берлин, Пекин и Париж. Речь о беспилотных гонках электромобилей Roborace. Компания NVIDIA Corporation предоставит для электромобилей гонок Roborace специализированные компьютеры Drive PX 2, разработанные специально для беспилотных автомобилей. У каждой из десяти анонсированных команд будет по два одинаковых автомобиля, управляемых Drive PX 2. Таким образом, машины, участвующие в заезде, будут отличаться только программным обеспечением, разработкой которого занимаются члены команды.

Официально Roborace стартует в 2016 году. Заезды длительностью в час будут проходить в рамках гонок на электромобилях Формула E на уличных трассах во многих городах мира.

Вычислительная платформа Drive PX 2 была представлена на выставке CES 2016. Компьютер обладает вычислительной мощностью в восемь терафлопсов (словечко-то какое!) и способен обрабатывать поток данных с 12 камер, лидара, радаров и других датчиков.

В общем, сплошные выгоды. Во всяком случае, пилоты никогда не пострадают. А вот что касается зрителей, то на трибуны тоже можно посадить... роботов! И так будет даже лучше. Если, конечно, после очередного соревнования тем не захочется где-то на улице «разобраться» с обладателями шарфиков другого цвета. От этих программистов с мельдонием всего можно ожидать...

Фото: Audi

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (6)

Самые новые

Человек-спортсмен — дело прошлого:
ссылкассылка

Ответить#
-1

К сожалению, похоже на то. Уже сейчас идет соревнование профессионалов плюс тест на изворотливость по части всяких мельдониев.

Ответить#
+1

Кстати, помню, во времена моего детства писали про шахматные программы, что они выигрывают у обычных игроков, но проигрывают гроссмейстерам и мастерам.

Ответить#
+1

Я в свое время сталкивал железными лбами Dendy и ZX-Spectrum в шахматном поединке. Spectrum всегда побеждал.

Ответить#
+1

Это когда было-то? Помню прекрасно. Поэтому для упомянутого мною чемпиона и было шоком его унизительное поражение

Ответить#
+1

А с футболистами было бы интереснее. Привозят голубеньких роботов из Питера, а тут выгружают московских, красно-синих. И тут протест подают: у питерцев один робот с бразильской программой —- нечестно!

Ответить#
+3

Комментарий удален

#
+2