Роботы вместо футболистов, или Как водителей оставят без руля

Давно хотел сочинить рассказ про футбол будущего. Суть такая: беснующиеся трибуны, вопли, свист – это всё понятно. Но главное в том, что вместо футболистов на поле бегают роботы, управляемые и подпитываемые энергией болельщиков! Грубо говоря, чьи лучше болеют, та команда и выигрывает. А при чем тут машины?

Автомобильчики участникам Audi Autonomous Driving Cup предоставила фирма: по два болида каждой команде. В них были стандартные приводы, сенсоры и даже компьютеры. А вот как обрабатывать информацию и как подавать ее на мотор-руль-тормоза – это и предстояло решать соревнующимся.

Посмотреть, как это будет выглядеть, можно уже сейчас. К примеру, в марте прошли вторые соревнования Audi Autonomous Driving Cup. Восемь университетских команд встретились на трассе, организованной в музее Ауди в Ингольштадте. Соревновались масштабные модельки Audi Q5.

Фактически сражались программисты. А «железо», то есть автомобильчики, участникам предоставила фирма: по два болида каждой команде. Там были стандартные приводы, сенсоры и даже компьютеры. А вот как обрабатывать информацию и как подавать ее на мотор-руль-тормоза – это и предстояло решать соревнующимся.

Цель была понятная: как можно быстрее и без ошибок проехать по «игрушечной» трассе, где была воссоздана вся обычная уличная инфраструктура – знаки, препятствия, светофоры и т.д. Машинки должны были поддерживать дистанцию между собой, соблюдать приоритетность проезда, тормозить перед неожиданными препятствиями, совершать маневры объезда, поворотов (с подачей сигнала мигалкой и не мешая остальным), парковаться на свободных местах – все по-взрослому.

Во втором Audi Autonomous Driving Cup приняли участие восемь университетских команд, управлявших масштабными моделями Audi Q5

Веселые студенты опирались на опыт прошлогодних соревнований. С каждым разом сложность заданий растет. ДТП, потеря времени и неточность исполнения маневров штрафовались очками. Чем-то похоже на фигурное катание с обязательной программой. А под занавес – еще и произвольная. Тут ценились уже сложность и креативность придуманных самими участниками элементов.

Основным сенсором в модельках была цветная стереовидеокамера. Она распознавала дорогу, знаки, препятствия, других участников движения. Плюс к ней по 10 ультразвуковых сенсоров, из которых 5 смотрели вперед, 3 – назад и по одному в стороны. Их дальнобойность составляла от 2 см до 4 м. Акселерометр фиксировал изменения направления движения. Все эти датчики передавали информацию на 4-ядерный процессор.

В конце Audi продемонстрировала, как будет работать система коммуникации между автомобилями. Одна из моделей регистрировала препятствие и передавала информацию о нем следующим машинкам, что облегчало тем безопасный маневр объезда. Речь идет о передаче информации от авто к авто, о гололеде, ДТП, пробках. Важно то, что эта архитектура соответствует перспективному оснащению «взрослых» автопилотов фирмы. И никакой роли размер автомобильчиков, в общем-то, уже не играет: то же можно сделать при масштабе 1:1. Кстати, программисты упражнялись на масштабе 1:8.

Официально Roborace стартует в 2016 году. Заезды длительностью в час будут проходить в рамках гонок на электромобилях Формула E на уличных трассах во многих городах мира.

Вычислительная платформа Drive PX 2 была представлена на выставке CES 2016. Компьютер обладает вычислительной мощностью в восемь терафлопсов (словечко-то какое!) и способен обрабатывать поток данных с 12 камер, лидара, радаров и других датчиков.

В общем, сплошные выгоды. Во всяком случае, пилоты никогда не пострадают. А вот что касается зрителей, то на трибуны тоже можно посадить... роботов! И так будет даже лучше. Если, конечно, после очередного соревнования тем не захочется где-то на улице «разобраться» с обладателями шарфиков другого цвета. От этих программистов с мельдонием всего можно ожидать...

Фото: Audi

Подпишитесь на «За рулем» в