Что важно знать о радар-детекторах: основные вопросы и ответы

В начале 2015 года мы уже публиковали обстоятельный ликбез по радар-детекторам, чтобы помочь читателям разобраться с премудростями данного вида устройств. Но прошел всего год, а рекомендации и пояснения Михаила Колодочкина уже требуют обновления.

Стоит ли опасаться применения новых радаров в России?

На данный момент отсутствует информация о подготовке принципиально новых радарных комплексов или намерения ГИБДД взять на вооружение до этого не применявшиеся зарубежные наработки. «Дорожники» идут по пути эволюции, то есть наращивания уже успешно применяемых средств фотовидеофиксации вроде популярных «Стрелка» и «Автодория». В регионах освоение бюджетов в 2015 году шло полным ходом, еще в августе сообщалось о закупках на 1,6 млрд руб. В марте власти Москвы объявили о тендере на аренду сразу 600 новых комплексов, но не сложилось — согласно последней информации, заявка отменена в целях экономии бюджетных средств.

Будут ли радары фиксировать новые виды нарушений?

Да, в перспективе в течение года-двух стоит ждать активного пополнения списка нарушений, выявляемых в автоматическом режиме радарными комплексами. Ряд радаров текущего поколения спроектированы с возможностью распознавать до двух десятков типов действий, наказуемых штрафом. Предположительно уже в мае камеры в Лефортовском тоннеле столицы начнут штрафовать даже за выключенные фары ближнего света! В планах властей Москвы — реализация до конца года контроля проезда на красный сигнал светофора и правил перестроения между рядами.

Действительно ли радар-детекторы прямого усиления невидимы для систем VG-2?

Да, действующая на территории ЕС автоматическая система выявления радар-детекторов в автомобилях неспособна определять приборы на базе приемника прямого усиления. Такие приемники были популярны в радар-детекторах 2012–2013 модельных годов, к настоящему времени они практически полностью вытеснены более чувствительными гетеродинными конкурентами. Зато модели по схеме прямого усиления при работе не генерируют дополнительное радиоизлучение, которое улавливают приемники VG-2, поэтому ни в каких режимах защиты не нуждаются.

Поддержка опции VG-2 в радар-детекторах с гетеродином все равно не дает стопроцентной гарантии скрытности, к тому же при обнаружении ими цели происходит полное выключение приемника. Это значит, что при попытках спрятаться от обнаружителя радар-детекторов автомобилист способен проворонить реальные камеры контроля скорости.

Почему радар-детектор «ругается» на другие автомобили, даже если в них нет своего радар-детектора (с гетеродинным приемником) как источника ложного сигнала?

Причиной срабатывания не по делу могут быть как аналогичные устройства в соседних авто, так и всевозможные дополнительные системы. В частности, те, что задействуют радары, функционирующие на эффекте Доплера (изменение волны излучения, воспринимаемое приемником из-за движения источника излучения). Чаще всего это всевозможные системы адаптивного круиз-контроля, чьи датчики работают в K-диапазоне. Вместе с ними ваш радар-детектор может выявлять платформы Side Assist для контроля «слепых зон» и вариации FCWS — функции предупреждения о возможности столкновения с движущимся впереди автомобилем.

Ряд автопроизводителей озаботились разработкой для России радаров вне K-диапазона — только так они могут пройти сертификацию в нашей стране. Однако на дорогах все еще много машин с несертифицированным адаптивным круиз-контролем («серый» ввоз никто не отменял).

Что, помимо металлизированной тонировочной пленки, может ухудшать прием сигнала?

Аналогичным «зеркальным» эффектом обладает атермальное стекло, созданное по схожей технологии, только здесь вместо алюминия применяется напыление из оксида серебра. Результат — «щит», который не только фильтрует ИК- и УФ-излучение и сохраняет низкую температуру в салоне, но и «глушит» радар-детектор, а заодно и GPS-приемник видеорегистратора. И если в случае с тонировочной пленкой остается только выбирать среди моделей с раздельными блоками (когда радар-детектор можно установить под капот), с атермальными стеклами все гораздо проще. Достаточно обратиться к инструкции по эксплуатации автомобиля, чтобы узнать расположение радиопрозрачных участков. Обычно производитель оставляет несколько зон, часто одна из них расположена в области зеркала заднего вида.

Стекла с подогревом также стоит записать в зону риска?

Многие инженеры считают, что такой тип стекла если и ухудшает прием сигнала, то в незначительной степени. Наш опыт и отзывы на форумах также свидетельствуют, что опасаться негативных последствий не следует. В конце концов, формируемая нитями подогрева решетка даже с «окнами» 1х1 мм уже позволяет вести приемлемое детектирование радаров.

Смогут ли сигнатурные радар-детекторы разобраться с помехами?

На момент весны 2016 года только японская SUPRA и корейский PlayMe при активном участии своих российских специалистов анонсировали первые на отечественном рынке радар-детекторы с сигнатурной технологией. Она хранит в памяти устройства сигнатуры («подписи») каждого радара на основе характерного только для него радиосигнала — скажем, с определенной длительностью и интервалом. Одновременно радар-детектор «помнит» еще и сигнатуры распространенных источников помех вроде датчиков дверей. В итоге устройство уведомляет водителя с указанием конкретной модели радара и в то же время никак не реагирует на любые ложные сигналы.

До этого разработка технологий максимального снижения ложных срабатываний велась брендами Escort и Cobra, но цена устройств превысила 40 тыс. руб. SUPRA анонсировала партию на зиму 2016 года, однако вплоть до последнего времени ограничивалась демонстрационными роликами.

PlayMe SOFT (слева) и SILENT (справа)
PlayMe SOFT (слева) и SILENT (справа)

Производители не стесняются называть сигнатурную технологию новым этапом развития радар-детекторов, но так ли это, мы проверим в реальных тестах — оба пионера уже оказались в редакции «За рулем», скоро мы расскажем о них подробно.

Стоит ли использовать режимы «Трасса»/«Город» и отдельные настройки чувствительности?

Все зависит от конкретной модели радар-детектора. Если в силу особенностей настроек по умолчанию или аппаратно-программной платформы радар-детектор слишком часто сигналит понапрасну, стоит воспользоваться сменой режимов «Трасса»/«Город». Во втором случае чувствительность приемника снижается, могут быть отключены диапазоны типа X, Ka и Ku, таким образом минимизируется характерная в городской черте чрезмерная «раздражительность» радар-детектора. Более углубленно подобные действия доступны в ряде радар-детекторов, когда предлагается включение/выключение сканирования для каждого диапазона частот. Таким же образом при наличии в меню соответствующего пункта регулируется чувствительность, в идеале выбирать придется всего из трех уровней — «низкий», «средний» и «высокий».

Существует ли разница между радар-детекторами в оповещении об «Автодории»?

В идеале радар-детектор должен предупреждать о приближении к первой контрольной точке и о конце зоны действия камер. Однако на рынке практически отсутствуют модели, способные сообщать лишь о подъезде к «Автодории», что бесполезно для водителя — протяженность контролируемого отрезка, напомним, может достигать 10 км. И это не только прямая дорога: согласно последним документам, связки камер разрешено устанавливать также на поворотах. Иногда радар-детектор способен высчитывать и показывать на экране среднюю скорость на участке и максимально разрешенную, что также не будет лишним.

Двухсистемная антенна GPS/ГЛОНАСС позволяет лучше предупреждать о радарах, чем отдельный GPS?

Теоретически двойная антенна обеспечивает более стабильный прием в сложных условиях вроде плотной высотной застройки или проезда в тоннелях. Однако различные практические тесты хоть и подтвердили это, но не выявили ощутимого преимущества, которое бы однозначно говорило в пользу поддержки ГЛОНАСС. На наш взгляд, куда важнее, чтобы производитель не экономил на GPS-модуле, обеспечивал его грамотную установку и полную защиту от наводок внутренней электроники устройства.

Что лучше купить — отдельный радар-детектор или комбо с регистратором?

Наш большой тест гибридных устройств весной 2015 года показал, что у совмещенных устройств могут быть неочевидные и весьма критичные недостатки. Часть проверенных моделей никоим образом не была подготовлена к предупреждениям об «Автодории», несмотря на наличие GPS. По отдельным участникам были вопросы о частоте обновлений и доверительности источников баз камер. Поэтому при выборе комбо-модели желательно тщательно проверять функционал радар-детектора, не помешает взглянуть и на обеспечение поддержки и обновлений прежних устройств бренда.

Наконец, самые прогрессивные флагманы — все равно прерогатива сольных радар-детекторов, те же сигнатурные технологии мы вряд ли скоро увидим в гибридах. С позиции видеосъемки вопросов гораздо меньше — в продаже предостаточно аппаратов со съемкой Super HD, флагманскими матрицами/процессорами и стеклянными многолинзовыми объективами.

Заключение

Мы подготовим новые материалы по мере того, как будут накапливаться вопросы читателей — пишите в комментариях, о чем бы вы хотели узнать в следующий раз!

Александр Шуб

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (7)

Самые новые