Не до экологии: на рынке электромобилей наступил блэкаут

Электромобили рискуют исчезнуть с российского рынка – из-за отмены нулевых пошлин их поставки практически остановились. Впрочем, правительство обещает вернуть беспошлинный ввоз «зеленых» машин и готовит другие стимулирующие меры для развития рынка электрокаров и зарядной инфраструктуры. Однако эксперты сомневаются в перспективах экологически чистого транспорта в нашей стране, чья экономика во многом завязана на потреблении нефтепродуктов.

Красный свет для «зеленых» машин

Из-за высокой стоимости и в отсутствии развитой зарядной инфраструктуры электромобили в России всегда были штучным товаром, а с отменой нулевых пошлин их продажи и вовсе могут сойти на нет. Напомним, с целью стимулирования спроса на «зеленые» машины и развития инфраструктуры для их обслуживания в феврале 2014 года для автомобилей на электротяге был введен льготный тариф, который действовал до конца 2015 года. Беспошлинный ввоз электрокаров планировалось продлить еще на один год, однако этого до сих пор не произошло, хотя соответствующее постановление было подготовлено в российском правительстве еще в конце прошлого года. Дело в том, что оно может вступить в силу только после одобрения Евразийской экономической комиссией, ведь таможенные ставки распространяются не только на нашу страну, а на все экономическое пространство Евразийского союза.

Как сообщила «За рулем.РФ» помощник министра экономического развития Елена Лашкина, вопрос продления нулевых ставок на электромобили находится на рассмотрении в ЕЭК, где в настоящее время проходят дополнительные консультации по данному вопросу. «Цель меры – создание условий для обеспечения спроса на электромобили в России и ЕАЭС, переход от единичных к массовым продажам, формирование рынка, стимулирование использования экологичного транспорта, развитие объектов зарядной инфраструктуры», – рассказала она. Как считают в Минэкономразвития, для формирования необходимого парка электромобилей, эксплуатация которых обеспечивала бы ощутимый экологический эффект в масштабах городских агломераций, продление таможенных льгот целесообразно на последующие периоды до 5 лет.

Между тем с начала года электрические автомобили можно ввезти в Россию только по таможенным ставкам в 19%, что фактически свело их поставки к нулю. Как говорит один из неофициальных дилеров Tesla, некоторые клиенты отказываются от своих заказов, когда узнают, что из-за необходимости уплаты 19-процентной пошлины электромобиль обойдется им значительно дороже. По данным участников рынка, против продления беспошлинного ввоза электромобилей выступил Минфин, желающий обеспечить дополнительные поступления в бюджет. Однако это привело к обратному эффекту – с отменой нулевых ставок импорт электрических машин фактически остановился, лишив государство и других налогов с их продаж.

В режиме подзарядки

«Задержка с официальным продлением нулевых пошлин на импорт электромобилей в Россию до конца 2016 года – это результат бюрократических проволочек и не более. Все дело в медлительности принятия решений, – считает эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев. – Проволочка на самом деле никому не выгодна, ведь пошлины на ввоз электрокаров пока никого в России не защищают – единственный отечественный производитель АВТОВАЗ выпустил очень ограниченное количество электрокаров Lada Ellada, и все они пока распространялись только среди корпоративных клиентов, не поступая на открытый рынок. Естественно, неопределенность по поводу 19-процентной пошлины должна была отрицательно сказаться на продажах, повышая цены и снижая объемы. Однако учитывая узость рынка и зависимость цен от курсов валют при уже и без того высоких ценах на электромобили, последствия эти не катастрофичны».

Из-за курсовой разницы возросла стоимость электрокаров, и в данных условиях оставлять нулевые пошлины представляется бессмысленным, полагает директор по послепродажному обслуживанию «Ауди Центра Варшавка» Алексей Кирдяшов. «В большей степени на продажи электромобилей в мегаполисах могло повлиять разрешение выезжать на полосы для общественного транспорта», – говорит он.

Впрочем, рост валютных курсов в большей степени отражается на ценниках у неофициальных дилеров, а вот Mitsubishi пока сохраняет стоимость i-MiEV неизменной. Напомним, в свое время отмена пошлин на электромобили позволила компании снизить цену этой модели с 1,8 млн рублей до 999 тысяч. По словам директора по маркетингу и связям с общественностью «ММС Рус» Ильи Никонорова, увеличение пошлин, несомненно, отразится на цене и как следствие на продажах электромобилей. В компании рассчитывают, что решение по отмене пошлин на электромобили будет принято. При этом, предвидя, что на продление нулевых пошлин потребуется определенное время, «ММС Рус» подготовила свои складские запасы, чтобы без перебоев в поставках переждать этот период. В результате за первый квартал 2016 года в России было продано 10 электромобилей Mitsubishi i-MiEV против 2 машин годом ранее.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в