Кто подставил Даниила Квята: разбор полетов после Гран-при России

В Формуле-1 не так много примеров, когда пилота изгоняли бы из команды, не дожидаясь окончания сезона. Поэтому каждый такой случай – большое событие. Прискорбно, но ныне в центре всеобщего внимания Даниил Квят.

За державу обидно

Три недели назад: Даниил Квят на шанхайском подиуме.

По решению высшего руководства Red Bull (как фирмы-владельца двух команд F1) после Гран-при России Даниил переведен из команды Red Bull в команду Toro Rosso, кою принято называть дочерней. Это не увольнение в чистом виде, но определенно понижение в должности. Сведений об изменении зарплаты нет. И в целом Квят не так уж много потерял: он проведет полный сезон, Toro Rosso сегодня в неплохом состоянии и может заезжать в десятку, а с новым напарником – Карлосом Сайнсом – россиянин знаком еще со времен картинга и «детской» Формулы-BMW. Не катастрофа, не закат карьеры, но за державу обидно!

Почему именно после Сочи произошла рокировка? Чем не устроил Квят свою команду? Столкновением с Феттелем? Чушь! Аварии время от времени инициируют даже великие чемпионы, в том числе Шумахер, Хэмилтон и, кстати сказать, сам Феттель. Это гонки, это нормально! И, кроме того, отнюдь не инцидент с Феттелем привел к тому, что у пилотов Red Bull в Сочи провальные результаты: при старте из первой десятки финиш за пределами этой десятки. Причина безочкового финиша – ошибочная тактика команды. Шины Medium на втором круге ставить было бессмысленно. Квят и Риккардо ничего не смогли бы на них отыграть. И когда это стало понятно всем, австралийцу поставили более мягкий комплект. А Даниилу сказали: давай, парень, рули все 52 круга на медленном «медиуме». Где справедливость?

Как все было

Гран-при России: через несколько секунд Квят второй раз «наподдаст» Феттелю.

По версии Red Bull, а точнее Хельмута Марко (советник по автоспорту, осуществляющий общее управление двумя командами и подбор кадров), Квят уволен по двум причинам. Первая – ухудшились его результаты, он регулярно уступал Риккардо в этом году. Вторая – для его же собственного блага, поскольку Квят находился под сильным прессингом, который как раз и мешал ему выступать на достойном уровне. Дескать, в Toro Rosso Даниил будет чувствовать себя комфортнее и сможет лучше раскрыться.

На мой взгляд, это типичное для PR-служб пустословие, за которым в данном случае стоит нежелание объявлять истинные причины. А если обойтись без эвфемизмов и применить сленг, то «гнилая отмаза».

В прошлом сезоне, как подсчитали матерые эксперты, Квят в целом не был быстрее напарника. Это логично – более опытный Риккардо считался первым номером в команде. Однако Квят превзошел его по набранным очкам. А в этом году уступал отнюдь не по своей вине. Если и был какой-то прессинг, то его искусно создала для пилота сама команда.

Немного истории

Давайте коротко вспомним прошедшие гонки.

Австралия: Квят даже не смог выехать на стартовую решетку – в силовой установке отказал управляющий модуль. Это вина пилота или команды?

Бахрейн: Квят доволен машиной на всех тренировках, но квалифицируется лишь 15-м (Риккардо – пятый). Квят не понимает и не может объяснить, что произошло с машиной: «Ей не хватало скорости, нам предстоит выяснить, в чем дело». Итоги выяснения не афишировали.

Китай: Квят уступает Риккардо 0,133 секунды в квалификации. Австралиец при этом на второй стартовой позиции, а россиянин – на шестой. В интервал 0,133 вклинились три соперника! Однако на финише Квят – третий, Риккардо четвертый. Ну и кто кому уступил?

Россия: Квят вышибает на первом круге Феттеля, на трассу выходит сэйфти-кар. Пользуясь этим, Red Bull ставит своим пилотам шины «медиум» с расчетом, что оба на них доедут до финиша. Спустя 28 кругов Риккардо зазывают в боксы и меняют «медиум» на «софт». Квят так и едет на «медиуме», на финише уступает партнеру четыре позиции, очки не набирают оба. Кто виноват, что Даниил выступил хуже? И есть ли вообще смысл это обсуждать, если пилоты набрали равное количество очков – ноль?

Я не задавал бы эти вопросы, если бы не сезон 2012 года в исполнении команды Red Bull. После девяти этапов у Марка Уэббера 116 очков при двух победах. У Феттеля – 100 очков при одной победе. Затем Уэббера внезапно настигает мор: в шести (!) следующих гонках подряд, извиняюсь, то понос, то золотуха, он набирает всего 18 очков. И говорит знакомые слова: сломалось то, сломалось это, не знаю, что произошло, надо разбираться. На финише сезона Феттель – чемпион, Уэббер – шестой. С того достопамятного сезона я с некоторым недоверием отношусь к Red Bull. Поэтому и история с увольнением Квята кажется мне совершенно непрозрачной.

Голландский след

В день объявления о рокировке Макс Ферстаппен пребывал на базе Red Bull в Милтон Кейнс.

А вот в стремительном продвижении юного феномена Макса Ферстаппена под умелым менеджментом отца, некогда проведшего в Ф1 восемь сезонов и располагающего связями, непонятных моментов для меня нет. Догадались, к чему я клоню? Да-да, план рокировки был составлен еще до начала сезона. И реализован после четвертого этапа, потому что Квят был очень полезен в составе Red Bull на Гран-при России как медиа-фигура. Не исключено, что и в Китае ему позволили обогнать Риккардо с целью усиления интереса публики к сочинской гонке. Но уже в Шанхае Даниил был обречен. Подозреваю, что увольнение произошло бы и в случае его удачного выступления в Сочи, хотя, возможно, не столь молниеносно.

Каковы истинные причины понижения Квята? Йос Ферстаппен всю весну производил утечку информации о том, что ведет активные переговоры с Ferrari и Mercedes на предмет трудоустройства Макса. Возможно, это подтолкнуло Red Bull ускорить заключение контракта с перспективным и одаренным пилотом. Строго говоря: ничего личного, просто бизнес.

Можно рассматривать ситуацию так, что менеджер Квята проиграл борьбу менеджеру Ферстаппена.

Даниила могли просто без предупреждения и объяснений выставить за ворота, как в свое время Себастьяна Буэми и Хайме Альгерсуари. Это было бы даже более естественным вариантом для Формулы-1. Если выносить окончательный вердикт всей этой истории, то Квята не подставлял никто. Просто так сложились обстоятельства. Он оказался в нужном месте, но не в очень нужное время.

Фото: Red Bull Racing

Подпишитесь на «За рулем» в