Дышите глубже — мы в европе

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ — МЫ В ЕВРОПЕ

]

ТЕХНИКА

Экология

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ — МЫ В ЕВРОПЕ

С 2001 года в странах Евросоюза для всех новых автомобилей вводятся нормы токсичности Евро III. В связи с этим АвтоВАЗу пришлось обзавестись новой лабораторией.

Сергей МИШИН

Требования Евро III отличаются от предыдущих не ужесточенными нормами (допустимое содержание окислов углерода даже выросло на 0,1 г/км), а новыми методиками замеров.

Во-первых, нормативы для углеводородов и окислов азота представлены уже раздельно, а не суммарно. Во-вторых, при замерах токсичности теперь исключено такое «послабление», как 40-секундный прогрев двигателя на неподвижном автомобиле. Замер начинают с первой секунды его работы, когда выхлоп наиболее токсичен (нейтрализатор еще не прогрет и, по сути, бездействует).

Помимо замера токсичности при температуре плюс 20–30°С, введен дополнительный — при минус 7°С, когда условия для смесеобразования и сгорания менее благоприятные. Наконец, существенно изменились условия контроля вредных испарений неработающего автомобиля — не более 2 г углеводородов, но не за два часа как прежде, а за сутки. Это равносильно ужесточению норматива в 12 раз!

Для удовлетворения нормам Евро III необходимо увеличить эффективность нейтрализатора, в том числе ускорив его прогрев, и повысить точность дозирования топлива. С последним требованием может справиться только фазированный впрыск.

Кроме того, даже в аварийном режиме работы (при отказе одного или нескольких компонентов) система впрыска обязана удерживать токсичность в заданных пределах. Для этого электронное управление двигателем дополнили постоянно действующей самодиагностикой. Теперь у нее два лямбда-зонда (датчика кислорода). Один — управляющий, как и прежде перед нейтрализатором, второй, диагностирующий — после него. Такая схема позволяет контролировать состояние нейтрализатора, эффективность его работы, а заодно — и управляющего датчика кислорода. При появлении неисправностей, приводящих к превышению нормы, система информирует водителя включением контрольной лампы «Check Engine» (проверь двигатель).

Нововведения предусматривают и обновление инструментария. Самой востребованной в этой ситуации оказалась новая лаборатория токсичности на ВАЗе, пока единственная в стране. Только здесь можно настраивать «мозги» электронной системы управления под Евро III. Поставку и монтаж оборудования обеспечила германо-австрийская фирма АВЛ (AVL), приступившая к работе еще в прошлом году.

Лаборатория состоит из нескольких помещений: бокса для работы с автомобилем, операторской, склада баллонов и камеры испарений.

В ходе испытательного цикла отработавшие газы собираются в специальные мешки — два из «холодной» фазы (мотор только что пустили), два из «горячей» (мотор прогрет до рабочей температуры) и еще пара — из загородного цикла. Содержимое мешков разбавляется чистым воздухом в определенной пропорции — после этого проводится замер.

Камера испарений (VT-SHED фирмы «Йорк», Германия) со встроенными холодильником, нагревателем и системой компенсации объема позволяет воспроизводить суточные колебания температуры в пределах от 15 до 45°С и поддерживать атмосферное давление.

Испытания по испарениям состоят из двух фаз: часовой «горячей», когда автомобиль загоняют в камеру тепленьким, после прогревочного цикла на беговых барабанах, и суточной «холодной», когда непрогретый автомобиль вместе с камерой в течение суток несколько раз нагревают и охлаждают в пределах от 20 до 30°С. Пробы воздуха отбираются автоматически — пять раз за испытание — и анализируются прибором фирмы «Пирбург»: он выдает динамическую картину испарений вредных веществ.

С участием уникальной вазовской лаборатории уже в этом году должны быть подготовлены к «прописке» в Европе автомобили следующих моделей: VAZ 21093, 21099, VAZ 21102, 21103 и 21214 (с двигателем 2123).

В боксе, помимо беговых барабанов, есть монитор для водителя, система отбора газов (CVS), расходомер топлива AVL и стойка с тремя компьютерами. Первый — для настройки барабанов, второй собирает информацию с так называемой сырой пробы (через газоанализатор, отбирающий отработавшие газы перед нейтрализатором), третий анализирует «мешковые» пробы.

Баллоны с газами (кислород, азот, окись углерода, окислы азота и др.) применяют двух типов — рабочие и калибровочные, вторые — только импортные. Дело в том, что для эталонных газов допуск на отклонение концентрации ±1%, а для рабочих требования менее жесткие. Один «забугорный» баллон обходится ВАЗу примерно в тысячу долларов.

ТРЕБОВАНИЯ К ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПА

Нормы СО, г/км СН, г/км NОх, г/км Год введения

Евро I 2,72 сумма 0,97 1992 

Евро II 2,20 сумма 0,50 1996 

Евро III 2,30 0,2 0,15 2000 

Евро III 15 1,8 Не нормируется

(минус 7)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии