Михаил Грачев: «Ограничиваться одной победой я не собираюсь»

Россиянин Михаил Грачев стал первым нашим соотечественником в серии TCR International Series, кто смог одержать победу на легендарной трассе Имола. Омский пилот дал «За рулем.РФ» эксклюзивное интервью, в котором рассказал, что помогло ему достичь этой цели, почему он сменил команду и машину перед самым этапом и как для него сложился гоночный уикенд.

В TCR International Series пробуют силы Peugeot и Alfa Romeo, Subaru и Opel, Ford и Audi — однако самыми конкурентоспособными с первого сезона остаются SEAT Leon и Honda Civic
В TCR International Series пробуют силы Peugeot и Alfa Romeo, Subaru и Opel, Ford и Audi — однако самыми конкурентоспособными с первого сезона остаются SEAT Leon и Honda Civic

Международная серия TCR International Series появилась в 2015 году как альтернатива чемпионату мира FIA WTCC и немедленно стала набирать популярность. Ее секрет прост: если в мировом Туринге стоимость каждой машины составляет около полумиллиона евро, а бюджет команд колеблется от 7,5 до 15 млн евро в год, то в TCR все намного доступнее. Основатель нового первенства Марчелло Лотти долгое время стоял у руля WTCC и с самого начала не стал наступать на грабли официального чемпионата: в TCR нет заводских команд, автомобили близки к серийным (объем турбомоторов — до 2,0 л, мощность — около 330 л.с., привод — передний) и потому стоят около 100 тыс. евро.

Поул в Имоле взял Джанни Морбиделли — один из многих титулованных участников TCR
Поул в Имоле взял Джанни Морбиделли — один из многих титулованных участников TCR

Нет ничего удивительного, что на старт многоэтапной серии выходит свыше двух десятков пилотов, среди которых бывшие участники FIA WTCC Алан Меню, Джорди Жене, Душан Боркович и Джанни Морбиделли (последний памятен и поклонникам Формулы-1), победитель 24 часов Ле-Мана Жан-Карл Верне, обладатель кубка Европы FIA ETCC Матьо Хомола, чемпион FIA GT Сергей Афанасьев… Среди участников есть еще один россиянин. Михаил Грачев, высшее достижение которого — победа в топовом классе Туринг Российской серии кольцевых гонок, которую он досрочно одержал в 2014 году — сразу после СМП РСКГ перешел в мировую серию TCR и в дебютный год отметился двумя подиумами, один из которых одержал на Сочи Автодроме, и итоговым восьмым местом.

Почти полтора сезона Михаил Грачев ездил на машинах в ливрее Liqui Moly Team Engstler. Сейчас в команде Франца Энгштлера остался представитель Грузии Давит Каджая
Почти полтора сезона Михаил Грачев ездил на машинах в ливрее Liqui Moly Team Engstler. Сейчас в команде Франца Энгштлера остался представитель Грузии Давит Каджая

Новый сезон TCR International Series Михаил начал в составе той же команды Liqui Moly Team Engstler, с которой год назад он ездил аж на трех разных моделях — Audi TT, SEAT Leon и Volkswagen Golf. И первые три этапа он также провел вместе с коллективом Энгштлера за рулем Гольфа, но буквально накануне уикенда в Имоле пришло сообщение: Грачев поедет на Honda Civic, подготовленной командой WestCoast Racing. Не обошлось без накладок — в первой гонке итальянского этапа Михаила подвел отказавший усилитель руля, и он откатился с четвертого места на восьмое. Зато во втором заезде Грачев великолепно стартовал с пятой позиции, быстро выбился в лидеры и одержал первую победу в TCR International Series. Давая интервью сразу после триумфа, Михаил признался, что ему не хватает словарного запаса, чтобы выразить эмоции. Однако для «За рулем.РФ» он нашел достаточно слов, чтобы описать произошедшее.

Нельзя сказать, что Volkswagen Golf медленная машина: прошлогодний чемпион Стефано Комини в той же Имоле дважды завоевал на нем подиум!
Нельзя сказать, что Volkswagen Golf медленная машина: прошлогодний чемпион Стефано Комини в той же Имоле дважды завоевал на нем подиум!

Как тебя занесло в WestCoast Racing, да еще в середине сезона?

С самого начала нового сезона, с учетом неплохого окончания прошлого года, я рассчитывал, что вместе с Liqui Moly Team Engstler мы сможем регулярно бороться в Top-5, в том числе за подиумы и победы. Однако после первого полностью проваленного этапа в Бахрейне я стал очень сильно сомневаться в том, что команда преследует те же цели, что и я. На втором и третьем этапах ничего не поменялось. Речь абсолютно не о том, что автомобиль Volkswagen Golf неконкурентоспособен, потому что команда Leopard Racing во главе с прошлогодним чемпионом TCR Стефано Комини выступают на таких же машинах блестяще! Речь о внимании команды к мелочам, ведь без них в автоспорте не добиться успеха, тем более на таком уровне.

Я всеми силами пытался повлиять хоть на что-нибудь, но достаточно быстро понял, что изменить что-либо внутри команды мне не по силам. Я мог лишь сменить команду. Выступать именно на Хонде не было конечной целью, задача была попасть в профессиональный коллектив — не только на бумаге, но и на деле. Таких в пелетоне, на мой взгляд, всего три — думаю, перечислять их необязательно. Причем попасть в любой из них почти в середине сезона практически нереально. Был один шанс из ста, и я решил не упускать его. Тем более оказаться в худшей ситуации, чем была у меня до этого, было практически нереально.

И вот после этапа в Спа со мной связались менеджеры WestCoast Racing и рассказали, что у одного из их гонщиков проблемы со спонсорами и, возможно, он не сможет продолжать выступления. Спросили, готов ли я, если что, занять его место за рулем Хонды. Без тени сомнений я ответил, что готов, тем более единственным, что мне предложили в Тим Энгшлер в ответ на мои претензии — пропустить пару гонок, пока «профессиональный» гонщик поможет настроить мой автомобиль.

Все произошло за очень короткий промежуток времени. Нужно было уладить формальности, подписать контракт, решить вопросы с партнерами и спонсорами, которых я едва не потерял, «борясь» в хвосте пелетона. Но все это осталось в прошлом.

Михаил Грачев (слева) и руководитель команды WestCoast Racing Грегер Петерссон, похоже, быстро нашли общий язык
Михаил Грачев (слева) и руководитель команды WestCoast Racing Грегер Петерссон, похоже, быстро нашли общий язык

Как тебя приняли в новой команде?

С первых дней знакомства я сразу почувствовал, насколько высок у этих ребят уровень профессионализма! Надо признаться, что они и сами это осознают, но при всем этом остаются прекрасными парнями, с хорошим чувством юмора и очень открытой манерой общения. Так что, приняли они меня очень тепло; возможно, они и сомневались в моих навыках и скорости, но абсолютно никак не выдавали это, тем самым только укрепляя мою уверенность в хороших результатах.

В чем отличия Хонды от остальных машинах, коих у тебя было предостаточно?

Honda, как и SEAT, принимает участие в чемпионате TCR с самого начала. Это очень хорошо подготовленный автомобиль, отличный в управлении и легко поддающийся настройкам! Но вполне может быть, что на это очень сильно влияет именно профессионализм WestCoast Racing, ведь мне нужно было лишь сесть за руль и сосредоточиться на своем пилотировании, все остальное они взяли на себя.

Если сравнить с машинами концерна Volkswagen, на которых я выступал до этого, разница лишь в том, как нужно работать правой ногой, то есть педалью газа. SEAT и Volkswagen позволяют делать это более плавно, имея почти равный отклик на всем промежутке от нуля до полного открытия. На Хонде же до середины положения педали (50–60%) от мотора нет практически ничего, и весь диапазон управления огромным крутящим моментом от 2,0-литрового турбомотора, сокращается в 2 раза. Если коротко, то Honda требует более точной работы педалью газа.

Гоночная Honda Civic требует большей аккуратности при работе педалью газа, чем модели концерна Volkswagen
Гоночная Honda Civic требует большей аккуратности при работе педалью газа, чем модели концерна Volkswagen

Как прикатывался к новой машине?

Перед этапом в Имоле мне удалось провести буквально несколько часов тестов на автодроме в Адрии, расположенном неподалеку. Это была единственная возможность. Местный трек не самый подходящий для таких машин, его длина чуть больше 2,5 км, а шестую передачу я не включал вовсе, настолько короткие там прямые. Механики из WestCoast шутили, что у них в Англии, а именно оттуда большинство из них, на таких треках выступают только картингисты. Да и в календаре Российской серии кольцевых гонок трассы куда интереснее. Однако в Адрии мне все же удалось получить первое впечатление о работе автомобиля, а также немного поработать с командой.

Останешься ли в WestCoast Racing и на сколько?

Контракт с командой я подписал до конца сезона, и, как показал этот этап, сделал правильный выбор! Еще с утра в воскресенье я считал успехом выход во вторую часть квалификации, а уже буквально через полдня я слушал Российский гимн, стоя на высшей ступени пьедестала, причем не где-то, а в легендарной Имоле!

Как в целом оцениваешь прошедший уикенд?

Провести дебютный этап в новой команде и на новой машине лучше, чем как это произошло, наверное, было невозможно! Тем более что времени на то, чтобы что-то осознать и достаточно серьезно изменить, не было абсолютно. Всему виной плотный график. Также полностью отсутствовало право на серьезную ошибку: времени на ремонт тоже не было.

Перед итальянским этапом TCR у Михаила было совсем немного времени, чтобы найти нужные настройки нового автомобиля
Перед итальянским этапом TCR у Михаила было совсем немного времени, чтобы найти нужные настройки нового автомобиля

Тренировки начались неплохо, я даже не ожидал, что смогу завершить вторую практику на второй позиции всего в трех десятых секунды позади опытнейшего Морбиделли! И позже, попав во вторую часть квалификации, я вдруг понял, что цель, которая еще две недели назад для меня была недостижима, уже вовсе и не цель, и нужны новые задачи. К сожалению, во второй части квалификации у меня возникли проблемы с рулевым усилителем. Он, как и на большинстве современных автомобилей, электрический, а гоночные машины построены с учетом его использования. Поэтому просто своими силами повернуть спортивный руль, который соединен с двумя 30-сантиметровыми разогретыми сликами при ходе руля от упора до упора меньше одного оборота, просто нереально. А чтобы руль «оживить», необходимо полностью обесточить автомобиль, чтобы перезагрузить все блоки управления. Три раза по ходу квалификации и один раз по ходу первой гонки я выключал электропитание, ждал рекомендуемые две секунды и включал все снова. То же самое в первой гонке случилось и на Хонде Морбиделли, причем на обеих машинах это происходило в одном и том же месте, на апексе «Аква Минерале».

К сожалению, быстро решить этот вопрос было нельзя. Единственной возможностью избежать отказа было постараться снизить нагрузку на рулевое управление в пресловутом повороте. Поэтому во второй гонке я решил, что не буду поворачивать руль одновременно с торможением. Мне приходилось сначала тормозить, а затем поворачивать. Это не самый быстрый способ ехать на асфальте, и это стоило мне в среднем 0,5 секунды только в одном повороте. А когда позади тебя еще пятеро парней, которые тоже не прочь выиграть гонку, приходилось искать резервы, чтобы компенсировать эти потери. Лишь когда я в тринадцатый раз по ходу второй гонки преодолел легендарную связку Имолы «Пирателла»-«Аква-Минерале», я уже не сомневался, что именно сегодня одержу свою первую победу в TCR.

Как я уже говорил, здесь, в Имоле, я начал свой собственный чемпионат из восьми оставшихся этапов и намерен выиграть его в конце сезона. Претендовать на хорошие места по итогу уже практически невозможно, потому что потери за первые три гонки слишком серьезные. Но ограничиваться одной победой в этом году я не собираюсь!

Фото: TCR International Series

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Honda Civic

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Комментарии (2)

Самые новые

А вот ещё Маркелов в GP2 при старте с 15го места выиграл гонку не где-нибудь, а в Монте Карло! И Алёшин в Индикаре здорово ездит и просто здорово про это рассказывает. Вот бы вам их блоги у себя завести или хотя бы некоторые их рассказы публиковать. Квят, как и все в формуле 1, бубнит что-то невнятное, там контракты драконовские...

Ответить#
+1

Браво, молодец Миша!!!

Ответить#
0