Ток и шоу: как не сжечь машину

Что можно и чего нельзя втыкать в автомобильное гнездо прикуривателя? Бортовые розетки 12 В, сгоревшая Honda и меры предосторожности — это и не только в нашем материале-ликбезе.


Несколько лет назад по многим телеканалам проскочил интригующий сюжет: у дамы сгорела Honda Civic. Дескать, стала заряжать мобильник, а тут дым, вонь и полный караул… В общем, неприятная история. Но кто виноват?

Телевизионщики, примчавшиеся тогда за интервью, откровенно на нас обиделись: наше мнение их разочаровало, а ожидаемой скандальной сенсации не получилось. Потому что, на наш взгляд, никакая Honda не обязана отвечать за поведение неизвестного ей устройства. По-человечески даме, конечно, можно посочувствовать, но очевидным виновником возгорания было зарядное устройство неизвестного происхождения. А втыкать в гнездо всё подряд производители автомобилей, как правило, запрещают — и правильно делают. Те, кто с этим не согласен, могут мысленно поставить себя на их место: вы бы разрешили? Вот-вот — лучше не стоит…

В той истории суд принял сторону представителей автодилера и в иске отказал. Причина — «нарушение правил эксплуатации автомобиля». Аргументы типа «Все так делают» — не в счет: отвечать надо лично за себя.

Что можно и чего нельзя

Штекеры разнообразных устройств — найдите два одинаковых… А если учесть, что и гнезда на поверку тоже далеко не близнецы, то понятно, почему вероятность плохого контакта вовсе не является надуманной. И почему, кстати говоря, производители автомобилей запрещают пользоваться в своих машинах чем попало.
Штекеры разнообразных устройств — найдите два одинаковых… А если учесть, что и гнезда на поверку тоже далеко не близнецы, то понятно, почему вероятность плохого контакта вовсе не является надуманной. И почему, кстати говоря, производители автомобилей запрещают пользоваться в своих машинах чем попало.

А что вообще можно втыкать в автомобильное гнездо? К сожалению, четкого разграничения, что можно делать, а чего нельзя, не существует. Мы проводили исследования на эту тему — результаты ясности не внесли. Одни автопроизводители разрешают пользоваться только приборами с собственным брендом на этикетке, другие кивают на обязательное соблюдение требований некоего стандарта SAE (а кто из автовладельцев его видел-то?), третьи категорически запрещают пользоваться гнездом прикуривателя для любых посторонних потребителей, четвертые оговаривают максимальный ток потребления…

Следует отличать гнездо прикуривателя от бортовой розетки. Исторически прикуриватель появился раньше — почти сто лет назад. На тех же Жигулях, к примеру, розетки отсутствовали — впрочем, гаджетов в продаже в те времена тоже не было. Сегодня мы активно боремся с курением, а потому прикуриватели уходят в историю. Зато розеток в машине бывает сразу несколько. При этом массу проблем порождает разнобой в конструкциях и размерах как самих гнезд, так и штекеров. В частности, в обычной розетке нет биметаллической пружины-захвата прикуривателя. На практике многие вилки любят выскакивать из гнезда или, хуже того, плохо контачить. Производители гаджетов используют неодинаковые штекеры — именно это обстоятельство и послужило, на наш взгляд, причиной упомянутого выше возгорания автомобиля.

Тепловентиляторы разных мастей. Мощность показанных моделей — от 150 до 200 Вт. Реальный ток доходит до 15 А — это очень много. При плохом контакте локальный нагрев гарантирован. Кроме того, подобные приборы обычно забывают отключать, поскольку они предназначены для долгосрочного использования. А с учетом того, что реальная польза от таких нагревателей смехотворная, без крайней необходимости их лучше не применять. Впрочем, насчет пользы — это мое личное мнение.
Тепловентиляторы разных мастей. Мощность показанных моделей — от 150 до 200 Вт. Реальный ток доходит до 15 А — это очень много. При плохом контакте локальный нагрев гарантирован. Кроме того, подобные приборы обычно забывают отключать, поскольку они предназначены для долгосрочного использования. А с учетом того, что реальная польза от таких нагревателей смехотворная, без крайней необходимости их лучше не применять. Впрочем, насчет пользы — это мое личное мнение.

Почему на той машине не сгорел предохранитель? Кстати, обычно его номинал — 15 А, реже — 10 А (в Жигулях использовали 16 А). Теперь представьте, что происходит, если по какой-то причине прибор потребляет подобный ток в течение длительного времени, а контакт при этом «искрит». Солидная мощность начинает рассеиваться в розетке, которая быстро нагревается и… ну, дальше понятно. Если вокруг термопласт, боящийся нагрева, то и произойдет как раз то, что случилось с дамой. Пожар не пожар, а торпедка поплавилась. Ток при этом может оставаться в пределах допуска — это же не короткое замыкание! От себя добавлю, что на практике предохранители зачастую легко выдерживают и повышенный ток: это нехорошо, но — что есть, то есть…

Даже если вероятность возгорания мала, ни в коем случае не стоит его провоцировать. А мы частенько это делаем. Ниже — советы человека, который однажды пережил полноценный пожар, лишившись… Ладно, не хочу вспоминать.

Советы электрика

Автомобильные пылесосы — Smart Power, Агрессор и Heyner. Мощность — соответственно 85, 100 и 138 Вт. С точки зрения пожароопасности хороши тем, что при работе постоянно находятся в чьих-то руках, то есть под контролем. Хотя, честно говоря, применение для уборки салона мощного стационарного пылесоса представляется мне гораздо более логичным.
Автомобильные пылесосы — Smart Power, Агрессор и Heyner. Мощность — соответственно 85, 100 и 138 Вт. С точки зрения пожароопасности хороши тем, что при работе постоянно находятся в чьих-то руках, то есть под контролем. Хотя, честно говоря, применение для уборки салона мощного стационарного пылесоса представляется мне гораздо более логичным.

С формальной точки зрения никогда не стоит забывать следующее: если возгорание все-таки произойдет, то на вашу сторону не станет никто.

  1. Производитель автомобиля — потому, что он не разрешал вам втыкать то, что вы воткнули.
  2. ГИБДД — потому, что, применив какой-либо гаджет, вы тем самым как бы внесли изменение в конструкцию автомобиля, а это запрещено.
  3. Продавец гаджета — потому, что он не знает, правильно ли вы воспользовались его устройством. Да и вообще, не в Китай же вы отправитесь жаловаться…
  4. Страховая компания — потому, что см. п. 1.

Если это понятно, но не отпугивает, едем дальше собственно к самим советам:

  • Даже если вы пользуетесь совсем слабеньким устройством, например, заряжаете телефон или отслеживаете дорожные измерители скорости, не ленитесь время от времени дотрагиваться до адаптера рукой, контролируя таким образом его температуру. Хуже точно не будет.
  • Старайтесь без особой необходимости не подключать к автомобильным розеткам заведомо мощные устройства с заявленной мощностью 180 и более Ватт. На мой взгляд, единственный реально полезный гаджет с подобной мощностью — это компрессор, но им пользуются нечасто и никогда не оставляют включенным без необходимости. А вот без автомобильного пылесоса, чайника или кофеварки вполне можно обойтись.
  • Приобретая разветвители сигналов на три, четыре и более устройств, не забывайте, что штатный предохранитель в машине — один на всех.
  • Никогда не покупайте мелочевку вроде разветвителей или зарядников у коробейников на перекрестках. Вероятность наткнуться на дрянное качество там слишком высока — вспомните сгоревшую Хонду. Лучше переплатите дилеру. Или хотя бы солидному сетевому магазину автозапчастей.
  • Спиральный провод гаджета, включенного в розетку, не должен быть слишком сильно натянут. Он может свалиться под педальный узел, а халтурно припаянный — попросту оторваться.
  • Покидая автомобиль, всегда вытаскивайте штекер из розетки. Причин несколько. Во-первых, не во всех автомобилях розетки обесточиваются, а потому тот же включенный холодильник быстро «высосет» аккумулятор. Во-вторых, любые неубранные гаджеты, даже недорогие, всегда привлекают внимание несознательных элементов общества. Да и пожары просто так никогда не возникают.

Чайник 12V-607 (в центре). Заявленная мощность — 180 Вт. Мерим ток — 15 А. Объем чайника — 0,9 л. Нетрудно прикинуть время кипячения с 20 С: 0,9 умножаем на 80 (72 ккал или 301 кДж), делим на 0,18 — получаем 1676 секунд или 28 минут. Кофеварка WAECO МC-01-12 (слева). Предупреждение от производителя: включать в цепь, защищенную предохранителем не менее 16А! И где ее взять? Кипятильник Airline мощностью 120 Вт (cправа). Время кипячения упомянутого выше объема воды составит никак не менее 42 мин.
Чайник 12V-607 (в центре). Заявленная мощность — 180 Вт. Мерим ток — 15 А. Объем чайника — 0,9 л. Нетрудно прикинуть время кипячения с 20 С: 0,9 умножаем на 80 (72 ккал или 301 кДж), делим на 0,18 — получаем 1676 секунд или 28 минут. Кофеварка WAECO МC-01-12 (слева). Предупреждение от производителя: включать в цепь, защищенную предохранителем не менее 16А! И где ее взять? Кипятильник Airline мощностью 120 Вт (cправа). Время кипячения упомянутого выше объема воды составит никак не менее 42 мин.

***

Напоследок — жизненный анекдот про прикуриватели.

Коллега вез на Оке внука — в дороге мотор неожиданно перегрелся. Тыр-пыр: не работает электровентилятор системы охлаждения — сгорел предохранитель… Поменял, поехал, опять перегрев — снова сгорел предохранитель. И так несколько раз — что ж такое-то? Выяснил случайно: в гнездо прикуривателя внук от скуки засунул… металлический рубль! А цепь предохранителя заодно защищала тот самый вентилятор.

Счастливого пути и исправного электрооборудования!

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (52)

Самые новые

автор статьи не совсем в теме: на «Жигулях» первых моделей наряду с прикуривателем была установлена розетка для штатной лампы (была в комплекте). Розетка стояла на кронштейне педалей тормоза и сцепления. Прикуриватель же должен использоваться по назначению. А сейчас просто забыли понятие стандарта..

Ответить#
+1

можно добавить, что нельзя включать прикуриватель (сам прикуриватель, греющуюся съёмную часть) в розетку. Она на такие токи не рассчитана, начинает греться и плавиться — а прикуриватель в розетке очень часто клинит, не выдернешь. В общем, пока справишься — уже всё оплыло.

Ну и — чем втыкать в прикуриватель зарядники для регистраторов или радар-детекторов, лучше сделать отпайку в правильном месте. Обычно от салонной лампочки вверху. Во-первых, там предохранитель на меньший ток (один-два ампера, для гаджета совершенно достаточно) и, случись что — до пожара не дойдёт. Во-вторых, провода не будут болтаться в салоне. В третьих, гнездо прикуривателя не будет разбиваться зарядниками.

Ответить#
+1

В прошлом году, когда на машине поехал на юг, взял автохолодильник и поставил его в багажник. Провод естественно не дотягивался до прикуривателя. Сдуру купил китайский удлиннитель, заменил спиральку на нормальный провод (2х2,5мм), заменил предохранитель (номиналом такой же как в автохолодильнике). Но... предохранитель оказался коротковат, поэтому между предохранителем и центральным контактом добавил первую попавшую железяку... Воооот... Через 18 км пути пошла вонь — мы вытащили прикуриватель и обнаружили, что его конец начал плавиться. Переставили холодильник вперед около пассажира и без удлинителя — не работает холодильник, как оказалось потом (по приезду из юга домой — вот я чайник!!!) — сгорел предохранитель, видать замкнули контакты. Хорошо, что у меня 2-е гнездо прикуривателя было. Так и ездил всю дорогу холодильник у ног жены.

Мораль: никаких удлинителей и доработок в прикуривателях. Это опасно!!!!

P.S. А холодильник сейчас прописался в багажнике: я просто разобрал штеккер прикуривателя и тот же провод (2х2,5мм) впаял (удлиннил) между штатным проводом и штеккером. Полгода активного использования — тьфу-тьфу-тьфу проблем не было.

Ответить#
+3

Спасибо за показательный пример!

Ответить#
+1

Тоже имею холодильник, занимает достойное место... в гараже. В машину гораздо эффективнее использовать замороженные в лёд (в морозилке, до предела) бутылки минеральной воды. Картонная коробка, в неё продукты, сверху пару литрушек — и минимум на сутки (если очень жарко) ты обеспечен прохладной пищей. Да ещё и прохладной минералочкой :-)
Дополнительное удобство — использовав, и бутылки и коробку можно выбросить, а не таскать с собой.
Ну и это гораздо практичнее и экологичнее, чем использовать «аккумуляторы холода», которые на самом деле запасают холод ничуть не лучше, чем просто бутылка с водой (строго говоря, на 20% лучше, но какая разница — можно же взять на 20% больше воды :-)

Бояться того, что бутылка лопнет — не стоит, не лопнет. Проверено тысячи раз тысячами людей, на югах продажа замороженной минералки — обычное дело. Единственно, донышко может стать более округлым, так что бутылка на столе стоять не хочет.

Автохолодильник же мало того, что аккум жрёт, так ещё и холодит слабёхонько.

Ответить#
+1

Все правильно написано применительно к сегодняшнему времени, когда уровень образования пользователей упал ниже плинтуса, а производители всего и вся стараются как можно меньше потратить и как можно больше получить и при этом ни за что не отвечать. Сравните сечение проводов на той же копейке первых выпусков и на современных моделях! Я уж не говорю о тех поделках, которых полно и на рынках и в магазинах и которые предполагают включение в гнездо прикуривателя. Прежде чем ставить себе разветвитель прикуривателя, заглянул в его нутро и чуть не прослезился, увидев творчество китайских «инженеров». В общем, поставил его после полной переделки, теперь всё надежно, заявленным параметрам соответствует с запасом, защита тройная, первая ступень прямо на входе вилки, включаемой в прикуриватель. Кстати, само гнездо прикуривателя не выдерживает никакой критики и по идее давным давно должно быть заменено чем-то более надежным. А самое неприятное, что качество изделий перестало зависеть от производителя. Это открытие я сделал после того, как разобрал сгоревшую электробритву, сделанную в  в Европе и далеко не дешевую..

Ответить#
+3

Каждый раз, когда я пользуюсь розеткой в автомобиле, у меня возникает мысль об убогости этой конструкции. Все что нужно сделать, так это выбрать другой надежный вид розетки с вилкой, рассчитанный на долговременные токи до 16 А при наличии вибрации, и обязать всех производителей машин ставить рядом «прикуривателем» новую розетку. Производители аксессуаров для автомобилей быстро сориентируются на новый стандарт.

Ответить#
+5

очень может быть. Возможно, из специально пытались сделать а-ля прикуриватель

Ответить#
+1

Cтарые предохранители, ножевые, со сменными волосками, гораздо лучше были. Не для обывателей современных, правда.

Ответить#
+2

В москвичах,уазах и маз 500.Но там обыватели,часто,не заморачиваются калибром волоска,часто «загрубляют»,поэтому от них и отказались.А так-то у них практичная конструкция.

Ответить#
+1

Термопредохранитель как раз для защиты от температуры — в гнезде ему место должно быть законодательно прописано

Ответить#
+2

Нужно вообще отказаться от использования гнезда прикуривателя для питания различных приборов! Сделать именно розетки с перпендикулярным расположением плоских контактов. И соответствующие вилки. И вот на них уже городить термозащиту.

Ответить#
+3

При чем, казалось бы, есть масса стандартов, обеспечивающих надёжный контакт, те же модельные XT60 или XT90. Они и по размеру меньше и стоят копейки. Почему нет?

Ответить#
+1

Не в гнезде, а в электрической цепи.

Ответить#
+1

в цепи — токовый предохранитель,он штатно есть на всех машинах.

Ответить#
+1

Предохранитель защищает от короткого замыкания.
Тепловая защита тоже защищает электрическую цепь, отключая её при перегрузках, чтобы не горели изоляция и жилы.

Ответить#
+1

Штатный токовый срабатывает при перегрузке током.Тепловой — при превышении температуры выше заданной.Знаю,что выпускаются на 95 градусов,120,140....Самый простой — кусок прутка олова подключенный последовательно к сети с температурой плавления 232г.Ц.В электрических утюгах есть такие.

Ответить#
+1

Одноразовые плавкие предохранители защищают электрическую линию от сверхтока, возникающего при коротком замыкании (КЗ).

Для многократного использования применяют автоматические выключатели. В них при КЗ срабатывает электромагнитная катушка, для разрыва цепи в случае перегрузки действует биметаллическая пластина. Пока пластина не остынет, автомат не даст включить цепь.
Разбейте молотком любой дешёвый автомат — там всё наглядно.

Ответить#
+2

При существующей конструкции штекера для прикуривателя перегрев возникает только в зоне контакта центрального вывода, ибо металлическая пластина в прикуривателе, в которую упирается вывод штекера, со временем сильно окисляется, особенно если прикуривателем пользуются по назначению. Таким образом и существующие штекеры можно легко сделать безопасными, если их центральным выводом будет являться вывод предохранителя такой конструкции: вывод, припаянная к нему легкоплавким припоем калиброванная по току медная проволока, второй конец которой соединен с натянутой пружинкой, второй конец которой припаян тем же припоем ко второму выводу.

Ответить#
+1

FIAT-500L, производимый в Сербии, давно уже комплектуется капсульной кофеваркой Lavazza.
ссылка

Ответить#
+1

Была информация, что дама с собачкой по кличке «Хонда» отказалась от услуг адвоката и защищалась от «Хонды» сама. Иначе исход суда был бы иной.

Ответить#
+1

Кто с электричеством дружит, можно поставить автомат с ЭМ и тепловой защитой. ссылка/
Колхозить только в этом деле не советую.

На Форде был прикуриватель, как нагреется, выскакивал из гнезда как шарик пинг-понга. Ракетки понятное дело в комплекте к автомобилю не прилагалось. Приходилось походные навыки охлаждения печёной картошки из костра применять.

Ответить#
+1

В статье не упомянули про появление в современных машинах розеток 220В )

Ответить#
+1

А были когда-то блоки тиристорного зажигания с непрерывным накоплением энергии и выходом для питания электробритвы. Там, правда, напряжение поменьше было, бритву надлежало переключать на 127В. Да и отдельные преобразователи, по-моему, выпускали.

Ответить#
+1

Было такое дело. Когда еще сами электронное зажигание ставили и бритвы на 220 с собой таскали... Сейчас все это умерло.

Ответить#
+1

НУ, не все сразу:)

Ответить#
+1

Спасибо за толковую и ПОЛЕЗНУЮ статью!
Кстати, знакомый таксист, после маленького пожара под панелью и дорогого ремонта сделал на гнезда «прикуривателей» (у него их 2) защиту — термопара и простенькая схемка. Если прикуриватель нагрелся выше 60 градусов — мигает красный светодиод. Если выше 80 — цепь принудительно размыкается.

Ответить#
+2

Спасибо Вам, Михаил. Но радиолюбительство в машине сегодня фактически запрещено —- все по тем же причинам. Конечно, я вправе делать все, что захочу, но жаловаться после этого уже не получится.

Ответить#
+2

Увы, так и есть, претензии потом писать некому будет. Притом, когда я спросил у ОФ диллера про сертифицированные ЗУ для телефона в авто — на меня посмотрели как на идиота)))

Ответить#
+1

Предохранители тоже могут подлянку устроить.Бывает пластик с него стёк уже весь и проводка в месте замыкания горит,а плавкий элемент не перегорает.Видел два таких случая.Широко распространенные ножевые преды в прозрачном пластике.

Ответить#
+3

Еще какую подлянку. Я когда-то несколько лет подряд проверял из в НИИАЭ,Так большинство, кроме псковских, тройной ток легко выдерживали. Шипели, светились, но не перегорали.

Ответить#
+2

Выход есть.Берешь предохранитель,сжигаешь «коротышём».А далее подматываешь проволочку нужного калибра.Получается как в Уазовско-москвичёвских — «по три штуки» с «подмоткой».Главное — это правильно запасовать проволочку для надёжного контакта.Нужно обернуть её вокруг «ножек» предохранителя,а концы проволочки запасовать через нижние части ножек предохранителя и воткнуть предохранитель в гнездо.Контакт будет нормальный.А диаметр проволочки можно или измерить штангенциркулем,высчитав по эмпирической формуле для тока.Ещё точнее — с помощью амперметра и реостата.

Ответить#
+1

Так жить нельзя!

Ответить#
+1

Простое решение покупать Псковские предохранители Авар а не чайнаноунейм

Ответить#
+1

Обычно таким грешат дешевые китайские преды, которые таковыми назвать можно с большой натяжкой: никаких плавких элементов в них нет и в помине, просто нарезаны из первой попавшейся под руку жести.

Ответить#
+1

Все верно.Только вот не везде можно купить Тесла или Авар.Особенно у нас в глубинке.Да и многие ли «заморачиваются» с выбором предохранителей?

Ответить#
+1

НИкто не заморачивается. А псковские реально были хорошие — — отлично это помню.

Ответить#
+1

Ну скорбный список электрических цепей защищаемых предохранителями с завышенным номиналом можно продолжить — пример подключаемый задний привод на кроссоверах — блок управления муфты Халдекс на 3-м поколении —10А, на четвертом —15А. При замене на номинал ВДВОЕ меньший есть риск остаться без помощи заднего моста ..... печально но не критично, однако эта простая мера позволяет не допустить: а) выхода из строя блока управления; б) электродвигателя насоса муфты, замена и того и другого узлов довольно затратны

Ответить#
+1

Все подключения к бортсети — лотерея. Или игра в русскую рулетку. Ведь 99,9% изделий идёт из Поднебесной. А то, что квалификация водителей нынче далека от идеала, и в бедный-несчастный прикуриватель готовы засунуть всё, что есть, от зарядника телефона до преобразователя 12–220 вольт для ноутбука, причём сразу несколько девайсов. А если предохранитель спасёт авто от перегруза и сгорит, так в колхозно-тюнинговом сервисе его заменят на более мощный. Ну, чтоб клиент не возвращался с претензией. А провода автопроизводители нынче ставят потоньше, объясняя стремлением снизить вес авто, а фактически — просто экономят. Вот, вам и перегруз сети с пожаром. И поход в автосалон за новым автомобилем.

Ответить#
+7

Вы правы, Евгений.

Ответить#
+1

Учитывая, что автомобильные «зарядники», солидные снаружи, очень часто внутри напоминают самоделку начинающего радиолюбителя из кружка юных техников, оставлять их без присмотра нельзя. И уж тем более, если машина оборудована автозапуском. И даже под присмотром их крайне нежелательно оставлять включенными без нагрузки.
А про предохранители есть «закон Мерфи»: прибор, защищенный быстродействующим плавким предохранителем, успевает защитить этот предохранитель, перегорев первым! )

Ответить#
+3

Я помню, что автомобильный компрессор Мустанг нельзя было втыкать в гнездо прикуривателя, не выдерживало. Его подключали прямо к аккумулятору.

Ответить#
+1

Я думаю, что необходимо законодательно запретить при производстве применение штекеров для прикуривателя в приборах, потребляющих больше 5 ампер. Только «крокодилы» для подключения к аккумулятору.

Ответить#
+8

Во времена компрессора Мустанг к этому относились гораздо более ответственно. А сейчас, мягко говоря, неразбериха.

Ответить#
+1

Никакой неразберихи. Маркетинг, однако! Кто будет покупать безопасное, но «неудобное» в использовании устройство, для подключения которого надо лезть под капот? Только те, кто что-то соображает в электричестве. А таких все меньше...

Ответить#
+1

Я потому и сказал, что мягко говоря.

Ответить#
+1

А тогда сразу с компрессорами проблемы возникнут...

Ответить#
+1

Почему? Им даже полярность подключения без разницы, если, конечно, в них никакой электроники не напихано. Но электронику можно запитать через мост...

Ответить#
+1

Да, это правильно было сделано. Правда, сегодня не к каждой АКБ подцепишься сразу: щитками закрыты

Ответить#
+1

Просто ничего нельзя оставлять без контроля, вот и проблем не будет

Ответить#
+3

Об этом и речь. Но и откровенно бесполезные приборы все-таки лучше не использовать

Ответить#
+6

Помню ту историю с Хондой

Ответить#
+1