"даглас-кэлмар tbl 280"

«ДАГЛАС-КЭЛМАР TBL 280»

]

ТЕХНИКА

В МИРЕ МОТОРОВ

Материалы рубрики подготовил Михаил ГЗОВСКИЙ

«ДАГЛАС-КЭЛМАР TBL 280»

DOUGLAS CALMAR TBL 280 

Наверное, каждый авиапассажир, ожидая посадки в самолет, с интересом разглядывает взлетную полосу и стоящие на земле лайнеры, вокруг которых хлопочет обслуживающий персонал. Одни готовят самолеты к вылету, другие загружают багаж, третьи, управляя аэродромными тягачами, выкатывают лайнеры на рулежную дорожку. Без этих машин не обходится ни один крупный аэропорт мира, между тем «трудяги» редко гостят на страницах автомобильных изданий. Попытаемся восстановить справедливость.

Среди фирм, производящих автомобили для нужд аэропортов, хорошо известна английская «Даглас». Она выпускает как обычные аэродромные тягачи, которые буксируют самолет с помощью стальной штанги, так и изящные с технической точки зрения модели «Даглас-Кэлмар TBL». Инженеры «Дагласа» воплотили в них интересную мысль: погрузить переднюю стойку шасси на платформу буксировщика подобно полуприцепу и так везти на старт. При кажущейся сложности затеи положительный эффект такого решения на поверку оказывается весьма велик.

В современных аэропортах движение самолета начинается... задним ходом, когда его от «гармошки», ведущей в здание вокзала, выталкивают на рулежную дорожку. Каждый, кто хоть раз управлял автопоездом, знает, насколько сложно маневрировать, сдавая назад. «Даглас» существенно облегчает задачу благодаря прекрасной маневренности и «полуприцепной» схеме получающегося авто... простите, авиапоезда. Сложное рулевое управление позволяет оператору тягача «рулить» передними, задними или даже всеми четырьмя колесами одновременно. Тут, правда, требуется немалая сноровка! Но озираться через плечо водителю не понадобится — его рабочее место поворачивается вместе с рулем, педалями и приборной панелью на 180 градусов.

Еще одно преимущество «Дагласа» — с лайнером может работать один человек, причем даже не выходя из тягача. Особо ответствен процесс «подхвата» и подъема шасси. За ним оператор следит с помощью монитора и нескольких видеокамер. Аккуратно подавая тягач задним ходом, водитель добивается, чтобы шасси оказалось точно напротив захватного механизма. Ошибка здесь стоит очень дорого — повредить стойку довольно просто, а простой лайнера в ремонте грозит немалыми убытками. Да и сам «Даглас» следует поберечь — цена таких машин частенько превышает полмиллиона долларов! Поэтому тягач буквально нашпигован электроникой и находится на постоянной радиосвязи с пилотами, авиадиспетчерами и службами безопасности аэропорта.

Захватив колесо, оператор пускает в ход гидравлическую систему подъема, которая и отрывает переднюю стойку шасси от земли приблизительно на 20 см. Все! Можно ехать! Тяговые возможности наиболее распространенной модели «Даглас Кэлмар TBL 280», оснащенной шестицилиндровым семилитровым турбодизелем мощностью 189 кВт/257 л. с. с крутящим моментом 946 Н.м, достаточны для буксировки со скоростью до 30 км/ч почти любого лайнера, кроме, пожалуй, таких гигантов, как «Боинг-747» весом более 400 тонн.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии