Водители и пешеходы: кто прав, а кто правее?

На прошлой неделе МВД обнародовало поправки в КоАП, повышающие ответственность водителей за непредоставление преимущества пешеходам. Но только ли автомобилисты виноваты в большом количестве аварий с их участием?

Сам по себе переход в неположенном месте еще полбеды. Главную опасность несут люди, внезапно появляющиеся из-за машин. Ведущие мировые автопроизводители научили электронику распознавать такие ситуации и мгновенно нажимать на тормоз. Нам до распространения подобных систем еще далеко.
Сам по себе переход в неположенном месте еще полбеды. Главную опасность несут люди, внезапно появляющиеся из-за машин. Ведущие мировые автопроизводители научили электронику распознавать такие ситуации и мгновенно нажимать на тормоз. Нам до распространения подобных систем еще далеко.

В марте этого года на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения президент Владимир Путин в очередной раз предложил «ужесточить ответственность». И МВД быстренько выдвинуло идею увеличить штраф для тех водителей, кто не пропускает пешеходов и велосипедистов в ситуациях, когда они пользуются преимуществом. По мнению авторов законопроекта, штрафовать за это нужно не на 1500, а на 2500 руб. Новшество, разумеется, обосновывают необходимостью снизить количество аварий с участием пешеходов.

ГИБДД в пояснительной записке приводит количество административных протоколов, составленных на водителей по статье 12.18 КоАП. В 2014 году таковых было 1,64 млн, в 2015-м — 1,66 млн. Вот только принимать за основу анализа эти цифры я бы не стал. Систематический контроль на пешеходных переходах налажен слабо, и объем выписанных штрафов напрямую зависит от того, как часто личному составу давали команду следить именно за этим проступком.

Куда весомее показатели аварийности с участием пешеходов (см. таблицу слева). В 2015 году из 184 тысяч зафиксированных ДТП почти 57 тысяч (31%) составили наезды на пешеходов. Из этого количества в 55,3% случаев были виноваты водители, в 43,7% — пешеходы. Выходит, далеко не всегда, как того бы хотелось сторонникам драконовских санкций, опасность на дороге создает тот, кто сидит за рулем. Более того, только 34,8% трагедий произошли на пешеходных переходах. То есть почти две трети пострадавших попали под колеса в ситуации, когда они не имели преимущества, а водители были вправе не ожидать их появления на проезжей части.

Схожая картина и за пять месяцев текущего года. Из 58,2 тыс. аварий 18,6 тыс. (32%) — это наезды на пешеходов. В 57% случаев виновны водители, в 42% — пешеходы. На «зебрах» зафиксированы те же 34,8% инцидентов.

Наметившаяся в 2016 году тенденция к уменьшению числа ДТП с участием пешеходов, погибших и пострадавших в них, конечно, утешает. Но вызывает непонимание другое. Статистика свидетельствует об изрядной доле вины пешеходов и крайне низкой культуре их поведения. При этом закручивание гаек испытывают только водители. Им достаются комплексы видеофиксации, повышенные штрафы и внимание сотрудников ДПС во время очередного рейда.

А что же безлошадные участники дорожного движения? Складывается впечатление, что у них есть только права — и никаких обязанностей. Официальные данные ГИБДД это подтверждают. За 2015 год на российских водителей составили 23,8 млн протоколов и еще 37,3 млн штрафов разослано «письмами счастья». А пешеходов наказали 2,8 млн раз. И это притом, что, к примеру, в Москве жителей (читай — пешеходов) примерно вчетверо больше, чем зарегистрированных машин (читай — автомобилистов).

Нарисовать портрет типичного пешехода-нарушителя нельзя. Игнорируют ПДД все: молодые и пожилые, мужчины и женщины. Но особенный негатив вызывают те, кто нарушает вместе с собственными детьми.
Нарисовать портрет типичного пешехода-нарушителя нельзя. Игнорируют ПДД все: молодые и пожилые, мужчины и женщины. Но особенный негатив вызывают те, кто нарушает вместе с собственными детьми.

Между тем в ПДД есть четко сформулированный п. 4.5 — как раз об обязанностях пешеходов: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств». Его вряд ли знают даже те, кто что-то слышал о ПДД. Зачем? Ведь, если верить новостям в Сети и по телевизору, наказывают только водителей.

Так у пешеходов складывается ощущение не просто вседозволенности, но и неуязвимости. Не верите? Посмотрите в Интернете подборки записей с видеорегистраторов. Выкладывать их здесь не буду по морально-этическим соображениям (найти их при желании нетрудно). Но поверьте отсмотревшему сотни таких роликов: в большей части аварий с участием пешеходов ни о каком соблюдении процитированного выше пункта Правил и речи не идет! Да, небезгрешны и водители, но говорить только об их вине в корне неправильно.

Готов предложить даже свой рецепт проведения воспитательной работы среди пешеходов. Остро необходимо адресовать им социальную рекламу. Причем размещать ее не на телевидении, а непосредственно перед глазами людей: на автобусных остановках, в общественном транспорте, торговых центрах, школах и т.п. Таблички с основными правилами безопасности или выдержками из ПДД можно развешивать на стойках дорожных знаков около пешеходных переходов. Чем чаще будут попадаться на глаза правила, тем меньше станут их нарушать. Школьные уроки о безопасности на дорогах должны быть не разовыми, а постоянными. Тут я солидарен с теми, кто предлагает ввести отдельный предмет по изучению ПДД.

Наконец, стоит провести несколько рейдов с привлечением телеканалов и новостных интернет-ресурсов. Нежелание ГИБДД заниматься этим понятно. Пешеход может оказаться без документов, и тогда составление протокола обернется доставкой в отдел полиции и тратой времени на выяснение личности. С точки зрения собираемости штрафов и занятости личного состава, не спорю, малоэффективно. Зато в следующий раз человек, скорее всего, хорошо подумает, стоит ли бежать на красный свет, рискуя провести следующие несколько часов в компании полицейских.

Я верю, что и пешеходам можно привить культуру поведения на дорогах. В конце концов, камеры на дорогах сделали свое дело, и автомобилисты (в подавляющем большинстве) стали ездить намного цивилизованнее. То же самое можно сказать и о мотоциклистах: обилие мотобата в столице принесло заметные плоды. Было бы желание…

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (15)

Самые новые

Есть пешеходы разные —одни машут проезжай, я подожду, а  есть идут, будто машин на их пути нет, и о компромиссе никакой речи быть не может, я прав, а ты выполняй, много из такой категории военных, или лиц любого пола: едет вереница машин, а ты в ней последний, пешеходу нет бы подождать, пропустить тебя и переходить спокойно по  пустой дороге, нет, лезут перед последней машиной, выродки. Был случай ночью, абсолютно пустая дорога, одна моя машина, и беседующая трезвая парочка стала переходить прямо перед авто, не проявляющим признаков торможения. Я бы обязательно ввел в ПДД по обязанностям пешехода: перед началом перехода по  нерегулируемому пеш. переходу подавать знак водителю- поднимать руку, и убедившись в безопасности начинать переход

Ответить#
0

Учить надо. Сам, когда за руль сел, перестал ходить на красный и если выхожу из-за чего-то, ограничивающего видимость, сначала высовываюсь и смотрю, нет ли машин.
А пешеходы реально обнаглевшие, особенно в больших городах. Едешь так местами по улочке, где пешеходных переходов много и машины напаркованы, и постоянно дергаешься, потому как они выскакивают перед машиной, совершенно не замедляя ходу, и к тому же попадая в слепую зону за водителькой стойкой лобового стекла. Жесть какая-то.

Ответить#
+2

Пешехода наказать почти нереально, и об этом знают и пешеходы, и гаишники. Поэтому гаишники не обращают на них внимания, а пешеходы ходят, где им заблагорассудится, зная, что виноватым в случае чего все равно будет водитель. А не вызывая гаишников с водителя можно еще и денег поиметь...

Ответить#
+1

Пешехода наказать вполне реально, как и любого гражданина. Если нет паспорта, вызывается наряд, и пешеход отправляется в ближайший отдел для выяснения личности, и там оформляется штраф. Кстати, метод воспитает в наших гражданах носить паспорт с собой. Думаю, никому не охото на козлике в багажнике ехать, а после в отделении несколько часов торчать.

Ответить#
+1

Как то так по дурацки сложилось, что ПЕШЕХОД ВСЕГДА ПРАВ..... пока ЖИВ, и похоже данную ситуацию разумно разруливать никто не собирается..... игра в одни ворота ни на иоту не повысит у пехотинцев чувство самосохранения...... хотя это основной инстинкт!!!

Ответить#
+3

А что дамочки-пешеходы творят. Некоторые сами по себе неадекватны, а с детьми неадекватны вдвойне.
ссылка

Ответить#
+2

Может предложить вместе со знаком «Зона пешеходного перехода» ставить знак «Зона повышенной опасности» лицом в сторону пешеходов с надписью, наподобие: «Убедись в отсутствии автомобиля!». :)
А если честно, то в этом бардаке в большей степени виновны те, кто поднял ажиотаж вокруг защиты пешеходов и сотрудники ГИБДД. Не раз наблюдал, как пешеходы на глазах у полицейских (которые в добавок и на камеру процесс снимают) выскакивают прямо перед машиной, даже не повернув голову. А полицейским пофигу, они водителей «стригут». Давайте сделаем равнозначное наказание и для водителя и для пешехода. 2500? Пусть будет 2500, только для всех. И план пусть рисует начальство своим сотрудникам в процентном отношении, например 30% на водителей, 70% на пешеходов (процент зарегистрированных автомобилей от количества жителей). Вот тогда, когда пешеходам больно врежут по кошельку, они перестанут быть «священными коровами» и тоже будут соблюдать ПДД.

Ответить#
+5

Да толку это на автомобильном сайте писать?) Пешеходы статью вряд ли прочитают. А водители и так все понимают. Просто сказку рассказали, что когда-нибудь будет справедливость.

Ответить#
+3

А толку вообще что-то в инете писать?

Ответить#
0

Нужно ввести в школьную программу изучение ПДД, причем, не факультативно, а полноправно, со сдачей экзаменов и получением справки (или что там в автошколах выдают). Чтобы каждый, закончивший школу, мог после коротких курсов вождения сдать экзамен на получение прав. Вот тогда, лет через несколько, статистика ДТП с участием пешеходов начнет меняться в лучшую сторону.
Вообще, в увеличении количества смертей в этом виде ДТП немалая вина лежит на журналистах. Это они уже который год трубят о том, что «пешеход всегда прав». Прав, наверное... Но никто не отменял человеческий фактор (водитель проглядел знак, отвлекся и тд) и фактор технический. В первую очередь надо писать о пункте 4.5 ПДД (обязанностях и ответственности пешеходов), а уж потом — что он имеет преимущество.

Ответить#
+3

Толковая и грамотная статья. Ещё бы донести её содержание до законодателей.

Ответить#
+1

Как говаривал один мой знакомый друг: " Когда я пехотинец--эти водилы все дебилы! Но когда я за рулем--просто ненавижу этих пешеходов!!!"

Ответить#
0

Пешеходам в падлу надеть бесплатный светоотражающий браслет, а автомобилисту возьми да положи кучу денег за систему распознавания выскочек-пешеходов. И ни гу-гу...

Ответить#
+3

Очень даже правильное замечание что статистику надо правильно читать и прежде чем в очередной раз махнуть шашкой и повысить штраф водителям,необходимо занятся реальной работой.
Реальная работа должна начатся с написания адекватного с точки зрения безопасности регламента на обустройство и расположение П/Переходов,(на нерегулируемом П/П через 2 и более полосы в одном направлении,будут гибнуть люди даже при штрафе в 1 миллион) .
Работа со школьниками и населением,листовки,обьявления в транспорте,магазинах и т.д.
Реальная работа с привлечением пешеходов к отвественности .
Законодательное уточнение взаимной ответственности пешеходов и водителей. (Машиниста поезда ведь не привлекают к отвественности за сбитого дурака который сиганул с платформы на пути, а водитель несет отвественность всегда)
И т.п.

Ответить#
+10

Кто платит, тот не заказывает музыку. Будем плясать под пешеходную дудку.

Ответить#
+1