Литые диски: стоит ли переплачивать?

В кризисные времена невольно хочется сэкономить. Один из автомобильных способов экономии — приобретение второго комплекта колесных дисков. При визите в любой профильный магазин взгляд сам собой падает на красивые и блестящие. Но доверить выбор лучше разуму.

Выбор дизайна литых и кованых дисков настолько обширен, что перебрать все варианты практически невозможно. Хороший магазин предложит продукцию 40–50 разных фирм.
Выбор дизайна литых и кованых дисков настолько обширен, что перебрать все варианты практически невозможно. Хороший магазин предложит продукцию 40–50 разных фирм.

Весеннее настроение

Весной при приближении визита на шиномонтаж я снова задумался о приобретении дополнительного комплекта колесных дисков. В Москве за переобувку одного 15-дюймового колеса просят 400 рублей (можно найти и дороже — не вопрос). Комплект — 1600, две переобувки в год (лето-зима) — 3200. А это цена неплохого литого диска.

То есть покупка комплекта отобьется за четыре года. Понятно, при условии, что я буду менять колеса в сборе самостоятельно с помощью домкрата, баллонного ключа и волшебных слов. Выполнять такую операцию два раза в год — лениво, но приемлемо. Если совсем невмоготу, можно перекинуть колеса на том же шиномонтаже. Переброска существенно дешевле, чем монтаж-демонтаж шин на дисках — 100 руб. за колесо. Не разорит.

«Литьё» и «ковка»

Литые и кованые диски, безусловно, превосходят штамповку по красоте и прочности. Но сильно проигрывают по цене: штамповка в разы дешевле.
Литые и кованые диски, безусловно, превосходят штамповку по красоте и прочности. Но сильно проигрывают по цене: штамповка в разы дешевле.

Постойте, а почему именно литые диски? И вообще, сначала разберемся в определениях. Штампованные — сиречь стальные, во многих случаях (в моем — тоже) это неказистые диски первой комплектации для недорогих машин. Многие стесняются их внешнего вида и прикрывают пластиковыми колпаками.

Литые и кованые логично объединить в одну группу под названием «диски из легких сплавов», упомянув, что магниевые сплавы на данном поприще в целом предпочтительнее алюминиевых. Но потом разделить обратно, поскольку различны технологии их изготовления (и, соответственно, цена). Литые льют в форму, затем обрабатывают на станках. Кованые, несмотря на название, не куют — применяют разновидность горячей штамповки. При этом кованые совмещают некоторые достоинства штампованных и литых. Они прочнее, чем литые, что позволяет их делать более легкими. И, как штампованные, достаточно эластичны — склонны скорее гнуться, а не трескаться. Если уж инвестировать средства в улучшение автомобиля или упрощение его обслуживания, то лучше, конечно, вложиться в кованые. Хотя это самый дорогой вариант.

Муки выбора

Ни на одной из моих личных машин никогда не было легкосплавных колес. А проблемы с деформацией штамповок возникали (вполне регулярно) только на «Таврии» в достопамятные времена, но это вообще была ахиллесова пята украинской машинки. Проблемы лечились просто и элегантно — молотком. То, что легко согнуть, нетрудно и разогнуть. К услугам квалифицированных механиков в те времена по таким мелочам не обращались. Поэтому мне вообще непонятно, в какой момент и почему диски из легких сплавов стали вдруг модны и столь востребованы? Опять маркетинговые разводы?

Нужны ли новые? Комплект штамповки небольшого размера и в пристойном состоянии на вторичном рынке — в пределах тысячи рублей.
Нужны ли новые? Комплект штамповки небольшого размера и в пристойном состоянии на вторичном рынке — в пределах тысячи рублей.

Из всего списка достоинств литых дисков безоговорочно принимаю только высокую устойчивость к коррозии и эстетичный внешний вид. Огромный выбор «литья» на прилавках (некоторые считают, что богатство выбора это несомненный плюс) — скорее недостаток. Слишком разбегаются глаза. Одних только фирм с мировыми именами (OZ Racing, Momo, Enkei, Dotz, Fondmetal и прочие) наберется десятка три. Но мировые имена — это всегда дороже, чем местные (читай бюджетные). Как выбирать из местных? Что с чем сравнивать? Никаких полноценных данных вы не найдете. Каждый изготовитель хвалит свой товар. В лучшем случае что-то порекомендует продавец. И напирать будет, скорее всего, на мировые имена.

Между тем сами же продавцы и предупреждают, что в сфере легкосплавных дисков полно некачественного контрафакта, выдаваемого за оригинальную продукцию. Иногда его можно выявить по подозрительно низким ценам. Но иногда и цена такая, как положено. Получается, все это — коты в мешках?

Плюс на минус

Чем любят завлекать продавцы легкосплавных дисков? Помимо красивой внешности непременно упомянут благотворное уменьшение «неподрессоренной массы». Это действительно важный конструкционный параметр (особенно для гоночных машин и спорткаров). Возможно, вам сообщат, что легкие колеса улучшат плавность хода и динамику движения, управляемость и устойчивость автомобиля, облегчат жизнь всем деталям подвески и трансмиссии, двигателю и тормозам. А заодно уменьшат расход топлива — ведь легкое колесо проще крутить, чем тяжелое.

Всему этому и правда есть инженерные обоснования, но все эти улучшения настолько микроскопичны в масштабах серийного автомобиля, что среднестатистический водитель нипочем не ощутит разницу при переходе со штамповки на «литье» или обратно. Ни на динамике, ни на расходе топлива, ни на управляемости.

У кованых дисков обычно выделяют лишь два недостатка: очень дорого и гораздо меньше дизайнерского разнообразия, нежели у литых. И нередко забывают про третий: диск слишком прочный. Есть некоторый риск, что при сильном ударе он не поглотит часть энергии, как это сделают штампованный (погнувшись) или литой (треснув), а всю ее любовно передаст подвеске, рулевому механизму и приводным валам. По крайней мере, в теории именно так.

Для дорогих и быстрых машин в большинстве случаев не бывает альтернативы. Штамповка действительно может ухудшить ездовые характеристики, ради которых такие машины покупают.
Для дорогих и быстрых машин в большинстве случаев не бывает альтернативы. Штамповка действительно может ухудшить ездовые характеристики, ради которых такие машины покупают.

Главный недостаток литых дисков широко известен и понятен: низкая ремонтопригодность. При неудачном стечении обстоятельств литой диск может разрушиться насмерть. В тех же случаях, когда возможен ремонт, его стоимость может оказаться недалека от стоимости нового диска. Не всегда выйдет найти в магазине другой точно такой же новый диск взамен убитого (ассортимент очень быстро обновляется), а многие вообще продают литые диски не поштучно, а только комплектами.

Добавим, что в эстетичные вырезы легкосплавных дисков любят набиваться снежная каша или грязь (при езде по густым грязям), после чего затвердевают. Эксперты по дискам сетуют, что прикипевшая грязь трудно поддается извлечению и ее остатки нарушают балансировку колеса. Короче, легкосплавные диски хороши только для качественных дорог.

Я нередко езжу по классическим российским дорогам, и мне подобные перспективы не нравятся. И вот что думается: если уж покупать еще один комплект дисков, то пусть это будут нормальные стальные штампованные. Отобьются они не за четыре, а за два сезона. Симпатичные пластиковые колпаки у меня уже есть. Осталось дождаться ближайшей весны.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (62)

Самые новые

ВСМПО рулят!

Ответить#
0

Очередная статья высосанная из пальца. Почему-то пропущено, что хорошая штамповка стоит не сильно дешевле приличного литья не обременённого громким именем, что колпаки тоже стоят денег и имеют свойство теряться и ломаться, что удар который расколет литой диск сделает и штампованный неремонтопригодным, что снег и грязь набиваются одинаково и в литые и штампованные диски, только из штампованных грязь на внутренней стороне диска вычищать намного сложнее если не снимать колёса, что штампованные диски через пару зим ржавеют и имеют свойство прикипать к ступицам, что на контрафакт можно нарваться если брать самые дешёвые диски в сарае у дяди Рафика и штамповка тоже может быть сделанной из гуано и быть кривой.
И если автор, никогда не использовавший, по его словам, литые диски, считает нормальным лечение вмятин на своих штамповках молотком, то я, катаясь и зимой и летом на литье, вообще не сталкивался за последние 15 лет с необходимостью что-то ровнять, а тем более ремонтировать. Почему всего 15 лет? Просто раньше у меня были зимние колёса на штамповках. )))
А вообще автор меня веселит. То ему навигатор в автомобиле не нужен, он по мху на деревьях и полёту перелётных птиц лучше любого навигатора ориентируется, теперь литые диски не угодили. Что на очереди? Без кондиционера лучше чем с кондиционером? Конечно! Мало того, что можно простудиться, так ещё и бензина автомобиль с включенным кондиционером потребляет больше. Усилители рулевого управления на свалку, коробки-автоматы в металлолом, вместо ксенона лучина пойдёт, а вместо спортивного сиденья ящик из под стеклотары или пара кирпичей позаимствованных на соседней стройке.. Да и сами автомобили зло. Наши предки пешком ходили и собирательством занимались и нам к этому надо стремится. )))

Ответить#
0

Продолжу. Если кто хочет реально сэкономить лучше рассмотреть вариант взять зимнюю резину с дисками на один размер меньше летних. Обычно технически это возможно если конечно комплектация вашего автомобиля не самая «барабанная». В моём случае зимние колёса на литых дисках диаметром 15' при сохранении общего диаметра обошлись во столько, сколько стоила резина R16 штатного размера. И никаких потом проблем с переобуванием в сезон. Максимум балансировка зимних колёс которую можно сделать и летом.

Ответить#
+1

Литье колется при сильном ударе и это очень опасно. Об этом все всегда скромно умалчивают.

Ответить#
0

удар при котором расколется литой диск, такой же штампованный диск погнёт пополам, что не менее опасно. Не встречал ещё людей у кого литой диск раскололся.

Ответить#
+1

А о чём статья? Перелили из пустого стакана в порожний. . .

Ответить#
+1

да, статья из разряда что лучше, 92 или 95 бензин, акпп или мкп, седан или хетчбек, ГБО или бензин. У каждого есть свои плюсы и минусы и каждый водитель делает выбор под свои потребности. Если литьё так плохо, почему во всех магазинах его большой выбор и почти каждый водитель мечтает о его покупке?

Ответить#
+1

правильные выводы
дешевое литье весит весить ровно столько сколько и штамповка
(если вообще не тяжедее стальных)
а кованые диски нужны лишь узкому кругу ограниченных
богатых буратино на треках
я всегда с презрением относился к понторезам на дешевом литье
после прочтения статьи убедился что презрение
было небезосновательным

Ответить#
0

Литые — красивые! Вот и все.

Ответить#
0

При неудачном стечении обстоятельств поровну какой диск. А при разнице цены между приличными штампованными дисками и недорогим литьём второе по моему предпочтительнее.

Ответить#
0

Литые несущественно дороже стальных (если не переплачивать за бренд). Еще надо учитывать пластиковые колпаки, которые имеют свойство теряться, а продаются только комплектом.
Зато никаких проблем с внешним видом у легкосплавных нет.

Ответить#
+2

Брал литьё Кик и Скад, ибо родный Митсубиси стоят дороже отечественного литья. Ну про внешний вид можно даже не говорить.

Ответить#
0

Я себе брал оригинал штамповок на зиму, по 2400 за штуку р15 4 года назад.
Полно было литья в магазинах дешевле, чем эти штамповки.
По поводу прочности литья. Колесили по разным городам и весям, путешествовали на авто много раз по глубинкам. Тьфу-тьфу — не сталкивался с ремонтом заводского литья (на летней стоит). Это ж как надо ездить, чтоб их разрушить??
А вот саморезы это беда, два дня подряд примерно в одном месте в Апрелевке ловили саморезы(

Ответить#
0

«Таити-таити! Не знаем мы никакой Таити! Нас и здесь неплохо кормят!»
Ездил и на тех, и на тех. Разницы особой не вижу. Главное — ездить аккуратно и не влетать в каждую яму, не рысачить. Литьё и ковка, больше для престижа и понтов. Мне это, лично, не интересно.

Ответить#
0

Автор не в курсе, что кованные диски — это совсем не горячая штамповка!
Кованный диск вырезается фрезой из болванки!
80% болванки уходит в стружку, отсюда и высокая стоимость.
Кованные диски — forever and ever!

Ответить#
0

на ваз то штампов сейчас миллион фирм делает... из нормальных только евродиски остались и ТЗСК. Остальные штампы как из пластелина. Гнутся на поворотах. С литьем то же самое. У меня знакомый разбился из за погнувшегося на повороте штампа. После ДТП машину смотрели, я голыми руками штам выгнул обратно. ТАм не метал а черт знает что. А ведь это безопасность...

Ответить#
+3

Не надо гнать — K&K нормальные диски делает...

Ответить#
+2

На «девятке» с этими дисками я 7 лет отъездил. И в ямы влетать случалось, и колесо на ходу резко спускало по причине торчащей из «бетонки» арматуры. Ничего этим дискам не делалось!

Ответить#
+2

Ездил начинал на спицах, потом на штампах, теперь на литье, разницы особой не вижу, но я и не гоняю. Штампы более-менее заметно гнулись только когда шина спускала.

Ответить#
0

Чем менее инертно колесо (чем меньше его масса), тем быстрее подвеска восстановит контакт с дорогой после потери контакта с дорогой при проезде ямы/колдобины. Всё это особенно заметно при торможении на разбитой дороге (а где у нас в России другие :)) ?). А уж штамповка или «литьё» — дело второе, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Ответить#
0

И чем легче колесо, тем меньше подвеска на колдобинах разбивается, меньше трясет, стало быть и кузов меньше «устает». Водитель, кстати, тоже...

Ответить#
+2

Статья хороша. Но как то забыли про вентиляцию тормозных суппортов. На штампованном диске она как правила хуже. Нагреваются колодки, закипает тормозная жидкость, вероятность подклинивания скобы суппорта выше при отсутствии вентиляции. Хочется отметить что как правило дисбаланс штамповок больше чем литья так как машины приезжают на шиномонтаж ссылка
чаще с деформированными штамповками чем с литьем. Так как штамповки не такие прочные. а Дисбаланс диска это привет ступичному подшипнику, ну и подъедание резины. Качественный передний подшипник например на Ford Focus 2 стоит около 4000 тысяч рублей. ссылка

Ответить#
-2

ступица в сборе

Ответить#
+1

Можно не переплачивать. И ездить на гнутых неотбалансированных дисках.

Ответить#
+2

Значение массы колеса в статье преуменьшено, на многие автомобили в принципе нет штамповки их размерности, если я захочу себе поставить резину шириной 235 миллиметров вместо теперишних 205, придется покупать 17е диски, которых штампованных в принципе нет... ну и вообще, чего об эстетике (да и вообще об автомобилях) разговаривать с человеком, который ездит на Альмере?

Ответить#
-6

....ну и вообще, чего ВООБЩЕ о чём-то говорить с человеком как минимум не воспитанном, а как максимум хамом..

Ответить#
+3

ee

Ответить#
0

Потенциально кованные колеса в России может делать только четыре предприятия: КраМЗ, СМК, СМЗ и АМР. ВСМПО как и большинство (если не все) импортные производители колеса не куют, а катают. Вроде как небольшая разница, но на конечном продукте заметно. Ступица колеса штампуется в обоих случаях, а вот обод — или раскатывается, или куется. Заготовка помещается в специальный раскрывающийся штамп и при ударе ковочным прессом по штампу происходит резкий обжим по ободу будущего колеса. В результате алюминий уплотняется, становится прочным и приобретает пружинящие свойства. Поэтому кованное колесо держит очень сильные удары. Если такое колесо получило повреждение из-за радиального удара, то покрышка 100% на выброс и 95%, что нарушена геометрия кузова. При боковом ударе и поврежденном колесе практически всегда повреждена подвеска. Кованные колеса гнутся только незначительно, далее — металл трескается. Чтио касается дизайна колес. Тут у кованных нет конкурентов вообще. Все ограничивается фантазией и сопроматом — лишь бы хватило прочности. Заготовки одинаковые, «лицо» вырезает станок с ЧПУ. Можно сделать экслюзив.
Для литых нужно сначала изготовить кокиль. Литые в зависимости от технологии могут или трескаться, или сильно гнутся. Те литые, что гнутся — есть возможность отремонтировать. Кованные не ремонтируются.
В целом от массы колеса зависит плавность хода. Особенно это заметно при езде по разбитому асфальту. Также на легких колесах меньше износ шин и деталей подвески.

Ответить#
+8

Основной минус штамповки — ржавеют изнутри и начинает спускать , примерно на четвертую зиму. Так же более склонна к самостоятельному разбортированию покрышки при незначительном падении давления в сравнении с литыми.

Ответить#
+1

Отец на Шкоде родными литыми дисками уже не одну шину рубанул. А по одной шины тоже редко продаются и модели ежегодно обновляются. Теперь он всегда покупает комплект из 5-ти колёс (на всякий случай). На металлических оригинальных дисках такой проблемы не было — они с зимней резиной. И не гнутся эти металлические диски особо. Так что мой выбор — оригинальные металлические диски от производителя авто + оригинальные колпаки.

Ответить#
0

Оригинальная штамповка и колпаки на Соляриса стоят дороже K&K литья

Ответить#
+3

Всё просто.
Если ездишь со скоростью более 200 км/ч — ставь лёгкие диски, если меньше — сойдут и гнутые.

Ответить#
-1

Если ездишь со скоростью 200 и более,то дай бог ,чтобы тебя остановило прочное дерево,а не автомобиль едущего навстречу не умственно отсталого,в отличии от тебя,человека.

Ответить#
+5

Ну я ездил,и что?
в этом разрезе могу посоветовать на телеге ,не умственно отсталого.
там вообще колеса деревянные.

Ответить#
0

200 — это не предел.
В ползунках не получится, дырки на коленках протрутся.

Ответить#
-4

Литье и ковка красивее, добавляет индивидуальности. И как все понты дороже.

Ответить#
0

Если с  внутренней полки не убирать грязь, особенно зимой, любую индивидуальность начнёт колотить в лихорадке.

Ответить#
+1

Штамповки не очень удобны тем, что на мало мальской яме (коих много) постоянно гнутся, а колпак трескается. А колпаки по одному в магазине не продают, только комплектом, а это уже доп расходы. Литьё же держит удар на тех ямах коих много и ничего с ним не будет. 6 лет езжу на литье, много раз попадал на внезапные ямы и только в этом году литой диск погнулся, но не раскололся. Цена ремонта литого диска не так велика, как написано. Правка литого диска с монтажом обошлась в 1200 руб при цене нового 3200 руб. Как итог — 1200 руб на ремонт литья за 6 лет эксплуатации и 2000 руб на ремонт штамповок за тот же период . Диски у меня не брендовые, эконом-вариант. Себя окупают года за 4. Все доводы автора в пользу штамповки притянуты за уши.

Ответить#
+3

Вопрос прочности этого литого диска после правки...

Ответить#
+1

автору надо было обратить внимание не на мировых лидеров, а на наши заводы. K&K  и  SKAD / делают очень приличные диски .. Пользуюсь не первый гоод , нареканий нет . Что касается штампа, то они кривые уже новые . так что может с кувалдой сразу в магазин. да и по нашим дорогам штампы долго не ходят,всё-таки слабее они чем литьё. Да  и колпаки балансировки не добавляют.. Так что , лично мой выбор российское литьё!!

Ответить#
+7

Все фигня, кроме пчел. У меня Круз должен был быть на штампах, но друг уговорил доплатить за литье. Второй комплект этой весной брал — тоже литье. Китайское. На второй машине с завода было литье, а на зиму взял штампы с резиной 15 диаметра. Дешево, сердито и не жалко, если что. И кризис... И экономия... Печаль, короче.

Ответить#
0

.

Ответить#
0

ВСПМО была хорошая штука, да. Но ВСМПО завершило производство своих кованых колесных дисков по причине «сохранения позиций на растущем рынке самолето- и двигателестроения»...

Ответить#
+11

У меня на Шкоде игрекЕТИ ВСМПО «Фантазия». Брал в 2015 году — новые. На 21083 были ВСМПО. R16 — легкие — 7,5 кг. всего. Родные весят по 12 кг.

Ответить#
+2

Зиновьев Сергей
////////ВСПМО была хорошая штука.......\\\\\\\\\\

Соглашусь  — БЫЛА..... в начале 90-х, коллега —уроженец Верхней Салды привез мне диски на АЗЛК 2141 из ..... титана!!!!.... за сущие копейки.... тогда была возможность заказать титановые диски по индивидуальному дизайну(ну разумеется из предлагаемых заводом) и через пару дней забрать уникальный товар выпиленный из заготовки на станке с ЧПУ. От машины избавился во второй половине 90-х, а диски наверное до сих пор где то колесят!!!!

Ответить#
+3

Только их всегда и покупал...(((

Ответить#
0

Купил на зиму в 2009  всмпо ковку ,когда пришла пора менять-лучшим выходом оказалось перекрасить.Так и служат с той поры.Так что качество проверено временем.Жаль,что больше не выпускают.

Ответить#
+1

скучаю по ковке от ВСМПО

Ответить#
+5

Легкоспланые колеса в прямую не означает что они легкие,штатное литье обычно тяжелее чем штамповка,а большинство кованных действительно легче.Среди литых так же есть группа облегченных ,благодаря определенным технологиям изготовления,но они и дороже обычного тяжелого литья.
Техническими нюансами при выборе дисков озабочена лишь малая часть автолюбителей,основной упор на дизайн.
Вот чего не надо рекомендовать это переходить на диски большей размерности,чем положены Вашему авто,тут как раз и начинается «развод» покупателя на бездарно потраченные деньги.

Ответить#
+11

Я этим озадачился!!! Штамповка в мишленах шиповках ЛЕГЧЕ заводского литья на хункук лето тоже с завода.

Ответить#
+2

переход на больший диаметр нужен тем у кого в штатном
типоразмере один шлак предлагается
от 55го профиля и ниже появляются нормальные полуслики
в 70м профиле — почти всегда один твердокаменный шлак
а вот 35й профиль на 18 и 19 дюймах это
как по мне так уже перебор
особливо на наших направлениях

Ответить#
-1

За последние шесть лет с сайтов отечественных производителей литых и кованных дисков полностью исчезла информация о массе дисков, а разбег по массе для дисков 14" у них был от 4,5 до 8 кг, что очень существенно.

Ответить#
+5

Поставил кованые диски — разница заметна: машина мягче стала проходить ямы.
Насчет налипшей грязи — она налипает не на «эстетичные вырезы», а на внутреннюю поверхность дисков, а она, эта поверхность, имеется у любого типа дисков.
А если автор так уж стеснен в средствах, пусть возьмет пару монтировок и кувалду и сам перебортирует шины. Отбалансировать тоже можно, как в 70-е годы прошлого века, на собственной ступице. Слабо?

Ответить#
+11

Я перебортировал в молодости. Сейчас — слабо :)

Ответить#
+3

Непознавательно и неубедительно как-то.Когда подбирал новые колеса на свой RAV4-озаботился весом.Было-литые диски+старая резина=22кг. колесо,стало-кованые диски+новая резина=16кг.По ощущениям разница очень даже заметна:ускорение,торможение,плавность хода и т.д. и т.п.

Ответить#
+1

Лошадок наверное тоже прибавилось)).

Ответить#
+5

да вообще...V8 вырос

Ответить#
+2

Я не планировал никого убеждать — просто рассуждал. Что касается ощущений, то разница могла стать заметной благодаря скорее новым шинам, особенно если они из топ-линейки.

Ответить#
0

вся разница на уровне самовнушения. Если бы ты не знал, что вбухал бабки на ковку, то и твое сознание не искало оправдание таким тратам.

Ответить#
+2

Как тебя сюда занесло?

Ответить#
0

А колеса-то какие ставить?

Ответить#
0

В нашей стране — штамповку по кругу, да еще полноразмерную запаску на штампованном диске. Для тех кто много ездит по России: пять взаимозаменяемых колес с одинаковой резиной — хорошее подспорье. Литье? Давайте различать нормальное (читай — спортивное) и дизайнерские поделки. Если речь идет об алюминиево-магниевом сплаве или составном диске на реальных болтиках с титаном и тем же магниевым сплавом, то хорошо. Для гонок и только летом. О цене можно и не вспоминать — космос. Дизайнерские недорогие поделки... Пользы никакой. Основной аргумент — «нравится». Ну тянет некоторых на блестящее. И на здоровье.

Ответить#
0