Как правильно пользоваться световыми приборами автомобиля

Все случаи, когда на транспортном средстве должны включаться фары, прописаны в специальном разделе ПДД. Что нужно учитывать, чтобы не возникло спорных моментов на дороге?

Дальний свет

В темное время ближний или дальний свет обязателен. Без этого штрафа не избежать.
В темное время ближний или дальний свет обязателен. Без этого штрафа не избежать.

Дальний свет включаем в темное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях. При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.

Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:

— при встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);

— при встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;

— во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;

— в населенных пунктах, если дорога освещена.

Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.

Ближний свет

Многие водители забывают включать ближний свет днем. Инспекторы ДПС, как правило, ограничиваются устным замечанием и напоминают о необходимости соблюдать ПДД.
Многие водители забывают включать ближний свет днем. Инспекторы ДПС, как правило, ограничиваются устным замечанием и напоминают о необходимости соблюдать ПДД.

Ближний свет фар, как и дальний, включаем ночью, в туннелях и при недостаточной видимости. Днем включаем ближний или ДХО (пункт 19.5 ПДД).

Кроме этого, пунктом 19.3 установлена возможность использования ближнего света при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках или в условиях недостаточной видимости. В этом случае ближний свет используется как дополнение к габаритным огням.

Противотуманки

Противотуманки можно использовать в условиях недостаточной видимости, а также в ночное время на неосвещенных участках вместе с дальним или ближним светом фар. Передние противотуманные фары, кроме того, можно использовать и самостоятельно (вместо ближнего света или ДХО) при движении в светлое время суток (пункт 19.4 ПДД).

Стоит отметить, что ПДД разрешают использовать задние противотуманные фонари исключительно в условиях недостаточной видимости.

Обращаю внимание, что сам термин «недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) подразумевает лишь ухудшение видимости в связи с погодными условиями. Ни извилистая дорога, ни растущие вдоль обочины деревья (ограничивающие обзор и видимость), ни здания и сооружения к недостаточной видимости никакого отношения не имеют.

Не забудьте еще, что ПДД запрещают совмещать задние противотуманки со стоп-сигналами.

Спорные моменты

Если в темное время суток на автомобиле не горят фары, то для инспектора ДПС это 100%-ный повод остановить вас.
Если в темное время суток на автомобиле не горят фары, то для инспектора ДПС это 100%-ный повод остановить вас.

Давайте рассмотрим типичные случаи, когда инспектор ДПС обвиняет водителя в нарушении правил пользования световыми приборами.

В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).

1. Вы видите в засаде экипаж ДПС и предупреждаете других водителей «морганием» дальним светом. Такие действия не возбраняются, так как прямого запрета на них в ПДД нет.

2. Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.

3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля.

К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний. С ДХО по туннелю ехать нельзя.

Въезжая в туннель, всегда включаем ближний или дальний свет фар. Ни дневные ходовые огни, ни отдельно горящие противотуманные фары не подойдут.
Въезжая в туннель, всегда включаем ближний или дальний свет фар. Ни дневные ходовые огни, ни отдельно горящие противотуманные фары не подойдут.

4. Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.

5. Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один — темное время и освещенная дорога.

6. Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.

7. Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье — часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же — предупреждение или штраф 500 рублей).

P.S. Это, конечно, не все ситуации, которые встречаются на дороге. Если у вас есть свои варианты, пишите в комментариях, обсудим.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (21)

Самые новые

А как же про ослепление ДС попутных авто?

Ответить#
0

Задолбали ездуны с включенной задней противотуманкой при нормальной видимости. Как лазерной указкой по глазам. Так и подмывает «поучить» дальним светом по зеркалам, но неохота опускаться до их уровня...

Ответить#
+1

"3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо БЛИЖНЕГО СВЕТА??? (НАВЕРНОЕ ОПЕЧАТКА? ДХО?), тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля."

Ответить#
0

ПДД
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
в тёмное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
вместо БЛИЖНЕГО СВЕТА фар в условиях, предусмотренных пунктом 19.5 Правил.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Ответить#
0

предупредил..нормальный гаишник...штраф-козел..как можно днем на ходу определить что лампа бс перегорела....оказалось в Пензе козлы не перевелись...

Ответить#
+1

предупреждение...нормальный гаишник...штраф...козел))))...Как можно днем на ходу понять что лампа ближнего света перегорела....в Пензе оказалось козлы не перевелись))

Ответить#
0

Пункт 19.11 ПДД.....так можно и ослепить и с толку сбить , ведь есть указатель поворота . многие просто так веселяться

Ответить#
+1

Спасибо, интересно.

Ответить#
+1

Спасибо и вам, Павел)

Ответить#
0

Поморгать о стоящем посте ДПС можно и нужно. А если кто и задаст вопрос, то посылать лесом со словами, что моргал фарами предупреждая об опасности. Собака бегала по дороге. А если кто не видел, то это его проблемы. С ДПС наглеть не надо, но и в рот им заглядывать тоже не обязательно. Пусть они пыжатся с доказательной базой.

Ответить#
+3

Да можно вовсе нечего не объяснять. Как вы правильно отметили, пока нет доказательств, нет и дела. Правда, есть опасения, что составят протокол, потом вынесут постановление, а ты доказывай, что не верблюд.

Ответить#
+1

С 7 пунктом не согласен.

Ст.12.5 ч1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску <...> эксплуатация транспортного средства запрещена <...>.

П.11 Основных положений по допуску <...>: Запрещается эксплуатация:
автомобилей <...>, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);

п 3.3 Приложения к Основным положениям по допуску<...>: Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
(в п3.3 множественное число. То есть должны не работать в установленном режиме как минимум два световых прибора).

п 2.3.1.ПДД: <...> Запрещается движение при <...> негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости <...>.
(Опять же, множественное число. Должны не гореть или отсутствовать как минимум две фары. К тому же, если в одной фаре не работает ближний свет, но работает дальний, то у фары не работает режим ближнего света, но она горит!)
Тот же п 2.3.1.ПДД: При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

(В крайнем случае, как можно штрафовать водителя за не горящий в одной фаре ближний или дальний свет, если ПДД разрешают ему двигаться к месту ремонта? Противоречие ПДД и КоАП?)

Ответить#
+2

Две фары работают в установленном режиме, если не работает одна, то работают в неустановленном режиме)

Ответить#
+2

Вот это я понимаю, аргументированный комментарий эксперта. Спасибо, посмеялся)

Ответить#
0

На здоровье))

Ответить#
+1

Один вопрос. А как доказывать будут ? У нас половина машин слепит встречных и их никто не трогает. Говорят, что нет приборов и законных поводов для проверки. А тут машина исправна, на старых моделях вообще лампы совмещены.

Ответить#
+4

Понятно, что наказание за дальний свет из разряда фантастики. Доказать фактически невозможно. Несмотря на наличие состава нарушения, я в своей водительской практике ни разу не встречал подобного.

Ответить#
+2

спасибо!
всё чётко и по делу, без «воды»

Ответить#
+1

Стараюсь) Спасибо за «спасибо»)

Ответить#
+3

В современной редакции ПДД,нет понятия как Стояночные огни,которое было в советское время и кажется совсем напрасно.Новое поколение водителей на любой парковке не выключает ближний свет,чем создает немало неудобств,пешеходам,жильцам квартир и т.д.,учитывая что у современных авто яркий свет фар.

Ответить#
+5

Да каждый день вижу таких идиотов. Даже ходовые светодиоды так лупят по сетчатке, что стоять двум машинам друг напротив друга ( возле магазина ) просто опасно. Обычно включаю сам фары, пару раз подходили, возмущались. Вежливо показывал им, что их якобы «дневной ходовой свет» на самом деле не легче дальнего.

Ответить#
0