Как правильно пользоваться световыми приборами автомобиля

Все случаи, когда на транспортном средстве должны включаться фары, прописаны в специальном разделе ПДД. Что нужно учитывать, чтобы не возникло спорных моментов на дороге?

Дальний свет

В темное время ближний или дальний свет обязателен. Без этого штрафа не избежать.
В темное время ближний или дальний свет обязателен. Без этого штрафа не избежать.

Дальний свет включаем в темное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях. При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.

Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:

— при встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);

— при встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;

— во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;

— в населенных пунктах, если дорога освещена.

Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.

Ближний свет

Многие водители забывают включать ближний свет днем. Инспекторы ДПС, как правило, ограничиваются устным замечанием и напоминают о необходимости соблюдать ПДД.
Многие водители забывают включать ближний свет днем. Инспекторы ДПС, как правило, ограничиваются устным замечанием и напоминают о необходимости соблюдать ПДД.

Ближний свет фар, как и дальний, включаем ночью, в туннелях и при недостаточной видимости. Днем включаем ближний или ДХО (пункт 19.5 ПДД).

Кроме этого, пунктом 19.3 установлена возможность использования ближнего света при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках или в условиях недостаточной видимости. В этом случае ближний свет используется как дополнение к габаритным огням.

Противотуманки

Противотуманки можно использовать в условиях недостаточной видимости, а также в ночное время на неосвещенных участках вместе с дальним или ближним светом фар. Передние противотуманные фары, кроме того, можно использовать и самостоятельно (вместо ближнего света или ДХО) при движении в светлое время суток (пункт 19.4 ПДД).

Стоит отметить, что ПДД разрешают использовать задние противотуманные фонари исключительно в условиях недостаточной видимости.

Обращаю внимание, что сам термин «недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) подразумевает лишь ухудшение видимости в связи с погодными условиями. Ни извилистая дорога, ни растущие вдоль обочины деревья (ограничивающие обзор и видимость), ни здания и сооружения к недостаточной видимости никакого отношения не имеют.

Не забудьте еще, что ПДД запрещают совмещать задние противотуманки со стоп-сигналами.

Спорные моменты

Если в темное время суток на автомобиле не горят фары, то для инспектора ДПС это 100%-ный повод остановить вас.
Если в темное время суток на автомобиле не горят фары, то для инспектора ДПС это 100%-ный повод остановить вас.

Давайте рассмотрим типичные случаи, когда инспектор ДПС обвиняет водителя в нарушении правил пользования световыми приборами.

В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).

1. Вы видите в засаде экипаж ДПС и предупреждаете других водителей «морганием» дальним светом. Такие действия не возбраняются, так как прямого запрета на них в ПДД нет.

2. Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.

3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля.

К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний. С ДХО по туннелю ехать нельзя.

Въезжая в туннель, всегда включаем ближний или дальний свет фар. Ни дневные ходовые огни, ни отдельно горящие противотуманные фары не подойдут.
Въезжая в туннель, всегда включаем ближний или дальний свет фар. Ни дневные ходовые огни, ни отдельно горящие противотуманные фары не подойдут.

4. Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.

5. Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один — темное время и освещенная дорога.

6. Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.

7. Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье — часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же — предупреждение или штраф 500 рублей).

P.S. Это, конечно, не все ситуации, которые встречаются на дороге. Если у вас есть свои варианты, пишите в комментариях, обсудим.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (34)

Самые новые

Помнить, что не один на дороге! И всё будет правильно.

Ответить#
+1

Бесят дебилы, вставляющие в противотуманки лампы, которые светят ярче чем дальний свет. От стандартных противотуманок, на трассе толку нет, так на кой [у нас не ругаются] их включают????

Ответить#
-1

за использование заднего противотуманника в нормальную погоду надо бы карать также, как за ослепление пилотов лазерной указкой.

Ответить#
+2

Еду как то с дачи домой, дорога освещена оч. хорошо.
Что там горит, не горит, —не видно.
Тормозит гаец на посту ГИБДД.
???
—У вас не горит левая фара ближнего света!
??? Перегорела только что, запасной нет.
—Переставьте при мне лампу с правой фары на левую и можете ехать.
—Замените сгоревшую лампу и возите с собой про запас...
Лампу переставил. Спс. И поехал к дому.
Всё! Тема исчерпана, все довольны, все исполнили долг.

Ответить#
0

Я однажды, ДНЕМ, отъезжая от магазина случайно не дощелкнул переключатель с габаритов, на ближний свет. Панель приборов загорелась и я по привычке так и поехал.
Сам переключатель мне не было видно из-за положения руля, который его закрывает и глазами я не смог проконролировать его положение.
Горит ли ближний свет не видно, — ДЕНЬ, —светло.
Был бы вечер, не было бы всего этого, я бы тогда сразу увидел, что нет ближнего света.
А когда выезжал из города, меня тормознул гаец.
Я был в полном недоумении, за что.
Но он сказал мне, что у меня не горит ближний свет, а только «габариты» и типо штрафчик с вас... Не предупреждение, а сразу штраф! Это при том, что на тот момент меня не штрафовали 3 года.Совсем! Т.е. я, аккуратный водитель по факту!
Гаец не поленился, проверил мои слова по компу, подтвердил!.., что типа, да последний раз вас штрафовали за превышение скорости на 20 км, 3 года назад...
И все равно штрафанул.
Не, ну не козёл, а? 
Только тут я заглянул под руль, увы да, я не дощелкнул переключатель. (Пусть и случайно)
Вопрос:
1. Прав ли гаец, что хлопнул меня на деньгу? А не просто вынес предупреждение?
Или он штрафанул, просто по своей козлячьей натуре?
2. Если он прав, то зачем тогда в общем нужны габариты? Если даже при стоянке допускается вкл. ближний свет.
Ну делали бы переключатели только на 2 положения ближний и дальний, раз тольку от габаритов — Ноль.
Ходовые огни, это фактически те же  габариты, только по-другому названые?
Прошу ответить.

Ответить#
-1

4-й день пошел с моего коммента, а ответов нет.
Или гайцы сюда в принципе не суются?
Только бабло из асфальта качают?
Ща небойсь ладошки волосатые потирают, —им радары мобильные опять разрешили, раскручивая новый виток коррупции. —Добавка к окладу!
ГАЙЦЕВ НАДО СОКРАТИТЬ В 5 РАЗ! А то слишком много дармоедов.

Ответить#
0

Формально, разумеется, прав. А вообще поступил нехорошо.

Ответить#
0

И кстати, именно во избежание подобных ситуаций я себе сделал автоматическое включение ближнего. Мотор завёл, с ручника снялся — ближний свет включён. Двигатель выключил или встал на ручник — свет погас. Ни разряда аккумулятора, ни проблем с полицией.

Ответить#
+6

Автор хорошо проштудировал в статье ПДД, но забыл написать, что дневной туман пробивает только дальний свет. А об этом редко кто знает.

Ответить#
-1

Туман, по определению, предназначен для езды с ПТФ ;) А дальний будет только слепить, причём чем мощнее фары, тем сильнее.

Ответить#
-1

Тем дальше и лучше тебя видно...А туман и есть туман, он ничего не определяет.

P.S. Согласно ПДД в туман включается головной свет, а ПТФ только к нему приложение..

Ответить#
0

Установка нештатных ДХО — это «внесение изменений», то есть запрещено. А вот нештатные противотуманки разрешены, и с ними можно ездить днем.
Если гибон придерется к ДХО, отвечайте что это противотуманки. )))

Ответить#
-2

А как же про ослепление ДС попутных авто?

Ответить#
0

Задолбали ездуны с включенной задней противотуманкой при нормальной видимости. Как лазерной указкой по глазам. Так и подмывает «поучить» дальним светом по зеркалам, но неохота опускаться до их уровня...

Ответить#
+11

А вы не проучайте, а сингализируйте! У меня ПТ фонари постоянно включались самостоятельно, пока не сгорели.

Ответить#
-1

"3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо БЛИЖНЕГО СВЕТА??? (НАВЕРНОЕ ОПЕЧАТКА? ДХО?), тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля."

Ответить#
+1

ПДД
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
в тёмное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
вместо БЛИЖНЕГО СВЕТА фар в условиях, предусмотренных пунктом 19.5 Правил.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Ответить#
0

предупредил..нормальный гаишник...штраф-козел..как можно днем на ходу определить что лампа бс перегорела....оказалось в Пензе козлы не перевелись...

Ответить#
+3

предупреждение...нормальный гаишник...штраф...козел))))...Как можно днем на ходу понять что лампа ближнего света перегорела....в Пензе оказалось козлы не перевелись))

Ответить#
0

Пункт 19.11 ПДД.....так можно и ослепить и с толку сбить , ведь есть указатель поворота . многие просто так веселяться

Ответить#
+1

Спасибо, интересно.

Ответить#
+2

Спасибо и вам, Павел)

Ответить#
0

Поморгать о стоящем посте ДПС можно и нужно. А если кто и задаст вопрос, то посылать лесом со словами, что моргал фарами предупреждая об опасности. Собака бегала по дороге. А если кто не видел, то это его проблемы. С ДПС наглеть не надо, но и в рот им заглядывать тоже не обязательно. Пусть они пыжатся с доказательной базой.

Ответить#
+4

Да можно вовсе нечего не объяснять. Как вы правильно отметили, пока нет доказательств, нет и дела. Правда, есть опасения, что составят протокол, потом вынесут постановление, а ты доказывай, что не верблюд.

Ответить#
+1

С 7 пунктом не согласен.

Ст.12.5 ч1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску <...> эксплуатация транспортного средства запрещена <...>.

П.11 Основных положений по допуску <...>: Запрещается эксплуатация:
автомобилей <...>, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);

п 3.3 Приложения к Основным положениям по допуску<...>: Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
(в п3.3 множественное число. То есть должны не работать в установленном режиме как минимум два световых прибора).

п 2.3.1.ПДД: <...> Запрещается движение при <...> негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости <...>.
(Опять же, множественное число. Должны не гореть или отсутствовать как минимум две фары. К тому же, если в одной фаре не работает ближний свет, но работает дальний, то у фары не работает режим ближнего света, но она горит!)
Тот же п 2.3.1.ПДД: При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

(В крайнем случае, как можно штрафовать водителя за не горящий в одной фаре ближний или дальний свет, если ПДД разрешают ему двигаться к месту ремонта? Противоречие ПДД и КоАП?)

Ответить#
+2

Две фары работают в установленном режиме, если не работает одна, то работают в неустановленном режиме)

Ответить#
+2

Вот это я понимаю, аргументированный комментарий эксперта. Спасибо, посмеялся)

Ответить#
0

На здоровье))

Ответить#
+1

Один вопрос. А как доказывать будут ? У нас половина машин слепит встречных и их никто не трогает. Говорят, что нет приборов и законных поводов для проверки. А тут машина исправна, на старых моделях вообще лампы совмещены.

Ответить#
+4

Понятно, что наказание за дальний свет из разряда фантастики. Доказать фактически невозможно. Несмотря на наличие состава нарушения, я в своей водительской практике ни разу не встречал подобного.

Ответить#
+3

спасибо!
всё чётко и по делу, без «воды»

Ответить#
+1

Стараюсь) Спасибо за «спасибо»)

Ответить#
+3

В современной редакции ПДД,нет понятия как Стояночные огни,которое было в советское время и кажется совсем напрасно.Новое поколение водителей на любой парковке не выключает ближний свет,чем создает немало неудобств,пешеходам,жильцам квартир и т.д.,учитывая что у современных авто яркий свет фар.

Ответить#
+6

Да каждый день вижу таких идиотов. Даже ходовые светодиоды так лупят по сетчатке, что стоять двум машинам друг напротив друга ( возле магазина ) просто опасно. Обычно включаю сам фары, пару раз подходили, возмущались. Вежливо показывал им, что их якобы «дневной ходовой свет» на самом деле не легче дальнего.

Ответить#
+1