Как отстоять свои права с помощью фото- и видеосъемки: советы юриста

Принятые весной поправки в КоАП РФ причислили материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи к доказательствам. Теперь они в обязательном порядке должны быть приобщены к делу. В каких случаях и каким образом фотографии или видеозаписи помогут водителям отстоять свои права при необоснованном обвинении в нарушении правил дорожного движения, рассказывает Сергей Смирнов.

Как приобщить

Ни судья, ни инспектор ГИБДД не вправе отказать в приобщении к делу видеозаписей или фотографий, которые подтверждают невиновность водителя, — об этом говорится в обзоре судебной практики Верховного суда за 2014 год. КоАП предписывает полное и всестороннее рассмотрение дела. Это означает, что ни одно доказательство, относящееся к делу, не должно игнорироваться.

Чтобы видеозапись приобщили к делу, необходимо подать письменное ходатайство. Это можно сделать, когда инспектор ДПС составляет протокол. В объяснении следует указать, что вину свою не признаете, правила не нарушали и подтверждаете это видеозаписью вашего регистратора. Передаете инспектору карту памяти, желательно при свидетелях, чтобы видеозапись «вдруг» не затерялась.

Есть опасность, что флешка по роковой случайности перестанет работать или на ней не откроется нужный файл. Поэтому рекомендую в объяснении указать, что имеется запись и что она будет представлена при рассмотрении дела (в ГИБДД или суде). Нужно сделать копию записи: один экземпляр оставляете себе, второй передаете в группу разбора или суд. К записи прилагаете ходатайство, в котором указываете, когда и при каких обстоятельствах сделана видеозапись, каким видеорегистратором (название, серийный номер) и на какой носитель.

Как фиксировать

В сложных ДТП доказать свою невиновность без видео- или фотосъемки практически невозможно.
В сложных ДТП доказать свою невиновность без видео- или фотосъемки практически невозможно.

Использование фотографий при рассмотрении дел, связанных с ДТП, — обычная практика. Это может быть и самостоятельное оформление по европротоколу, и предварительная фиксация расположения автомобилей, чтобы потом в ближайшем подразделении ГИБДД оформить документы, связанные с аварией. Фотографировать нужно так, чтобы на снимке были видны транспортные средства с регистрационными знаками.

Следует сделать привязку к местности: в кадр должно попасть название улицы с обозначением номера дома или километровый столб. В крайнем случае можно сделать снимок в присутствии свидетелей, которые потом не откажутся подтвердить место съемки.

Таковы же требования к видеозаписям, фиксирующим последствия ДТП и расположение транспортных средств после удара. Что касается записи на видеорегистратор в движении, то совет такой: по возможности установите прибор так, чтобы в кадр попадали какие-либо элементы вашей машины: будет проще доказать, что съемка велась именно из нее.

На что рассчитывать

Если вас остановили по сообщению инспекторов, находящихся в автомобиле скрытого патрулирования, видеозапись вам поможет.
Если вас остановили по сообщению инспекторов, находящихся в автомобиле скрытого патрулирования, видеозапись вам поможет.

Наличие видеозаписи еще не означает безоговорочной победы. Статья 26.11 КоАП РФ говорит о том, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Да, суд при рассмотрении дела обязан изучить все обстоятельства и проверить имеющиеся доказательства, а статья 26.7 относит видеозаписи и фотографии к документам — но доказательствами они будут признаны только в том случае, если изложенные в них сведения имеют значение для дела.

Допустим, рассматривается дело о нарушении правил обгона. По мнению инспектора ДПС, водитель пересек сплошную линию разметки. Если на представленной видеозаписи не видно, как именно водитель выполнял маневр, суд не посчитает этот документ доказательством.

Суд должен быть уверен в достоверности видеозаписи или фотографий. Не надейтесь избежать наказания, представив измененную или чужую запись. Вот реальная история. При рассмотрении дела по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на встречку) суд Ногинского района Московской области изучил видеозапись, сделанную сотрудниками ГИБДД: на ней автомобиль пересекает сплошную линию разметки. Но водитель представил запись видеорегистратора, на которой дорожная разметка отсутствовала, так как на конкретном участке был уложен новый асфальт. Судебное следствие выявило, что видеозапись скопирована из данных автоэксперта, выезжавшего на ДТП в то же место. Однако происходило это задолго до того момента, когда нарушителя остановили инспекторы ДПС. Cуд признал водителя виновным и лишил права управления на полгода.

Если же запись подлинная и на ней видны все обстоятельства происшествия, она является полноценным доказательством, которое позволит отстоять свои права и добиться справедливости.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (31)

Самые новые

Имел личный опыт. Было сужение и знак «Обгон запрещен». Я успел завершить опережение попутно следовавшего ТС без выезда на встречную полосу. У ДПС было только видео издалека, где опережаю ТС в зоне действия знака, но не видно, как я выезжаю на встречную полосу. Я к делу приложил свое видео, где видно, что все в рамках занимаемой полосы. В мировом судье видео смотрели, судья согласился с моими доводами. НО! Судья вынес, что пересек сплошную и наложил штраф 5 тыс за первое правонарушение. В итоге прямо сказал, что 5 тыс не деньги — заплатишь будешь кататься дальше, а правда без штрафа — казна без денег. Районный суд — фарс, заключение суда уже было готово на стадии слушания. Вся процедура заняла не больше 15 минут. Верховный суд — сделал просто отписку, причем текст был стандартным, но не по моему делу. Секретари подобрали ближайшее по смыслу дело (начал обгон до знака «Обгон запрещен», а возврат в свою полосу уже через двойную сплошную), хотя в обоих предыдущих судах формулировки были совсем иными.
В итоге все это длилось 5 месяцев, на поиск правды я потратил больше 10 тыс. рублей и еще 5 тыс на штраф.
Совет: в суды ходите также с понятыми, записывайте на видео. Если есть деньги — то с адвокатом, а лучше с прессой. Это гораздо больше влияет на адекватность судей.

Ответить#
0

Статья написана дебилом. Один пункт " сделать копию записи" уже говорит о том что чел. вообще не в теме, как сделать копию в дорожных условиях, ноутбук с собой возить? И ещё про серийники и марки тоже насмешил.

Ответить#
-1

Копию можно сделать на планшете или смартфоне, если что.

Ответить#
0

Вы планшет всегда с собой возите? Да и смартфоны не тоже далеко не у всех. У многих просто нет потребности в них.

Ответить#
+1

Плюсик, поставил, спасибо за «дебила». Копию, как вам уже разъяснили, можно сделать дома на компьютере. Что касается серийных номеров, то что вам здесь показалось смешного? В моей судебной практике много случаев встречалось, когда это было необходимо.

Ответить#
+1

Как это сделать, если флешку сразу отдавать надо?

Ответить#
+2

Можно сразу, можно в группе разбора или в суде. В материале, же про это написано.

Ответить#
+2

Вы сами недалекий человек, раз обзываете автора! Полно телефонов , в которых можно сунуть вашу карту из видеорега и скопировать файл в память телефона. Потом можно отдать карту инспектору (просто завернутую в бумагу и заклеенную любыми соплями), копия нужного файла у вас уже есть! Что касается серийника и марки видеорега — вы же знаете на какой машине вы ездите — так почему же не знать какой у вас видеорег? А номер — в любом видеореге под крышкой АКБ или на задней стенке... Так что смейтесь над своей безграмотностью и дебилизмом...

Ответить#
+7

У моего регистратора нет крышки акб, потому как не съемная там батарейка (вообще по-моему там нет батарейки, ибо работает он только от розетки)

Ответить#
0

Спасибо, Андрей.

Ответить#
0

Многие ездят с планшетами, некоторые и с ноутбуками. В большинство сотовых можно вставить микроSD из регистратора. НО, обозвать другого дебилом, конечно же гораздо проще.

Ответить#
+2

«каким видеорегистратором (название, серийный номер) и на какой носитель»
Это откуда я знать должен? Мне известна лишь марка регистратора, все бумажки на него за давностию лет и окончанием гарантии утеряны, а модель его и тем более серийник я и не знал никогда. На флешках тоже не всегда название написано. Мне что, все это помнить надо? Абсолютно ненужный пункт, имхо. Какая разница, на какой регистратор и тем более на какую флешку снято? Важно, что запись правильная (время, место) и не измененная.

Ответить#
0

Не понял

Ответить#
0

В большинстве случаев просто при наличии видеорегистратора на стекле остановленной машины у продавцов полосатых палок пропадает желание разводить водителей на нарушение которого они не совершали. Проверено лично неоднократно.

Ответить#
+4

И это работает)) Иногда и выключенный регистратор помогает)

Ответить#
0

а данные gps/глонасс в регистраторе обязательны?

Ответить#
+2

очень желательны, но не обязательны. Хотя бы правильно выставите дату и время в регистраторе.

Ответить#
+1

Совершенно верно. Еще желательно следить за своими эмоциями и речью)) А то в моей практике были случаи, когда водитель приобщал к делу видеозапись, а во время просмотра в суде краснел))

Ответить#
+2

а отчего же ?

Ответить#
0

до спорного момента по телефону говорил используя нецензурную лексику.
хот правильнее было бы сказать, что иногда употреблял нормальные слова))

Ответить#
+4

Да есть виртуозы ..ведь вариантов нецензурных выражений при ДТП очень и очень немного два-три словосочетания и все. Наверное в ГИБДД люди со стажем могут заранее сказать какие слова будет ругаться человек при конкретном типе ДТП. Но это не многим будет интересно..

Ответить#
+1

Там было не ДТП. Направление на освидетельствование человека, который сидел в машине и слушал очень громко музыку)

Ответить#
+1

Но ведь возможно отключить запись звука. Пусть только видео пишет. И разве нельзя заранее попросить, чтобы при демонстрации в суде выключили звук?

Ответить#
+1

В суде как раз важным моментом была запись именно со звуком. Рассматривался вопрос о направлении на освидетельствование

Ответить#
0

Чем лучше оснащен технически видеорегистратор, тем лучше.

Ответить#
0

они не точно показывают местоположение — три метра в сторону вполне реально себя найти. GPS особенно. Погода что-ли влияет ...

Ответить#
0

Да, и погода тоже. Обложные облака резко ухудшают условия приёма. Туман — тоже. Перекрывающая небо листва тоже ослабляет сигнал, и значительно (в лесу так вообще иногда не определишься, пока на поляну не выйдешь).

И — не все регистраторы, точнее, не все программы в них работают корректно. Я всегда был убеждён, что скорость регистраторы считают очень точно — потому что сама технология GPS позволяет вычислить скорость даже точнее, чем координаты.
Но вот сейчас могу предъявить три устройства с GPS, которые в одних и тех же условиях показывают разную скорость. При истинной, скажем, 80 — один покажет действительно 80, другой 88, третий — 72. Как они ухитряются так косячить — даже не понимаю.

Ответить#
+1

У меня и у моего коллеги по работе одинаковые навигаторы, одной фирмы и одной модели. Ради интереса мы сравнивали скорость, которую они показывают. Установили их в моей машине и поехали. Разница в показаниях — около 5 км/ч...

Ответить#
0

Вот это уже практически невозможно. Там цифровой замер, не аналоговый. Чтобы какая-то отдельная фирмушка поставила программу древней ошибочной версии — могу ещё поверить. Но, чтобы одинаковые давали разные цифры... чудеса, да и только.
Хотя, есть там один момент — замер очень коротких интервалов времени. Если внутренние часики врут — будут враки и в цифрах. Но тогда и координаты должны определяться с огромной ошибкой — а ведь нет, координаты точные...

Ответить#
0

"...чтобы одинаковые давали разные цифры... чудеса, да и только."

Вот-вот, я про то же. Координаты мы не сравнивали, а вот про версии программ я чего-то не подумал. Надо посмотреть. Что он его обновлял — очень сомнительно, для него это — "темный лес"... Да, и кстати, у него почему-то находит на один-два спутника меньше, чем мой.

Ответить#
0

автомобили какие разные?

Ответить#
0