Машина маслом: автомобили в живописи

Изображения автомобилей занимают не менее значимое место в мировом художественном творчестве, чем пейзажи и натюрморты.

Автомобиль, без которого немыслимы кинематограф и литература, прочно обосновался и в других видах искусства. Необъятное, к сожалению, нереально объять, поэтому никто не берется провести полное исследование на тему «Автомобиль в живописи» или «Автомобиль в скульптуре». Автомобилем занимались постимпрессионисты, сюрреалисты, абстракционисты и дадаисты. Невозможно подсчитать даже примерное количество изображений, где встречается автомобильная тема. И число их ежедневно растет! Рождаются новые жанры, например живопись на автомобиле или художественная роспись по салону автомобиля.

Стадия первая: визуальный объект

Автомобили начали изображать почти сразу, как только они появились на улицах европейских городов. До сих пор идут споры о том, кто первым раскрыл автомобильную тему на полотне. Версии, что это сделал Камиль Писcарро в 1897 году или Анри Тулуз-Лотрек в 1898‑м (рисунок «Автомобилист»), недостаточно аргументированы. За точку отсчета чаще принимают плакат Жюля Шере. В те годы красочную наружную рекламу исполняли живописцы, и для многих это был основной хлеб. Плакат Шере, датированный 1900 годом, рекламирует топливо для автомобилей «в запломбированных канистрах и капсулах». Интересно, каковы тогда были суммарные объемы продаж бензина?

Живопись начала XX столетия характеризуется активной генерацией новых форм. Удачными они были или нет — вопрос времени, вкуса и индивидуального восприятия. Но мимо автомобиля не смогли пройти даже кубисты, авангардисты и прочие абсурдисты. Хотя принадлежность некоторых работ к автомобильной тематике порой можно установить лишь по названию. Подытоживая этот период, можно сказать, что живописцы определенно были впечатлены и вдохновлены автомобилем как явлением. Но автомобиль еще не стал неотъемлемой частью их повседневной жизни — такой же, к примеру, как женщины или природа. Это произошло чуть позже, в 1930–1940‑е годы.

Стадия вторая: объект бытия

Вымышленные Кадиллаки Сальвадора Дали: «Одетый автомобиль» и «Специальный автомобиль» (1941).
Вымышленные Кадиллаки Сальвадора Дали: «Одетый автомобиль» и «Специальный автомобиль» (1941).

Одним из тех, для кого автомобиль являлся не просто объектом, достойным изображения, был Сальвадор Дали, определенно проявлявший пристрастие к марке Cadillac. Когда этот факт стал достоянием общественности, концерн GM предложил испанцу разработать дизайн новой модели. Дали начертал эскизы, но, как и следовало ожидать, его концептуальные замыслы оказались нетехнологичны и нереализуемы. Возможно, это лишь байка, но Cadillac 1941 года занимает центральное место в экспозиции Театра-музея Дали в Фигерасе. Там же обитает прозаичный универсал Datsun 180B — художник получил его за работу над рекламой Датсуна.

Основоположник поп-арта Энди Уорхол, увлеченный проведением революций не только в живописи, но и в сексе, рок-н‑ролле и кино, всегда благоволил важным носителям дизайнерских идей, будь то бутылки кока-колы или консервированные супы Кэмпбелл. Он охотно обращался к автомобилям, и его произведение «Серебряная автокатастрофа» на торгах Sotheby’s три года назад ушло за 105,45 млн долларов. Одна из самых известных его работ до сих пор хранится в музее BMW. А общепризнанным шедевром считается шелкография «Mercedes-Benz W196 R Grand Prix Car (Streamlined Version, 1954)». С непривычки трудно поверить, что это шедевр, но это так. Исследователи, впрочем, не достигли консенсуса, допустимо ли поп-арт причислять к живописи, поскольку временами он очень уж похож на рекламу.

В творчестве советских художников автомобиль появлялся эпизодически. Наслаждаться его изяществом и совершенством было как-то не с руки — могли неверно понять. Трактор или самосвал — пожалуйста. А присутствие на картине легкового автомобиля требовалось хорошо обосновать. Например, красотой, изобилием и свободой державы.

Стадия третья: объект любви

Картины Майкла Тёрнера — отличные угадайки для экспертов по истории автоспорта. Овальная трасса — значит, наверняка это американские гонки. Год подсказан на авторской подписи: 1965.
Картины Майкла Тёрнера — отличные угадайки для экспертов по истории автоспорта. Овальная трасса — значит, наверняка это американские гонки. Год подсказан на авторской подписи: 1965.

Автомобиль постепенно стал настолько самодостаточным, что возникла целая когорта художников, которые изображали прежде всего сам автомобиль, а всё, что его окружало, становилось лишь фоном. Появились авторы, коих уместно называть художниками-автомобилистами — по аналогии с баталистами и маринистами, которые тоже специализировались на чем-то одном. Майкла Тёрнера, впрочем, в однобокости не упрекнешь. На протяжении всей карьеры британец помимо автомобилей рисовал также самолеты, корабли и батальные сцены с большим количеством военной техники. Но излюбленной его темой были автогонки Гран-при — с момента, когда он впервые посетил их в 1947 году. Кстати, Тёрнер довольно долго был президентом Гильдии автомобильных художников (Guild of Motoring Artists). Примечателен сам факт, что есть гильдия, объединившая творцов, в хорошем смысле помешанных на автомобилях.

Алан Фернли возглавлял сразу две гильдии — Guild of Railway Artists и Guild of Aviation Artists. Тем не менее автомобили он рисовал даже чаще, чем паровозы и самолеты. Как и у Тёрнера, его живопись реалистична — легко идентифицировать марку и модель. А если изображен эпизод автогонок, то обычно распознаются не только машина и команда, но и участок конкретной трассы.

Отдельная тема — художники-гиперреалисты. Автомобиль с его изгибами и множеством по-разному отражающих поверхностей — просто кладезь вдохновения.

Стадия четвертая: объект без границ

Саркастический соц-арт Валентина Губарева, певца неразвитого социализма. Марку и модель определяйте сами.
Саркастический соц-арт Валентина Губарева, певца неразвитого социализма. Марку и модель определяйте сами.

Британский… ну, пусть тоже художник Марк Макгоуэн относится к той авангардной части творческих людей, которые сосредоточены на поисках новых способов самовыражения. Одна из наиболее нашумевших его работ выполнена ключами от квартиры на бортах случайных машин. Она осталась незавершенной, так как приехала полиция и задержала этого яркого представителя стрит-арта и перформанса.

«Что движет теми, кто царапает автомобили? Зависть? Ненависть? Месть? В порче машин есть сильный креативный, эмоциональный элемент. При этом фактор страха — неотъемлемая часть художественного процесса», — примерно так рассуждает Марк. Общество рассуждает иначе: умышленное причинение вреда чужой собственности есть вандализм и нарушение закона.

Вероятно, из всех людей искусства именно художники наиболее активны в поиске новых форм. И кто знает, что нас ждет в ближайшем будущем: живопись автомобилями, в которой машина используется как кисть, а дорога — как холст? Или автомобили в роли мазков краски?

Фото: из архива автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (1)

И ни одного комментария на нестандартный материал коллеги! Честное слово, обидно! Неужели все настолько привыкли только к переписыванию пресса-релизов... Сергей, я все равно За!

Ответить#
+1