Батареи вместо ракет

БАТАРЕИ ВМЕСТО РАКЕТ

]

ЭКОНОМИКА

У соседей

БАТАРЕИ ВМЕСТО РАКЕТ

Не артиллерийские — аккумуляторные.

Леонид САПОЖНИКОВ

Слово «Иста», звучащее на итальянский манер, возникло в Днепропетровске и расшифровывается так: «Источники тока аккумуляторные». Батареи этой марки широко использует на сборочном конвейере АвтоВАЗ. В начале 90-х такое невозможно было представить — Украина вообще не выпускала кислотных аккумуляторов. Их дефицит был куда острее, чем в России, и даже «самопалы» гаражных умельцев шли втридорога. Идея создать нормальное производство витала в воздухе. Воплотила ее, как ни странно, группа ученых, имевших прямое отношение к сверхсекретному КБ «Южное». Хотя что тут странного? Щедрое оборонное финансирование прекратилось, и надо было как-то выжить, используя свои знания в мирных целях...

Начали со сборки батарей из российских электродов. Поставщиками и наставниками стали курские и петербургские аккумуляторщики. Можно было создать с ними СП, но его продукция не имела бы шансов на российском рынке: «родные» аккумуляторы, свободные от таможенных накруток, стоили бы россиянам дешевле. Значит, рассудили в Днепропетровске, остается один путь: предложить потребителям батареи европейского качества по украинской цене.

Так возникло ЗАО «Иста-центр», одним из акционеров которого стала известная германская компания «Варта». Ровно пять лет назад на окраине Днепропетровска заработал завод проектной мощностью 1 300 тысяч аккумуляторов в год. Оборудование было немецкое начала 90-х, но с тех пор успели прикупить и у итальянской фирмы «Совема», и у американцев... По дороге на «Иста-центр» я грустил о забытых резиновых сапогах, но оказалось, по заводу можно ходить в светлых туфлях и белой рубашке. Это могут подтвердить экологически озабоченные жители соседнего поселка, для которых завод устроил «день открытых дверей».

Пишу все, как есть, но не слишком ли благостная складывается картина? В годы крайнего упадка украинской экономики был построен и успешно стартовал высокотехнологичный завод... В чем секрет? Не в поддержке ли президента Украины, вместе с которым зачинатели проекта ковали в свое время «щит Родины»? Меня заверили, что никаких материальных благ «Иста» от государства не получила — необходимые кредиты предоставили коммерческие банки. Но для банка, понятно, важна репутация клиента, включающая его связи и биографию...

«Иста-центр» начал со стандартных «вартовских» батарей, адаптировав их к отечественным автомобилям и дорогам.

— Это было первое поколение наших аккумуляторов, — рассказывает главный технолог корпорации «Иста» Юрий Скосарь. — Затем АвтоВАЗ попросил нас улучшить эксплуатационные характеристики: снизить скорость газовыделения и саморазряда. Мы достигли этого, уменьшив содержание сурьмы в токоотводах (проще говоря — в решетках пластин). А очень ценное для литья решеток свойство сурьмы — повышение текучести сплава — сохранили, добавив в сплав селен. Именно такие батареи мы сейчас выпускаем. Но уже в конце этого года пустим в серию их модернизированный вариант. Материал решеток останется тем же — низкосурьмянистый селенистый сплав свинца. А вот конструкция электрода будет новая, наша, ни у кого не заимствованная. В двух словах, за счет другой геометрии увеличивается активная поверхность электродов и уменьшается их толщина. Для примера возьмем «55-й» аккумулятор со стартерным током 255 А. В том же корпусе модернизированные электроды обеспечат емкость 62 А.ч и ток 280 А.

— Когда такие батареи появятся на российском рынке?

— Должны уже в начале 2001 года. Но это не все: на подходе аккумуляторы третьего поколения, решетки которых не будут литыми, а значит, мы наконец-то сможем отказаться от сурьмы. Пластины будут состоять из чистого свинца с небольшой (0,12–0,14%) добавкой кальция. Как обойдемся без литья? Свинцовую ленту раскатаем прокатным станом, сделаем в ней просечки, растянем — вот вам и «соты» решеток... Линия этих принципиально новых аккумуляторов мощностью 1 миллион в год будет смонтирована в ближайшие месяцы.

— По каким признакам потребитель сможет их отличить?

— На этикетке будет указан химический состав электродов — PbCa. А также что эта батарея необслуживаемая (в отличие от прежних, малообслуживаемых). Наконец, там будет встроен индикатор контроля уровня электролита и степени заряженности (на Западе его называют коротко — «гидрометр»). К сожалению, мы лишь недавно поняли, что это большое удобство. Запоздали и с ручками для переноски: потребитель, оказывается, их ценит, а мы пока оснащаем ими только более тяжелые батареи...

— Каков срок службы ваших аккумуляторов?

— В среднем 4–5 лет. Срок же гарантии — полтора года.

Выбор — святое право потребителя, и уже поэтому появление аккумуляторов «Иста» на российском рынке можно только приветствовать. Вслед за АвтоВАЗом ими заинтересовались Ульяновский и Горьковский автозаводы. Но настоящий успех приходит тогда, когда за изделие голосуют рублем розничные покупатели. Присоединятся ли они к мнению автопроизводителей — покажет время.

Фото Леонида САПОЖНИКОВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии