Запрещенка для топлива: экспертиза присадок

Топливо у нас, положа руку на сердце, не всегда хорошее. Поэтому разного рода снадобья, способные улучшить пищеварение мотора, особенно популярны в условиях рискованных заправок на непроверенных АЗС. Тем более если снадобье не восточное, а европейское. Михаил Колодочкин и Александр Шабанов решили проверить в лаборатории чудодейственную присадку для топлива, содержащую запрещенный компонент.

Таблетку под капот

Пакетик с надписью Power Car Tab (он же «Топливный кондиционер») обещал увеличить мощность мотора, снизить его аппетит и защитить — только вот непонятно, от чего. Расход должен упасть на 5–15%, причем и для бензина, и для солярки, и даже… для этанола.

В пакетике десять маленьких рыжих таблеток. Каждая рассчитана на 60 литров горючего. Рыжий цвет сразу вызвал нехорошие ассоциации. Нет, не с нанотехнологиями, а с ферроценом. Так и есть: этот химический компонент упомянут в инструкции.

За пакетик с десятью таблетками, каждая из которых содержит полграмма некоего порошка, заплатили 990 рублей. Однако! На интернет-сайтах ферроценом торгуют по 500 рублей за килограмм. Прибыль европейских кудесников можете прикинуть сами.

Раньше ферроцен активно применяли при производстве высокооктановых бензинов. Существовала даже предельно допустимая норма — 17 мг на литр топлива. Ограничивали потому, что из-за бензинов с ферроценом на свечах возникали металлосодержащие токопроводящие отложения. А когда пришло время машин со впрыском топлива, выяснилось, что от ферроцена быстро умирают датчики кислорода и нейтрализаторы отработавших газов. Какие уж тут евронормы! Поэтому использовать этот компонент строго запретили.

В двух контрольных режимах в течение всего цикла испытаний снимали показатели расхода топлива. Начальный оптимизм быстро улетучился — негатив от порчи свечей и лямбда-зонда превзошел позитив от роста детонационной стойкости.
В двух контрольных режимах в течение всего цикла испытаний снимали показатели расхода топлива. Начальный оптимизм быстро улетучился — негатив от порчи свечей и лямбда-зонда превзошел позитив от роста детонационной стойкости.

Сила ферроцена

Испытания провели на стенде с бензиновым восьмиклапанным двигателем ВАЗ‑21114 со впрыском топлива. Залив в бак бензин АИ‑95‑К4, сняли характеристики мотора — мощность, расход и токсичность отработавших газов — в полутора десятках разных режимов работы: от холостого хода до номинальной мощности. Потом добавили в топливо рыжую присадку. Мотор поработал на «лечебном горючем» десять часов, после чего мы повторно сняли показатели в тех же самых режимах.

Поначалу всё было классно. Действительно, мощность подросла на пару процентов. Детонация, которая проскакивала при больших нагрузках, исчезла. Расход топлива упал примерно на 4%. Даже выхлоп стал чуть чище.

Почему? Сказалось повышение детонационной стойкости топлива, на что и отозвалась система управления двигателем. Кроме того, очень может быть, что таблетки содержат не только ферроцен, но и средство для интенсификации горения.

А что будет дальше? Скажем, через 250 моточасов. Попробовали! За это время мотор проглотил почти полторы тонны топлива вместе с двумя пакетиками таблеток — всего двадцать штук. В ходе испытаний через каждые пятьдесят часов снимали контрольные характеристики. Начальный эффект стал ослабевать, и под конец мотор принялся откровенно дурить. Тряска на низких оборотах, неустойчивость работы, постоянно выскакивающая ошибка Check Engine. Мощность упала ниже начального уровня, расход топлива и токсичность заметно подскочили. Вскрытие показало: свечи и датчик кислорода — при последнем издыхании.

При этом резко увеличился темп загрязнения топливного фильтра: за двести пятьдесят моточасов испытаний его пришлось поменять дважды. Полагаем, что авторы средства, пытаясь компенсировать вполне ожидаемые отложения, ввели в таблетки компоненты, вымывающие грязь из топливной системы. Но удалить железо из камеры сгорания они не в состоянии.

Замеры токсичности отработавших газов подтвердили: со временем ферроцен становится вреден мотору.
Замеры токсичности отработавших газов подтвердили: со временем ферроцен становится вреден мотору.

Совет

Не важно, где произведен ферроцен — в Чехии, Китае или России: законы химии не зависят от географии. Применять подобную «коррекцию» свойств топлива, тем более для современных автомобилей со впрыском топлива, нельзя. Особенно это касается гарантийных машин. Любой эксперт сразу обратит внимание на характерный цветной налет на свечах и лямбда-зонде и откажет в гарантийном ремонте.

НАША СПРАВКА

Ферроцен Fe(C5H5)2 — одно из наиболее известных металлоорганических соединений. Его официальное системное название — дициклопентадиенил железа. Является эффективным антидетонатором, повышающим октановое число топлива. Порошок красного цвета. Запрещен к использованию в автомобильных топливах Техническим регламентом Таможенного союза 013/2011.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (70)

Самые новые