По тормозному следу: испытания систем автоторможения

Прошлогодние испытания систем автоторможения успешно преодолели далеко не все участники. Среди аутсайдеров оказался и Land Rover Discovery Sport. Британцы оскорбились, но выбрали оригинальный способ защиты — пригласили Максима Сачкова на испытания в Великобританию.

С этого года в EuroNCAP появилось еще одно испытание для систем AEB — пешеходный тест, а в 2018-м введут велосипедный тест. Парадокс: если на автомобиле установлена система защиты пешеходов (наружные подушки, например, как на Discovery Sport), их отключают. Из-за особенностей в настройках датчиков при столкновении с манекеном или макетом автомобиля на тэтчемских тестах один раз срабатывала подушка для пешеходов и дважды приподнимался капот.
С этого года в EuroNCAP появилось еще одно испытание для систем AEB — пешеходный тест, а в 2018-м введут велосипедный тест. Парадокс: если на автомобиле установлена система защиты пешеходов (наружные подушки, например, как на Discovery Sport), их отключают. Из-за особенностей в настройках датчиков при столкновении с манекеном или макетом автомобиля на тэтчемских тестах один раз срабатывала подушка для пешеходов и дважды приподнимался капот.

Welcome to Thatcham

Discovery Sport, который участвовал в прошлогоднем тесте автомобилей с сиcтемами экстренного торможения AEB (Autonomous Emergency Braking), отказался останавливаться перед неподвижным препятствием (ЗР, 2015, № 6). Это был провал.

— Мы требуем сатисфакции! И приглашаем вас убедиться в том, что наш автомобиль умеет самостоятельно тормозить.

Отказываться было невежливо и даже глупо — когда еще выпадет возможность посмотреть, как проводят такие тесты за рубежом? Волновало и другое: вдруг в нашей методике есть недостатки и надо срочно что-то менять?

Беспосадочный перелет до Лондона, далее час с небольшим на автомобиле — и я перед воротами бывшей базы ВВС США. Ныне это полигон независимой организации Thatcham Research — члена EuroNCAP и одного из лидеров в испытаниях систем безопасности.

Так выглядит разобранная по частям испытательная установка. Под плотным чехлом — силовой каркас, напоминающий надувную лодку. В задней части — поролоновая вставка с элементами, отражающими сигнал радаров.
Так выглядит разобранная по частям испытательная установка. Под плотным чехлом — силовой каркас, напоминающий надувную лодку. В задней части — поролоновая вставка с элементами, отражающими сигнал радаров.

— Добро пожаловать в Тэтчем! — директор по научно-исследовательским работам Мэттью Эйвери протянул мне большую ладонь. — Наш центр занимается испытаниями систем пассивной и активной безопасности, а также оценивает эффективность охранных систем и стоимость восстановления автомобилей после аварии. И автопроизводителям, — тут мистер Эйвери победно окинул взглядом представителей марки Land Rover, — мы постоянно внушаем: если хотите заработать пять звезд по нормам EuroNCAP, вам нужно еще чуть-чуть подтянуться. Поэтому они нас не любят. Мы постоянно повышаем планку, чтобы стимулировать прогресс и сохранять человеческие жизни. Финансами нас поддерживают страховые компании Великобритании, а у автопроизводителей не берем ни фунта. Поэтому смело говорим о результатах тестов всю правду.

Больше активности

В последнее время в области пассивной безопасности прорывных идей мало — не появляются принципиально новые устройства для защиты водителя и пассажиров, не растет число подушек безопасности, кузов не столько усиливают, сколько облегчают. Приоритет смещается в сторону средств активной безопасности — систем, предотвращающих аварии. Их еще называют умными помощниками водителя и обозначают аббревиатурой ADAS (Advanced Drive Assistance Systems). Счет ассистентов идет уже на десятки — от системы курсовой устойчивости, которая давно воспринимается как нечто естественное и привычное, до системы аварийного торможения, которая, если верить статистике, на 38% снижает риск гибели и тяжелых ранений.

Для будущих испытаний, например моделирования столкновений на перекрестках или лобовых ударов с небольшим перекрытием, разрабатывают более сложные установки. Это уже не просто корма автомобиля, а полноценный трехмерный макет из пенопласта. Сейчас англичане шлифуют радиолокационные и визуальные характеристики. Одна из сложностей — нужно затенять радарное отражение металлической платформы, на которой базируется пенопластовый кузов с тентом.
Для будущих испытаний, например моделирования столкновений на перекрестках или лобовых ударов с небольшим перекрытием, разрабатывают более сложные установки. Это уже не просто корма автомобиля, а полноценный трехмерный макет из пенопласта. Сейчас англичане шлифуют радиолокационные и визуальные характеристики. Одна из сложностей — нужно затенять радарное отражение металлической платформы, на которой базируется пенопластовый кузов с тентом.

Системы автоматического торможения сложны не только для разработчиков, но и для испытателей. Прописать сценарий (процедуру, как принято говорить у профессионалов) испытаний — это лишь полдела. Чтобы оценить, насколько хорошо отлажена система, нужна установка, имитирующая автомобиль или хотя бы его заднюю часть. Thatcham Research обзавелся первыми подобными установками чуть более пяти лет назад — то были надувные «автомобили». Потом экспериментировали с силуэтом задней части машины, который подвешивали сбоку на тягач для проверки систем AEB в динамике. Но многие системы воспринимали эти и другие муляжи неоднозначно — электроника не всегда идентифицировала макет как автомобиль, а потому тестовая машина нередко «приезжала» в мишень.

В установке последнего поколения учли все недостатки. Для этого специалисты организации протестировали десятки автомобилей, собрав статистику по радиолокационным и визуальным характеристикам. Нужно было правильно разместить радиолокационные маячки, чтобы макет отражал сигнал радара подобно тому, как это делает автомобиль. Ведь силуэт автомобиля формируется не только металлическим кузовом — на корме десятки мелких элементов, по которым видеокамеры распознают, действительно ли впереди автомобиль. Система оценивает габариты, «видит» колёса, фонари, номерной знак, заднее окно с проглядывающими через него элементами салона.

Не с пустыми руками

Я показал фотографии нашей испытательной установки, участвовавшей в тесте систем AEB, и попросил указать на недостатки. Понятно ведь, что она небезупречна, ведь это наш первый опыт. Это не могло не отразиться на четкости работы систем автоторможения некоторых автомобилей, поскольку алгоритмы у каждой модели свои: управляющая программа и закачанные в электронные мозги базы образов в значительной мере определяют эффективность срабатывания. И чем совершеннее AEB, тем четче она распознаёт, чтó перед капотом — автомобиль или муляж. Ведь на скоростной трассе экстренное торможение по ложной причине не менее опасно, чем не предугаданная вовремя реальная возможность столкновения.

Колин Гровер (Colin Grover) — главный технический специалист организации Thatcham Research. Он входит в состав технического комитета EuroNCAP, занимающегося разработкой тестовых процедур. Колин — получеловек- полуробот. Стабильность результатов, которую он обеспечивал при демонстрации работы AEB, вызвала у меня приступ белой зависти.
Колин Гровер (Colin Grover) — главный технический специалист организации Thatcham Research. Он входит в состав технического комитета EuroNCAP, занимающегося разработкой тестовых процедур. Колин — получеловек- полуробот. Стабильность результатов, которую он обеспечивал при демонстрации работы AEB, вызвала у меня приступ белой зависти.

С другой стороны, все автомобили были в равных условиях, но одни распознали муляж машины, а другие — нет…

Главный технический специалист Колин Гровер внимательно рассматривал фотографии и долго, терпеливо объяснял, чтó надо подправить в конструкции. А потом я случайно услышал, как он говорил коллеге: мол, молодцы, ребята, мы такую установку далеко не с первого раза сделали. Приятно, черт возьми! А наш «булли» мы модернизируем и в ближайшее время соберем новый тест автомобилей, оснащенных системами AEB.

Напоследок я спросил у Колина, часто ли у них бывает так, что система автоторможения не видит препятствие и не срабатывает.

— Случается. Например, из-за того, что вокруг нет ни дорожных знаков, ни автомобилей. И рельеф плоский — аэродром всё-таки. У систем снижается чувствительность, и происходит столкновение. А иногда АЕВ выключается при повторных испытаниях, потому что… не может быть у здравомыслящего водителя пять столкновений подряд!

Спасибо, Колин, за бесценный опыт. Модернизируем нашу установку — непременно сообщу о результатах.

Фото: Thatcham Research
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Land Rover Discovery Sport

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Комментарии (4)

Самые новые

Прочитала а пересказать не могу... это о чем вообще было?

Ответить#
0

Эй критики вы как в макдональдсе .Что главное чья вина или всё дерьмо не работает .Я думаю что это процесс идёт и всё развивается.Нужно время и осознание процесса и конечно нет предела совершенству

Ответить#
0

Ни хрена не работает эта система автоматического торможения.
Год назад было кино снято на QR tv, многие кубики сшибали, почему то запомнилась бодливостью фольксвагеновская корова Шкода Октава.
Только медвежонок ФИАТ Панда тормозил по нормативу.

Ответить#
0

И зачем «журналист» летал? Капиталисты признали свою вину или нет? «Классный» материал!"

Ответить#
0