Почему завибрировал Фьюжн?

Поздравляем победителя нашего «Конкурса знатоков» Александра Нижгородова из Московской области, приславшего самый полный и подробный ответ на задачу № 100 «Кушать не могу…» (ЗР, 2016, № 5). И публикуем новое задание. Ответы принимаются до 1 сентября 2016 года. Победитель получит приз от «За рулем» и компании «Автоден» — экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO.

ЗАДАЧА № 103

Не дрожи, Фьюжн!

Однажды подбил жену оседлать ее Ford Fusion – «почти джипчик» – и отправиться на слет любителей грязевого кросса. Посмотреть, что там и как. И впрямь, грязищи хоть отбавляй! Вернулись домой холодным дождливым вечером на чумазой машине, но полные впечатлений. А утром взошло солнце, резко потеплело, всё просохло. И жена поехала на работу. Но едва включила кондиционер, как передок машины задрожал, будто сейчас развалится. В ужасе она его выключила. Однако в уличных пробках вибрация возникала вновь! В расстроенных чувствах отыскала на работе знатока, и тот устранил неполадку в два счета! А вы смогли бы?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 сентября 2016 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 – или по e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.

Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом. Одна просьба: при обсуждении в комментариях не подсказывайте ответы — это не в ваших интересах!

А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из майского номера журнала «За рулем».

Александр Нижгородов из Московской области за ответ на задачу № 100 «Кушать не могу…» (ЗР, 2016, № 5) получает от компании «Автожен» экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO во влагозащищенном корпусе.

Истинного знатока эта задача не должна была лишить аппетита. Но некоторые так торопились ответить, что не успели внимательно вчитаться в условие. А ведь там сказано, что роль буквы R в обозначении шины 205/70 R15 обоим спорщикам совершенно ясна. Именно поэтому и возник более серьезный вопрос: нет ли в самой шине чего-то такого, что явно противоречит букве R? Но многие на подсказку не клюнули – и искали прокол именно в маркировке шины: «Да тут сплошные противоречия! Один размер – в миллиметрах (205), другой – в процентах (70), а радиус R – вообще в дюймах (15)!».

Да, обозначения иногда дело темное. На одних континентах популярнее миллиметры, на других – дюймы. Над этим можно посмеяться. А вот того, что «многие россияне убежденно называют посадочный диаметр шины радиусом, можно лишь стыдиться». Более грамотные люди, включая и победителя, пишут: «Очевидно, буква R намекает на некий «радиус». Но – какой? Эта буква с числом 15 никак не связана. Она указывает лишь на то, что данная шина – радиальной конструкции, в отличие от устаревших диагональных. А число 15 – это ее посадочный диаметр по ободу колеса. Увы, в дюймах. Прикиньте: 15 дюймов = 381 мм. Будь это радиус, для легковушки колесико было бы великовато!».

А теперь поговорим о конструкциях шин. В прежних, диагональных, нити корда каркаса перекрещиваются, как в сетке. А в шинах с маркировкой R нити расположены в радиальных плоскостях. Сегодня «радиалки» утвердились в автомобильной технике практически всюду. С ними машина устойчивее, экономичнее, динамичнее.

Но вернемся к вопросу задачи. Может ли в шине R что-то противоречить самому принципу радиальности? Как напомнил победитель, «пневматическая шина – это вовсе не резиновый бублик, раздутый воздухом. Ведь каждое колесо легковой машины нагружено примерно четвертью общей массы. Чтобы выдержать это, бублик должен бы иметь стенки непомерной толщины и, конечно, веса. Но есть давно проверенное решение – это шина с силовым каркасом из почти нерастяжимого корда».

Разумеется, зона протектора шины максимально нагружена. Читаем: «Чтобы протектор хорошо «держал дорогу», он должен приноравливаться к ее неровностям – быть достаточно гибким в радиальном направлении. Чему корд каркаса почти не препятствует. И это плюс – такая шина катится легче. Но деформации других видов, например вызванные действием сил в плоскости дороги, для протектора нежелательны. Шина не должна мешать управлению. Ее капризы, особенно на высоких скоростях в поворотах, должны быть ограничены».

Для полноценного решения этих задач под протектором шины закладывают дополнительное силовое кольцо из нескольких слоев корда. Это так называемый брекер, «который не допускает слишком сильных деформаций протектора в боковом направлении, благодаря чему повышается траекторная устойчивость машины. Иначе говоря, ее способность не только двигаться прямолинейно, но и предсказуемо вести себя в поворотах. Чтобы брекер обладал необходимой для этого жесткостью, нити корда в нем уложены не радиально, как в каркасе, а примерно так же, как в диагональной шине. То есть перекрещиваются под оптимальными углами».

Неплохо зарекомендовал себя брекер с нитями корда, свитыми из тонких стальных проволочек. Такой корд в сравнении с текстильным при одинаковых условиях испытаний растягивается во много раз меньше. Но есть у него и минусы. Во‑первых, он менее терпим к усталостным нагрузкам – например, на низкокачественном покрытии. Во‑вторых, при проколах шины, если в них проникает грязная вода, особенно с зимними реагентами, иногда быстро разрушается от коррозии. Если при скорости 10–15 км/ч машина плавно покачивается, то чаще всего это результат искривления протектора шины. О ней говорят – «пошла винтом». Увы, брекер ремонту не подлежит…

Вот мы и подошли к ответу победителя на заданный вопрос: «Букве R на боковине шины полностью противоречит конструкция брекера».

Благодарим всех участников конкурса. Александра Нижгородова поздравляем с победой!

Подпишитесь на «За рулем» в