Хамство на дорогах: как с ним бороться?

Сначала я планировал просто составить рейтинг наиболее хамских примеров поведения на дороге и даже набросал дюжину распространенных ситуаций. Но какой смысл их перечислять, если мы все и так с ними постоянно сталкиваемся? От перечисления не станет меньше хамов. Можно ли избежать встречи с дорожным бескультурием и как с ним бороться – вот в чем вопрос.

Откуда оно берется

Начнем с определения: хамство – тип поведения человека, отличающийся грубым, наглым и резким способом общения. Что порождает такое поведение? Социологи и психологи охотно погружаются в анализ, но заключения дают неоднозначные. Кто-то утверждает, что это просто следствие эпилептоидной акцентуации типа личности, при которой накапливаются тоскливо-злобные чувства. Другие добавляют дефицит общения и внимания, состояния разочарования и усталости и, конечно же, стремление к самоутверждению.

Парковку вторым рядом в запрещенном месте вряд ли объяснишь недосмотром. Это осознанное нарушение правил в ущерб другим водителям.

Это стремление, как пишут, родилось не сегодня и не вчера, а во времена крепостничества. И закалилось в период советской власти. По словарю Даля, «хам» – бранное прозвище лакеев, холопов и слуг. То есть хамство – характерная черта слоя общества, который чуть выше самого низкого. Соответственно, особенно сильно проявляется у тех, кто немного «приподнялся над массами», но так и не занял достаточно высокого положения. У людей этого социального среза атрофировано уважение – и к тем, кто выше по статусу, и к тем, кто ниже. А заодно к самим себе. Возможно, поэтому у них возникает зависть, ощущение неполноценности, злоба и состояние отчаяния. В таком расчудесном настрое они и садятся за руль.

Хамство или глупость?

Внимательно изучив теорию, я все же остался при некоторых сомнениях. Возможно, в некоторых случаях то, что выглядит хамством, является не хамством, а просто следствием недалекости или глупости? Ну, например, водитель самосвала, который везет сыпучий груз по ухабистой дороге и в результате усеивает ее гравием или кирпичами. Вряд ли он таким способом поднимается над чернью и самоутверждается – просто не задумывается о тех неприятностях, которые доставляет другим.

Выбрасывание мусора из окна машины – из того же разряда. Мусорщик не преследует цель доказать свою крутизну и кому-то досадить. Его поступок, скорее, неконтролируемый. Он просто избавляется от мусора самым необременительным способом. И ему не приходит в голову, что свинячить там, где живешь, – себе же хуже.

Еще один распространенный вариант придорожного хамства – вывалка мусора где попало. Встречается повсеместно по всей России.

Раз уж мы коснулись конкретных примеров, назовем еще несколько. Лично меня изрядно раздражают персонажи, которые не любят стоять в очереди на левый поворот. Они сквозят мимо стоящего ряда и влезают перед передней машиной. Непременно найдутся и другие такие же торопыги, чьи интересы выше общественных и которые спешат больше всех. Они сделают то же самое и в конечном итоге образуют еще одну очередь на левый поворот – для тех, кто без очереди.

Еще одна группа распространенных хамов – любители дудеть по поводу и без повода. Чаще это проявляется на светофорах: им все время мнится, что весь поток вокруг них – дальтоники и безнадежные тормоза, и если им не подудеть, то никто не заметит, что включился зеленый свет.

Третья группа – шумельщики всех разновидностей. Возможно, я ничего не понимаю, но мне кажется, что музыку неправильно слушать по принципу «чем громче – тем лучше». У человеческого уха есть определенный порог восприятия, за которым оно будет воспринимать музыку как набор разночастотных шумов. Прямоточные глушители – та же беда. Они не особо улучшают характеристики автомобиля, зато отчетливо показывают, что владелец такого автомобиля помешан на демонстрации тезиса «я не такой, как все, а особенный». «Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать… Этому подчинены все социальные маневры» (В. Пелевин, «Empire V»).

Аккуратный газон определенно сделан не для того, чтобы ставить на нем машины. Хамам на это наплевать.

Езда в обход пробок по обочинам, выделенным полосам, газонам и тротуарам – тоже хамство. Откровенное «неуступание» дороги при выезде с второстепенного примыкания, когда достаточно подождать пяток секунд. Парковка вторым рядом (разве это может кому-то помешать?!), злоупотребление дальним светом, отказ от поворотников при перестроении – список хамских повадок можете продолжить сами.

Методы борьбы

Различные общественные силы пытаются перевоспитать хамов. В эффективность подобного воздействия не очень верится, но совсем ничего не делать – тоже плохо.

Здесь у меня возникает такое же состояние разочарования и отчаяния, как у хамов, потому что в отношении хамского поведения на дорогах нет методов, которые дали бы быстрый результат.

Психологи приводят множество вариантов правильной реакции на хамство, но лишь для внедорожной жизни. Спокойное, подчеркнуто вежливое обращение, позитивное отношение, хорошо работает юмор. Некоторые советуют войти в положение хама, проникнуться к нему симпатией или даже пожалеть его.

Совершенно точно нет никакого резона ставить хама на место жесткими способами. Во-первых, убежденного хама не перехамить, а во-вторых, вы сами автоматически им становитесь. Но что делать в ходе движения по дороге? Ведь здесь обстоятельно поговорить с хамом не получится. И нет резона гоняться за ним для проведения доверительной беседы.

Остается один вариант: не проявлять никакой реакции на хамские поступки. «Не дайте агрессору получить удовольствие». По мнению специалистов, в конечном итоге это наведет хама на мысль, что его методика подавления окружающих не дает нужного результата. И он волей-неволей станет искать другую. Простите, господа, но выходит, мы так и должны молча сносить все залезания вперед, дудения и выкрики в открытое окно?

Ответ – да. Людей, которые уже сложились как хамы, нам, скорее всего, не перевоспитать. Все, что в наших силах, – по мере возможности пресекать рождение нового поколения хамов. Американский психолог Алекс Бандура в 1969 году ввел понятие научения по моделям. «Научение по моделям основано на том, что люди, наблюдая за поведением других людей (и за последствиями этого поведения), усваивают это поведение или меняют паттерн собственного поведения в направлении поведения модели» (У. Бауманн, «Клиническая психология»). Говоря проще, люди перенимают те образцы поведения, которые считают эффективными. В том числе и хамство.

Отсюда вытекают три доступных для водителей метода борьбы с хамством:

Остается, впрочем, непонятным, надо ли уважать хамов.

Подпишитесь на «За рулем» в