Новый тягач Volvo FH16: под конкретные задачи

В России начинаются продажи седельных тягачей Volvo FH16 с 700-сильным мотором и колесной формулой 6×4.

Новые седельные тягачи Volvo FH16 6×4 предназначены для транспортировки крупногабаритных тяжелых грузов по дорогам общего пользования с твердым покрытием при полной массе автопоезда до 80 тонн. То есть для доставки тяжелой строительной техники на объекты, для перевозки различного оборудования, в том числе используемого на нефтяных и газовых месторождениях. Нелегкая работа. Причем возможна эксплуатация и на трассах со сложным рельефом, к примеру с заснеженными подъемами, – там, где обычному FH16 4×2 трудиться очень сложно. Полная масса автопоезда может составить и 100–120 тонн, а с дополнительными изменениями ее доведут до 250 тонн.

Седельный тягач Volvo FH16 6×4
Особенность системы SCR на новом Volvo FH – иное размещение резервуара для AdBlue. Он установлен сзади кабины, за панелью обтекателя. Благодаря такой компоновке на раме размещают два топливных бака вместимостью 550 литров каждый. Спрос на мощные 16‑литровые моторы всё же невелик: по разным оценкам на рынке Европы продается от полутора до двух тысяч тягачей с такими дизелями. Фирма Volvo Trucks делит этот рынок с марками Mercedes-Benz, MAN и Scania, имеющими двигатели сопоставимой мощности.

Не чувствуя нагрузки

Флагманский 700‑сильный мотор для российского рынка делают в исполнении Евро‑5 – с насос-форсунками и системой нейтрализации SCR, использующей раствор мочевины AdBlue. Его выпускают с 2009 года – как говорится, проверен временем.

Система SCR – по сравнению с EGR – позволяет снизить требования к применя­емому моторному маслу, а также к сернистости топлива. Даже при переходах с малосернистой солярки на высокосернистую и обратно (российские водители часто сталкиваются с такой чересполосицей при международных перевозках) проблем с двигателями SCR экокласса Евро‑4/Евро‑5 практически нет. Нейтрализатор SCR самовосстанавливается, но продолжительная эксплуатация на солярке с высоким содержанием серы (3000 ррm) всё же доконает его.

У мощного двигателя должен быть и могучий моторный тормоз, который обеспечит минимальный износ механизмов основной тормозной системы и самогó двигателя. У Volvo в основе моторного тормоза VEB+ особая конструкция распредвала и четырех коромысел, которые с помощью гидравлики прикрывают клапаны ГРМ. Мотор Volvo D16G развивает тормозную мощность 425 кВт при 2200 об/мин, но такой тормоз – опция. В базе идет более доступный и простой моторный тормоз EPG мощностью 230 кВт при 2200 об/мин.

В топовом варианте дизель D16G выдает 700 л.с., 3150 Н·м. Но есть и более слабые настройки: 600 л.с., 2800 Н·м и 540 л.с., 2650 Н·м. Двигатель Volvo D16К (Евро‑6) получился более мощным: 750, 700, 650 или 550 л.с.

Коробка Volvo I‑Shift – автоматизированная, 12‑ступенчатая, с повышающей передачей. Сочетание 16‑литрового мотора с этой коробкой – ураган! Два года назад довелось поездить на таких Volvo FH в гористой части Испании: на подъем они шли напористо, практически не чувствуя нагрузки. Ниже десятой передачи коробка и не опускалась.

Лучшее решение для супертягача – мосты с разнесенной главной передачей, со ступичными планетарными редукторами, а также с блокировками межосевого и межколесных дифференциалов. Эти мосты чаще всего называют самосвальными. Казалось бы, тогда здесь должна применяться задняя балансирная рессорная подвеска, как у самосвалов Volvo FM. Ан нет! У каждого моста – своя четырехбаллонная пневмоподвеска, конструктивно схожая с подвеской седельного тягача с колесной формулой 4×2. Поэтому даже пустая машина идет очень мягко.

Удивили и тормоза. Вместо привычных для самосвалов барабанных механизмов здесь установлены дисковые «по кругу». Это еще одно подтверждение того, что седельный тягач Volvo FH16 6×4 вовсе не самосвальное шасси Volvo FMX с кабиной FH, а специально спроектированный под конкретные задачи автомобиль.

Не красна изба углами

Внутренняя ширина кабины (по боковым стеклам) – около 233 см, внутренняя длина (от лобового стекла до обивки задней стенки) – 206 см. Стандартно на Volvo FH нового поколения устанавливают стояночный тормоз с электропневматическим управлением, который включается автоматически при остановке двигателя. Удобное решение. Благодаря двум последовательно установленным карданным сочленениям с пневмоцангой, руль можно поставить горизонтально, по-автобусному, или вертикально – практически опереть на колени.

Кабина нынешнего Volvo FH – одна из лучших не только в Европе, но и в мире. FH шестого поколения стал победителем европейского конкурса Truck of The Year 2014 во многом благодаря ей.

Водители всегда восхищались объемом любой кабины Globetrotter, но теперь разница во вместимости одних только ящиков – 300 литров! На 17% увеличена площадь остекления, есть огромный (50×70 см) стеклянный люк в крыше, который можно использовать не только для вентиляции, но и как аварийный выход.

Туннель пола выступает всего на 9 см и практически не мешает. Высота от туннеля до потолка – 211 см. Кресла – с электрообогревом и вентиляцией, регулируемой боковой и поясничной поддержками, с возможностью откидывания вперед и назад и несколькими вариантами обивки, вплоть до натуральной кожи. Предусмотрена заводская подготовка под монтаж телевизора: подведены кабель антенны и питание, а в каркасе кабины сделаны необходимые резьбовые отверстия для крепежа «ящика».

Старая кабина Volvo FH продержалась на конвейере почти 20 лет. Менялся фасад, светотехника, боковые панели, но каркас, проемы дверей и окон оставались прежними. У новой – тоже хороший задел для долголетия.

Подпишитесь на «За рулем» в