Грузовики Mercedes-Benz Actros: двадцать лет спустя

В этом году компания Daimler отметила несколько круглых дат. Исполняется 120 лет первому грузовику Mercedes-Benz. А еще немцы отмечают 20‑летие выпуска флагманских грузовиков семейства Actros и пятилетний юбилей Актроса четвертого поколения.
20‑летие выпуска флагманских грузовиков Mercedes-Benz семейства Actros.

Путь, пройденный от «телеги» с мотором мощностью четыре лошадиные силы до суперсовременного грузовика, интересен и тернист, но меня интересует другое: что ждет новый Actros сейчас? Лучше всего об этом могут рассказать в городе Вёрт, где расположен самый крупный завод компании Daimler по производству тяжелых грузовиков. Туда я и пожаловал на юбилей.

Сверкая блеском стали

Самая большая кабина GigaSpase – с ровным полом, внутренней высотой 2,13 м и шириной 2,5 м. У кабины BigSpase тоже ровный пол и ширина 2,5 м, но она чуть ниже: внутренняя высота 1,99 м.

К юбилею немцы готовят эксклюзивную версию Актроса в двухстах экземплярах – с отделкой хромом и полированной нержавейкой, включая колпачки на колесных гайках. Если заказать боковые спойлеры, то и они будут с «жабрами» из нержавейки. Интерьер кабины украшают светодиодный фонарь освещения с функцией изменения цвета, велюровая и кожаная отделка. Есть даже эспандер для фитнеса.

Юбилейное исполнение предусмотрено только для седельного тягача 4×2, на котором может быть установлена одна из нынешних флагманских кабин – самая большая GigaSpace или более скромная BigSpace. Двигатель – любой из трех флагманских, с желаемой настройкой мощности.

Асимметричный ответ

Модернизированная рядная «шестерка» ОМ 470 рабочим объемом 10,7 л выдает от 326 л.с./1700 Н·м до 456 л.с./2200 Н·м.

Если на Actros прежних трех поколений ставили моторы V6 (11,95 л, от 320 до 476 л.с.) и V8 (15,93 л, от 503 до 653 л.с.), то на четвертый – только рядные дизельные «шестерки». Конструктивно они схожи: два верхних распредвала в общей головке, привод ГРМ – шестернями со стороны маховика, четыре клапана на цилиндр, мокрые гильзы, очень прочные стальные поршни с полимерным покрытием юбки, асимметричный турбокомпрессор, мощный моторный тормоз. Топливная аппаратура – common rail с увеличенным до 2700 бар максимальным давлением распыла. Все моторы – в исполнении Евро‑6, поэтому нейтрализация мочевиной SCR сочетается с рециркуляцией EGR и регенериру­емым сажевым фильтром.

Младший дизель OM 470 объемом 10,7 л развивает теперь от 326 до 456 л.с. (прежде было не больше 428 «лошадок») и стал экономичнее на 5%. Добиться таких успехов позволила хорошая турбина, перенастроенная топливная аппаратура и, что странно для турбодизеля, увеличенная до 18,5 степень сжатия – вот что значит стальные поршни!

Еще одна новинка – асимметричный впрыск топлива в сочетании с асимметричным же турбонаддувом. У нового турбокомпрессора фиксированная производительность турбины, поэтому он более надежен. В обычных режимах эксплуатации сжатый компрессором воздух поступает во все цилиндры двигателя и все шесть форсунок распыляют одинаковый объем топлива. В зависимости от нагрузки и степени рециркуляции отработавших газов электронный блок управления может плавно уменьшать цикловую подачу топлива в первый, второй и третий цилиндры, корректируя при этом подачу воздуха. Одновременно увеличивается подача в четвертом, пятом и шестом цилиндрах. Подача топлива в первых трех цилиндрах может снижаться до нуля, в то время как остальные работают с полной нагрузкой. Такое отключение цилиндров, ранее применявшееся на «больших» бензиновых моторах, на современном дизеле впервые использовал именно Daimler. Тем самым предотвращается неполное сгорание топлива, повышается чистота выхлопа. А еще – «асимметрия» бережет сажевый фильтр и уменьшает расход топлива.

Без участия водителя

У четвертого Актроса подрос дисплей, его диагональ – 10,5 или 12,5 см. Руль со множеством клавиш и пневмофиксатором получил расширенный диапазон регулировок. Управление автоматической коробкой перенесли под баранку, убрав джойстик с подлокотника, как это уже сделали некоторые конкуренты.

Среди других новинок – оптимизированный двенадцатиступенчатый робот Mercedes PowerShift 3. Шестерни постоянного зацепления делителя обработаны так чисто, что кажутся отполированными, – в результате КПД достигает почти 0,99. Все автомобили оснащены круиз-контролем Predictive Powertrain Control. В дополнение тягачи заново продули в аэродинамической трубе и подкорректировали некоторые элементы обвеса.

На новом Актросе применяют систему активного торможения Active Brake Assist четвертого поколения. Она предназначена в первую очередь для защиты пешеходов и велосипедистов. Радар дальнего действия обнаруживает наличие препятствий перед автомобилем на расстоянии до 250 м, а пешеходов – на расстоянии до 80 м. Максимальный угол «обзора» – 18º. Радар ближнего действия работает на расстоянии до 70 м, но с углом 120º. Благодаря радарам система реагирует на транспортные средства и движущихся пешеходов, которые находятся сбоку от автомобиля. На полигоне в Вёрте немцы несколько раз демонстрировали, как мчащийся со скоростью 80 км/ч автопоезд сам, без участия водителя, тормозил перед различными препятствиями. В воздухе стоял запах горелой резины, однако до манекена оставалось вполне безопасное расстояние.

Будущее приближается!

Фото автора и фирмы Daimler.


Подпишитесь на «За рулем» в