Финский этап WRC: прыгнуть выше головы

Возвращение интриги в чемпионат мира по ралли: летучих финнов сменили летучие англичане.

Финский этап WRC
Финский этап WRC

Серебро не в радость

На чемпионате мира по ралли у финна Яри-Матти Латвалы были и красивые победы, и досадные поражения. Но никогда не слыл он пилотом расчетливым. Скорее сорвиголовой с запредельной мотивацией — либо угробит автомобиль, либо финиширует на призовом месте. За что, собственно, и любим своими поклонниками. И вот, можно сказать, пятно в биографии — на Ралли Финляндии нынешнего года Латвала проиграл английскому пилоту Крису Мику 13,4 секунды на легендарном скоростном участке «Оунинпохья».

Теему Сунинен — из подрастающего поколения летучих финнов.
Теему Сунинен — из подрастающего поколения летучих финнов.

Для бескомпромиссного Яри — пропасть! Чтобы оценить масштаб поражения, нелишне знать: финн ехал в домашней гонке, на легендарном 33‑километровом гравийном спецучастке с обилием трамплинов и закрытых поворотов. Здесь у скандинавов традиционно больше шансов, чем у пилотов из других стран, хотя бы потому, что они знают «Оунинпохью» наизусть. А еще Латвала ехал в статусе трехкратного победителя Ралли Финляндии, на самом быстром автомобиле последних лет, коим является Volkswagen Polo R WRC. В прошлом году здесь же он опередил и своего одноклубника — чемпиона мира Себастьена Ожье, и того же Криса Мика, выступавшего всё на том же хэтче Citroen DS3 WRC.

Три, два, один, ноль! На скоростном участке стартует Volkswagen Polo Себастьена Ожье.
Три, два, один, ноль! На скоростном участке стартует Volkswagen Polo Себастьена Ожье.

За проигрышем спецучастка последовал и проигрыш ралли. Пилот заводской команды Латвала довольствовался вторым местом, а первым стал Мик из частной «конюшни» Abu Dhabi Total WRT, которая даже не заявлена в командном зачете.

Крис Мик — первый англичанин, покоривший Ралли Финляндии.
Крис Мик — первый англичанин, покоривший Ралли Финляндии.

После гонки Яри поначалу примерил маску великого стратега: мол, после серьезной ошибки своего одноклубника не рисковал, а в одиночку зарабатывал зачетные очки команде. Намек на то, что Мик мог себе позволить отчаянный стиль пилотирования и прыгнул выше головы. Но чуть позже Латвала признался в отсутствии прежнего боевого духа и в том, что потерял надежду догнать Мика после проигрыша на скоростном участке «Оунинпохья». Техника ни при чем — решающим оказался человеческий фактор.

Кто следующий?

Конечно, в ралли очень многое решает автомобиль и его настройки, заводская поддержка команды и работа механиков. Но есть этапы мирового первенства, где последнее слово за гонщиком. Даже не за экипажем в целом, а именно за пилотом. Финское ралли как раз из тех этапов. Здесь побеждает тот, у кого сильнее желание и крепче подбородок, тот, у кого хватит пороху мчать за гранью разумного и при этом не разбить машину за четыре дня соревнований.

Даже со статусом автомобиля частной команды Citroen DS3 на удивление конкурентоспособен.
Даже со статусом автомобиля частной команды Citroen DS3 на удивление конкурентоспособен.

Я давно знаю способ определить, велик пилот или только талантлив. Для этого достаточно внимательно сопоставить его успехи в мировом чемпионате в целом и на финском ралли в частности.

Для Яри-Матти Латвалы второе место в Финляндии сродни поражению.
Для Яри-Матти Латвалы второе место в Финляндии сродни поражению.

Начнем со скандинавов. В этом году стало ясно, что порода летучих финнов измельчала. Не будем ворошить совсем уж далекое прошлое — с послужным списком у Маркку Алена, Ари Ватанена, Тимо Салонена и Ханну Микколы всё в порядке. Посмотрите статистику великих финнов недавнего прошлого. Юха Канккунен — четырехкратный чемпион мира и трехкратный победитель Ралли Финляндии, Томми Мякинен брал эти вершины четыре и пять раз, Маркус Гронхольм — два и семь! Причем Маркус выигрывал Ралли Финляндии на далеко не самом лучшем автомобиле во времена тотального доминирования Себастьена Лёба и марки Citroen. Потом у финнов начался спад. Продолжаю список: Микко Хирвонен — ноль и один, Яри-Матти Латвала — ноль и три. При всей симпатии к Яри прогноз неутешительный. Похоже, его лучшие времена позади.

Подъезд к спецучастку проложен по обычной дороге, забитой зрительскими машинами.
Подъезд к спецучастку проложен по обычной дороге, забитой зрительскими машинами.

А что у пилотов других стран? Первым нескандинавом, покорившим Финляндию, стал испанец — двукратный чемпион мира Карлос Сайнс. Еще это удавалось эстонцу Маркко Мартину, французам Дидье Ориолю, Себастьену Ожье и трижды Себастену Лёбу. Крис Мик — шестой нескандинав и первый англичанин в этой достойной компании. А учитывая, что в нынешнем году третье место занял ирландец Крейг Брин, так и хочется спросить — пришла эпоха летучих саксов?

Судья делает отметку в контрольной карте и отдает штурману шведского экипажа Йонасу Андерссону (пилот — Понтус Тидеманд).
Судья делает отметку в контрольной карте и отдает штурману шведского экипажа Йонасу Андерссону (пилот — Понтус Тидеманд).

Результаты нынешнего финского ралли не повлияют на результаты сезона в целом. Volkswagen наверняка не упустит личный и командный титулы и останется фаворитом в ближайшем будущем. Вопрос в другом: какой состав пилотов будет в команде в 2017 году — претензии есть и к Ожье, и к Латвале, поскольку оба не в лучшей форме.

Хайден Паддон — первый за всю историю новозеландец в раллийном чемпионате.
Хайден Паддон — первый за всю историю новозеландец в раллийном чемпионате.

Hyundai уже наступает фаворитам на пятки и становится грозным соперником. Выступающие на автомобилях этой марки бельгиец Тьерри Нёвиль и новозеландец Хайден Паддон уже побеждали на этапах. Да и в Финляндии финишировали достойно — четвертое и пятое места в абсолютном зачете, первое и второе на так называемом шоу-спецучастке («пауэр-стейдж»), который приносит дополнительные зачетные очки.

Citroen только собирается вернуться в раллийный чемпионат после перерыва, но имеет все шансы выставить два сильных экипажа и не выглядеть статистом. То, что Крис Мик и Крейг Брин выступают сейчас за частную команду из Объединенных Арабских Эмиратов, не должно вводить в заблуждение. К ним всерьез присматриваются, и, думаю, негласной заводской поддержкой они пользуются. Ровно настолько, чтобы портить нервы лидерам на отдельных этапах, но не вмешиваться в финальное распределение мест на подиуме.

Для Hyundai четвертое и пятое места в Финляндии — отличный результат.
Для Hyundai четвертое и пятое места в Финляндии — отличный результат.

Осталось узнать о перспективах летучих финнов. Северная страна всегда была лучшим поставщиком пилотов, специализирующихся на гравийных гонках. Думаю, с доминированием англичан и ирландцев на домашнем этапе финны долго мириться не будут. Я внимательно смотрел на молодых пилотов зачета WRC 2, где стартуют автомобили меньшей мощности, чем в WRC. Кто придет на смену Латвале, кто сможет прыгнуть выше головы? Голодные до побед Теему Сунинен и Эсапекка Лаппи, безусловно, талантливы — а вот станут ли они великими? Будет ясно после их перехода в старшую зачетную группу.


Фото: Вадим Крючков, Volkswagen
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии