Врешь, не возьмешь!

ВРЕШЬ, НЕ ВОЗЬМЕШЬ!

]

РЫНОК

Экспертиза

ВРЕШЬ, НЕ ВОЗЬМЕШЬ!

Антирадар — сомнительный способ избежать лишних расходов...

Аркадий КОЗЛОВ

Неправильное это словечко, похоже, прижилось навечно вместо труднопроизносимого «радар-детектор». На самом деле, антирадаром следовало бы назвать передатчик, способный активно сбивать работу локатора (такие повсеместно запрещены к использованию и потому серийно не выпускаются). Радар-детектор — просто приемник, вещь вполне безобидная. Но поскольку народ уже привык к словечку «антирадар», то и мы будем его употреблять, имея в виду радар-детектор.

ЧТО ЕСТЬ ЧТО?

Дорожные радары распространены во всем мире. Ничего более удобного пока не изобрели. И даже выделены частоты, разрешенные к использованию полицией во всех странах. Каждой полосе частот присвоено буквенное обозначение:

10,500 — 10,550 ГГц (Х-диапазон),

24,050 — 24,250 ГГц (К-диапазон),

33,400 — 36,000 ГГц (Ка — широкий диапазон).

Три диапазона выделены намеренно — чем выше несущая частота, тем меньше диаметр излучателя, а значит, портативнее сам радар. Однако генерировать столь высокие частоты непросто (и дорого). Переход на них проходит постепенно, поэтому в мире активно используют все диапазоны. А вот у нас в России — только два, причем на Х приходится львиная доля (до 90%), в диапазоне К работают только «Искры», а диапазон Ка и вовсе экзотичен. Денег, как всегда, не хватает...

Кроме радиоволн для отлова нарушителей скоростного режима может применяться и луч лазера. Но только на Западе. Ибо лазер — игрушка уж совсем дорогая. За рубежом полиция использует радары обычно на самых опасных участках дорог в чисто профилактических целях, поэтому антирадары там, как правило, приветствуются (впрочем, кое-где они запрещены).

Наши же блюстители порядка, зачастую устраивающие кормушки у «сороковников», забытых дорожниками на давно уже отремонтированном шоссе, сильно недолюбливают детекторы. В ход идут всевозможные хитрости: искусная маскировка под придорожный куст, замер скорости короткими «выстрелами» (чтобы антирадар не успел «засечь» сигнал) и т. д. Автомобилисты, в свою очередь, вооружаются все более дорогими и совершенными радар-детекторами. Как правило, импортными. Зачастую переплачивают, приобретая совершенно лишние функции.

ЗА ЧТО ПЛАТИМ?

Что же такое антирадар? Если локатор инспектора — передатчик радиоволн сверхвысокой частоты (с узким, как у фонарика, лучом), то детектор, как было сказано, — обыкновенный приемник. И чем выше его чувствительность, тем с большего расстояния он распознает опасность. Но и тем больше вероятность ложных срабатываний от сотовых телефонов, раций, сварки и прочих помех. Поэтому хороший антирадар оснащают сложной схемой распознавания случайных помех, что принято называть термином «помехозащищенность».

Обычный приемник бывает либо прямого усиления, либо с встроенным колебательным контуром, понижающим несущую частоту, — супергетеродином. У последнего гораздо большая чувствительность, селективность (избирательность) и коэффициент усиления. Отсюда следует: при покупке антирадар непременно надо выбирать с супергетеродином.

Многие радар-детекторы могут отлавливать сигнал лазера. Опция недешевая, и к тому же бесполезная. В России лазерных радаров практически нет. А тем, кто часто бывает за рубежом, напомним, что луч лазера очень тонок, и антирадар может не сработать даже тогда, когда полицейский будет «светить» им в радиатор вашей машины. Впрочем, если он и сработает, то все равно будет уже поздно. Стало быть, приемник лазера совсем необязателен.

Американцы очень любят развешивать радиомаячки: на месте аварии, ремонта дороги и т. п. Антирадар распознает сигнал такого маячка и предупреждает водителя специальным сигналом либо бегущей строкой, либо голосом. Само собой, на родных просторах такая функция бесполезна, и отстегивать за нее лишние деньги просто глупо. И потом, даже если ГИБДД закупит вместо очередного «Мерседеса» партию таких маячков и будет развешивать их как положено и даже вовремя снимать, то кто, скажите, обозначит им стоящий на ночной обочине КамАЗ без «габаритов»? Нет, такая примочка не для нас. Бдительность только терять...

Полицейские Нового света могут обнаружить радар-детектор, есть у них специальное оборудование (интересно, зачем? Детекторы не запрещены). Антирадар, в свою очередь, тоже может «догадаться», что его пытаются опознать и перейти в режим «невидимки», отключив временно супергетеродин и работая в режиме прямого усиления (VG-2). Функция для России вовсе бесполезная.

Итак, при выборе радар-детектора надо выбирать обязательно супергетеродин с диапазонами Х и К. Диапазон Ка, определитель лазера, режим «невидимки» и опознаватель «дорожных неприятностей» — пустая трата денег. Удобно, если в приборе есть регулятор громкости, режимы «Город» (City) и «Скоростная дорога» (Highway) и так называемый «Гейгер-эффект». Суть его в том, что частота предупреждающего сигнала антирадара тем выше, чем ближе он находится к локатору. И, конечно, детектор должен быть легкосъемным — воров пока хватает. А если злодей окажется дилетантом, будет вдвойне обидно лишиться не только прибора, но и стекла. По типу крепежа приборы можно разделить на три части: с присосками, с защелкой на противосолнечный козырек и на «липучке». Самый удобный — с присосками, если, конечно, они не отваливаются поминутно. Неплохи и защелки, но козырьком с пристегнутым антирадаром уже не воспользуешься по назначению. Самый неудачный — на «липучке». Для такого детектора не всегда найдется место на «торпедо», да и производитель, который невнимателен к крепежу, не вызывает доверия.

ПРОБЫ

Для испытаний мы выбрали наиболее популярные модели радар-детекторов: китайскую «Кобру», корейские «Мангуст» и два «Стара», канадский «Бел», пару филиппинских «Вистлеров», отечественные «Стелс» и «Симикон». Новенькая «Кобра» ни на один радар упорно не откликалась. Продавец отказался заменить ее на новую: мол при включении пищит, самотестирование проходит. А значит, работает. С испытаний пришлось снять. Не всякий антрадар исправно работает, даже если тест проходит без сучка. Это следует учесть еще при покупке.

«Симикон» и «Стелс» — прямого усиления, работают в диапазонах Х и К. Все остальные — супергетеродины, охватывают диапазоны Х, К и Ка и лазер. У всех есть режим город/шоссе и кнопка отключения звука. А вот отрегулировать громкость у «Стелс», «Симикон» и «Бел» нельзя, «Мангуст», «Бел», «Стар 2040» и «Вистлер 975» можно переключить в ночной режим, притушив наполовину индикаторы. Непонятно, правда, зачем. Они и так не мешают. «Вистлер 975» — с бегущей строкой, высвечивающей режимы работы, диапазон обнаруженного радара и мощность сигнала (в цифрах).

Для полноценных испытаний удалось раздобыть самые распространенные радары: «Барьер-2М», два «Сокола» (Х-диапазон) и две «Искры», работающие в К-диапазоне. Словом, вооружились до зубов. Испытания проводили на прямом участке дороги в сухую ясную погоду; на пологом повороте и холме (для определения горизонтального и вертикального углов охвата), а также в городе всеми радарами последовательно на дальности 3000, 1500, 1000, 750, 500 и 300 метров. Оценивалась чувствительность для всех типов радаров. Помехозащищенность определялась по количеству срабатываний от сотовых телефонов (в том числе из соседней машины), электросварки, трамваев, троллейбусов и т. д. Результаты сведены в таблицу.

ТАК ЧТО КУПИТЬ?

Результаты испытаний оказались такими разновеликими для отечественных и импортных антирадаров, что таблицу пришлось разбить на две неравные части. Почти одинаковые характеристики «Стелс» и «Симикон» расставляют их на 1-е и 2-е места лишь условно. Низкая чувствительность и плохая помехозащищенность заданы конструктивно — оба прибора прямого усиления. И только смехотворно низкая цена делает их конкурентоспособными на рынке. Самый непритязательный водитель может остановить свой выбор на любом из них. «Барьер» они обнаружат. Более современные «Искру» и «Сокол» с низким уровнем сигнала опознать труднее. Кроме того, надо быть готовым к частым ложным срабатываниям, особенно в городе.

У супергетеродинных импортных детекторов характеристики ощутимо выше, но и цена кусачая. Больше всех очков набрал «Вистлер 975». Всего на пять баллов отстал «Стар 2040», на семь — «Вистлер 1610» и «Стар 2010». Собственно, такой небольшой разрыв практически уравнивает характеристики антирадаров в реальных условиях. Поэтому можно купить любой из них, обратив внимание на цену. Для упрощения выбора поделим баллы на цену и, опираясь на полученную величину, присвоим радар-детекторам места.

Наиболее удачным выбором будет, безусловно, «Стар»: две его модели заняли первое и третье места. Надеемся, что наше маленькое исследование поможет автолюбителю сделать правильный выбор и сэкономить на штрафах.

Самый дорогой детектор с бегущей строкой.

Лидер теста — «Стар 2010»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии