Автобусы из СССР — серийные и экспериментальные

Даже самый заядлый автомобилист хоть раз, да все-таки ездил на автобусе. Ну а люди более взрослого поколения так или иначе вышли из советских ЛИАЗов, ЛАЗов и ПАЗов. На территории бывшего СССР автобусы делали и собирали более 120 (!) заводов. Но мы вспомним лишь полтора десятка машин: от серийных, массовых до необычных и редких.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (23)

Самые новые

Лучшие советские автобусы это венгерские Икарусы, особенно для городов где сопка на сопке, типа Владивостока, Петр.Камчатского. Все эти «скотовозы» годились лишь для городов расположенных на равнине. ЛАЗы да, вонючие, но теплые, в отличии от тех же ЛиАЗов, которые кроме гордого звания «скотовоз», носили еще и презрительную кличку «сарай». Холодная, вечно дребезжаще-дергающаяся колымага. А уж топливо, это чудо совкового автопрома, расходовало столько, что только успевай заливать.Немного про ПАЗики, впрочем это не автобусы, это грузовики, снабженные сидениями для перевозки пассажиров, а чтобы пассажиры при езде по нашим дорогам вылетая не терялись и не мокли, кузова грузовиков снабдили крышами.

Ответить#
0

Не понимал и не понимаю, почему в такой большой стране не было своего вместительного автобуса. Лазики, пазики, лиазики это же коротышки. Да, наверное на селе пазик хорош, а в городе? Почему только икарусы, что мешало еще и самим выпускать нечто подобное?
И конечно скотовоз...современные технологии и убогость одновременно (имхо). Автомат, но только 2 ступени. Насколько я знаю 220 вольт на борту. Вечно убитые пневмобаллоны. Как он будучи переполненным не опрокидывался в повороте до сих пор загадка — крены были просто жуткими. Тем не менее акпп в советском автобусе это нечто. Но то, что в ней было всего две ступени для меня новость. Какой смысл в такой конструкции? И как она была реализована, ведь обычная планетарка уже позволяет реализовать 3 передачи переднего хода + задний.

Ответить#
0

Почитайте про СЭВ.
Кстати, тролейбусов в этом кузове Икарус выпустил чуть ли не больше, чем автобусов, но в СССР их было очень мало. Сделано это было, чтобы тролейбусы Икаруса не составляли конкуренцию нашим заводам.

Ответить#
0

как не было большого автобуса? ЛИАЗ это большой автобус (110чел), плюс Икарусы не гармошки (чуть более 100чел), зачем еще?Основной упор в городах был на троллейбусы, автобусу не место в городах будущего коммунизма, это шаг назад (надо мыслить не с позиций нынешнего егэ капитализма). Автобус-гармошку наши не смогли бы сделать так, чтобы она служила длительное время в условиях постоянных перегрузов. Да  даже задние мосты на наших ЛИАЗах стояли венгерские, не могли что-ли свой мост сделать? Могли, но качество... поэтому у нас была кооперация СЭВ с венграми — они нам задние, сложные мосты, а мы  им на икарусы- передние.
Коробка передач была не совсем 2-х ступенчатая, это была роботизированная двухступенчатая акпп плюс гидротрансформатор (вкл-выкл, тоже 2 ступени), поэтому на самом деле АКПП была 4-х ступенчатая гидромеханическая (в нормальном режиме движения использовались только 3, а  еще одна медленная, для крутых подъёмов). Вообще, этот автобус проектировался в 60-х годах и его некоторые части конструкции, как и дизайн были на прогрессивном уровне, другое дело , что он  почти без изменений он дожил до середины 90-х, моральное устаревание и наше качество изготовления не могли сказаться положительно на  народном восприятии, плюс в памяти большинства остались впечатления о последних, изношенных и капитально несколько раз ремонтированных автобусах... но  кто-то помнит их  новые —тихие, быстрые, мягкие, уютные...ласточки! ))

Ответить#
0

цитата «ЛАЗы да, вонючие, но теплые, в отличии от тех же ЛиАЗов, которые кроме гордого звания „скотовоз“, носили еще и презрительную кличку „сарай“. Холодная, вечно дребезжаще-дергающаяся колымага»  — времена проходят, маразм крепчает. Холодными всегда были Икарусы, потому что это дизель, и печки там стояли на  салон отдельные, которые почти всегда были отключены, а  ЛИАЗ был теплый автобус, там было реализовано естественное отопление салона от радиатора двигателя воздухом по левому коробу на весь салон
цитата «Немного про ПАЗики, впрочем это не автобусы, это грузовики, снабженные сидениями для перевозки пассажиров» — вообще-то история мирового автобуса начиналась с того, что на шасси грузовика прикрутили закрытый кузов

Ответить#
0

ЛАЗы мне запомнились постоянной вонью выхлопных газов в салоне.

Ответить#
0

А мне ЛИАЗ запомнился звуком двигателя)))))) Ох уж эта песню стеклянных бутылок))))

Ответить#
+7

красота!

Ответить#
0

паз турист и сейчас неплохо смотрелся бы, дизайн супер. Смотришь на эти старые фото, аж больно по невозвратно ушедшему, потерянному. Икарусы  бы добавили, пусть и венгерские, но тоже часть нашего общего прошлого.

Ответить#
+3

На аналоге «Альтернативы» несколько лет катался пассажиром в г Шиханы. По сравнению с ЛАЗами и скотовозами — это был супер автобус))

Ответить#
0

До сих пор не понимаю, почему нельзя было сделать на базе ЛиАЗ 677М «гармошку», то бишь сочлененник, с передним расположением двигателя и трансмиссии и дизелем, например ЯМЗ-236.

Ответить#
0

Потому что обязательным требованием к сочленённому автобусу особо большой вместимости является минимум четыре двери в салон. С ЛиАЗ-677 это было бы невозможно. Его концепция тупиковая и бесперспективная. Вес двигателя ЯМЗ-236 в два раза больше вес ЗИЛ-375. К тому же не припоминаю сочлененные автобусы с двигателем расположенном в передней части.

Ответить#
+3

Я читал, что где-то применяли пару раз именно такую схему. Понятно, что извращение, но в условиях дефицита такое решение могло быть актуальным. Из плюсов технологичность, так как по сути один автобус делают из двух, удобство отопления салона, так как на ЛиАЗах отопление шло от радиатора двигателя. Но думаю да, ЯМЗ-236 массой в тонну слишком тяжёл для этого автобуса. С другой стороны были в СССР и другие двигатели, например УТД20 с БМП-1. И мощность, и масса — все на уровне!

Ответить#
+2

Всё, да не всё. Ресурс двигателей устанавливаемых на военной технике никакой. У того же УТД-20 он 3000 моточасов, у дизелей ЯМЗ до 20000

Ответить#
+1

Здрасте! А Икарус-280? В СССР их было много. Это называется сочленённый автобус тянущей схемы. Мотор расположен в передней части называемой тягачом. Пример из современных — МАЗ-205.

Ответить#
0

У Икаруса-280 двигатель располагался в базе тягача под полом, в середине! У ЛиАЗ-677 где? Правильно! В переднем свесе, рядом с водителем! Это совершенно разные схемы. У МАЗ-205 (215) он тоже в базе тягача по середине, но в специальном отсеке в левой части, поскольку автобус низкопольный.

Ответить#
+2

Нужно было просто чётче выразить свою мысль — «в передней части ТЯГАЧА». Для меня передняя часто сочленённого автобуса — сам тягач. А где у него стоит мотор мне уже без разницы.

Ответить#
0

Интересно с этим МАЗ-205 выходит. Был ведь легендарный самосвал МАЗ-205.

Ответить#
0

«Мотор расположен в передней части называемой тягачом. „

У 260-го и 280-го „Икаруса“ двигатель устанавливался в средней части, а не в передней, под полом салона, между передним и задним мостом. 6-ти цилиндровый дизель МАН(впоследствии РАБА-МАН), с горизонтальным расположением цилиндров и полусухим картером, вместе с 6-ти ступенчатой МКПП. Ведущий мост у мод. 260 —задний, у мод.280 — средний.

Дизель
Raba-D2156НМ6U:

ссылка

ссылка

Ответить#
+1

Жаль, что нет фото экспериментального междугородного автобуса Львовского производства «Украина» на базе ЛАЗ- 697. Вспомните фильм «Королева бензоколонки„- там он фигурирует в нескольких эпизодах : маршрут „Киев-Ялта“.

Ответить#
0

Ка вспомню сарай лииаз аж дрожь по телу пробегает.

Ответить#
0

«ЛАЗ-699 — самый большой и комфортабельный серийный туристический автобус СССР. Первую версию длиной 10 565 мм под именем Карпаты производили с 1964 по 1966 г.»
—--------------------------------------------------------------------------------------------
«Карпаты» были опытные автобусы. А в 1964–66 их выпускали под названием «Турист-2». Причём производство 699-х массово удалось наладить лишь в 1978-м, а массово их выпуск развернули после 1982 года, когда был снял с производства «короткий» ЛАЗ-697Р «Турист». До этого 699-е выпускали с перерывом с 1966 по 1972 годы, затем собрали 213 ЛАЗ-699Н с 1972 по 1978-й годы.

«С 1982-го делали модернизированный РАФ-22038-02...»
—--------------------------------------------------------------------------------------------
В 1982-м на РАФе продолжали выпускать РАФ-2203. Однако, в это же время начали задумываться о его модернизации, микроавтобус этот хоть и был с современным кузовом, но к началу 80-х начал морально устаревать. Опытные образцы модернизированного РАФ-22038 продемонстрировали на выставке посвящённой 60-летию советского автопрома осенью 1984 года на ВДНХ СССР. Но сразу освоить производство модернизированного 22038 не смогли. В 1987 году начали с малого, слегка модернизированного РАФ-2203-01, а примерно через год освоили уже 22038–02.

Ответить#
+3

Справедливые замечания. И очень интересные.

Ответить#
0