Сальные шуточки

САЛЬНЫЕ ШУТОЧКИ

]

РЫНОК

Экспертиза

САЛЬНЫЕ ШУТОЧКИ

Согласно одному из законов Паркинсона, все герметичные соединения протекают. Вполне возможно, что уважаемый маэстро имел в виду сальники.

Михаил КОЛОДОЧКИН

Наша очередная экспертиза как раз посвящена изделиям 2108–1005160, которые в каталоге по «самарам» называются «уплотнениями», а в обиходе так и остались сальниками. Работенка у них не из легких: с одной стороны — горячее масло, с другой — всевозможная грязь, а посередке беснуется коленвал. Поэтому такое изделие должно иметь «правильную» геометрию, обладать отменной маслостойкостью — в общем, не требовать замены до капремонта двигателя.

Эскиз сальника приведен на рисунке. Материал для его изготовления может быть самым разнообразным. Обычная (нитрильная) резина выдерживает температуру 100–180°С и набухает в масле на 4–5% (по массе). Ее долговечность — не ахти, зато прочность очень высокая. Силикон работает при температурах до 200°С, обладает высокой долговечностью, но, увы, слишком нежен. Его набухание — на уровне 6–8%. У фтористых каучуков отличная прочность, они выдерживают до 180°С и славятся отменной маслостойкостью, но вот стоят весьма дорого. Акрилаты выдерживают до 160°С, набухают на 5–6%, а по прочности уступают фторкаучуку и нитрильной резине.

В ходе испытаний пяти изделий, приобретенных в розничной торговле, эксперты оценивали их внешний вид, проверяли стойкость к воздействию моторного масла, подвергали стендовым испытаниям, а также многократно измеряли размеры — сначала «до того», затем — «после того». Бег на месте, то есть на стенде, соответствовал нормальному образу жизни сальников: частота вращения вала — 4500 об/мин, температура масла — 120±5°С. Такая «физзарядка» в течение 300 часов эквивалентна 200- 250 тыс. км пробега по российским дорогам.

Результаты испытаний зафиксированы протоколом с четырьмя пухлыми таблицами. Приведем наш комментарий для каждого подопытного в отдельности.

Фото 1. Ржавое изделие мы увидели на прилавке одного из центральных московских магазинов. Убожество было куплено исключительно из-за смешной цены — всего лишь 4 руб.! Производитель, естественно, неизвестен — продавцы в подобных случаях заученно ссылаются на Балаково. Особые приметы (кроме ржавчины) — манжета черного цвета с наружным металлическим каркасом.

Внешний осмотр добавил к уже упомянутой ржавчине следы заплывов резины. Рельеф наружной поверхности — гладкий. На рабочей кромке имеются наклонные риски.

Из 300 запланированных часов испытаний сальник продержался всего лишь 89, при этом натяг по валу, составлявший вначале 1,22 мм, превратился в зазор величиной 0,42 мм. Естественно, возникла утечка масла. Наружный диаметр изделия также «съежился» — возник зазор 0,01 мм. А еще затвердела резина, появились трещины, стал заметен износ. От купания в масле уродца брезгливо освободили — и так все ясно. Оценка — «неуд».

Фото 2. Коричневый, полностью обрезиненный сальник продавался в комплекте со своим маленьким коллегой от переднего конца коленвала за 40 руб. Изделие покупалось как балаковское, но... опять неудача! Несмотря на надпись на ценнике и пачку каких-то накладных, продемонстрированных продавцом, фирменной ладьи на сальнике обнаружить не удалось.

Внешний осмотр дефектов не выявил, если не считать того, что у наружной поверхности нечеткий круговой рельеф. Наклонные риски присутствуют как на рабочей кромке, так и на пыльнике — заметим, у всех остальных сальников пыльник гладкий.

Маслостойкость изделия оказалась неплохой. Натяг по валу с начальных 1,63 мм упал до 0,29 мм. После 139 часов испытаний возникла утечка. Резина слегка утратила эластичность, появились микротрещины. На рабочей кромке — износ. Оценка — «удовл.».

Фото 3. Самарский концерн «Резерв» продает свое изделие «по науке» — в упаковке с адресом, контактными телефонами и т. п. Цена комплекта из переднего и заднего сальников — 35 руб. Изделие — скажем так — полностью обрезинено, цвет — бежевый.

Внешних дефектов у «самарца» эксперты не нашли. Наружная поверхность имеет четкий круговой рельеф. Риски на рабочей кромке также четкие, рельефные. На пребывание в моторном масле изделие практически не отреагировало. Натяг по валу остался неизменным — 1,71–1,72 мм. Резина сохранила эластичность, трещин не обнаружено. Износ — незначительный. Оценка — «отл.».

Фото 4. Иностранцев на сей раз представляет Германия. Изделие SM полностью обрезинено, цвет — кирпичный. Стоимость комплекта из двух сальников — около 100 руб.

Внешность «немца», как ни странно, «просит кирпича». На нерабочем торце уплотняющего бурта эксперты обнаружили включения ингредиентов белого цвета, при легком механическом воздействии они отделялись от манжеты, оставляя в ней «кратеры». Такое не пропускает даже отечественный ОТК. Да и круговой рельеф не больно четкий, то же относится к рискам.

После 300 часов испытаний выявилась утечка. Резина сохранила эластичность, однако появились микротрещины. Маслостойкость сальника оказалась на поверку очень низкой. Натяг по валу снизился с 1,4 до 0,62 мм. Похоже, этот «немец» изготовлен в каком-то подвале — опять подделка... Оценка — «неуд».

Фото 5. «Немец» по имени Elring. Цвет — розовый, полностью обрезинен. Цена комплекта — около 100 руб.

В отличие от своего сородича, он выглядит «правильно» — внешних дефектов не имеет, а круговой рельеф и риски — как на картинке. А вот наше масло ему не понравилось — сальник разбух больше, чем все остальные. Зато трещин нет, износ — незначительный, резина сохранила эластичность. Натяг по валу, составлявший до начала испытаний 2,9 мм, снизился до 2,25 мм. Оценка — «хор.».

Общее впечатление от «сальной» компании таково. Обрезиненные сальники известны давно, однако ряд технологических проблем (от клея до резины) заставил отдельных производителей перейти к «голому металлу». Понятно, что это не лучшее техническое решение: ведь грамотно выбранный рельеф наружной поверхности способствует как плавности запрессовки, так и последующему демонтажу.

А вот что получилось с зазорами и натягами. Диаметр рабочей кромки в сборе с пружиной у всех сальников оказался разным (от 77,10 до 78,78 мм), а потому и замеры натяга по валу также не совпали — получилось от 1,22 до 2,9 мм. После «пробега» натяг снизился на 0,7–1,4 мм, а у «бомжа» (№ 1) превратился в зазор!

Высокий натяг приводит к перегреву изделия, низкий — к утечкам масла. А поскольку натяг в основном определяется жесткостью пружины, то становится понятно, почему самарская пружина оказалась на поверку самой жесткой. Дело в том, что мягкие пружины прекрасно работают только с теми коленчатыми валами, биения которых минимальны... Отечественные же валы довольно сильно «бьют», и пружины стараются подобрать им под стать. Кстати, пыльники у всех сальников сидят на валу с зазором.

Победителем нашего состязания стал, конечно же, «самарец» № 3, умудрившийся совместить в себе низкую цену с прекрасным качеством. А наличие фирменной упаковки добавляет к заслуженной «пятерке» скромный плюсик. Именно такие изделия мы и рекомендуем нашим читателям. А то, что в продаже огромное количество «иванов, не помнящих родства», отнесем к «сальным шуточкам» полурыночной экономики...

Уплотнение 2108–1005160, оно же — сальник заднего конца коленчатого вала «Самары»: D — наружный диаметр, d — диаметр рабочей кромки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии