Нестандартная эргономика — забавно, неудобно или опасно?

Причины появления необычных решений разные: стремление сэкономить, желание выделиться или сделать удобнее. Последнее получается далеко не всегда.

Сегодня часто можно услышать: мол, все машины стали одинаковыми. Бейдж-инжиниринг, унификация и экономия действительно поставили крест на уникальности в полном смысле этого слова. Но стоит присмотреться к мелочам, как оригинальные черты тут же проявятся. И далеко не факт, что это окажется плюсом.

Открыть капот Форд

Открыть капот ФордОткрывание капота ключом не прижилось, и сейчас Ford вернулся к стандартному варианту. Россиянам эта схема лучше всего знакома по Фокусу, самой популярной модели марки на нашем рынке, но применялась она и на других моделях. В частности, на Мондео и Транзите.
Открывание капота ключом не прижилось, и сейчас Ford вернулся к стандартному варианту. Россиянам эта схема лучше всего знакома по Фокусу, самой популярной модели марки на нашем рынке, но применялась она и на других моделях. В частности, на Мондео и Транзите.

Необычный подход продемонстрировала первая же серьезно локализованная в России иномарка — Ford Focus. Его капот открывался не привычным способом, тросиком из салона, а ключом. Личинка была спрятана за эмблемой на решетке радиатора. Так выглядела адаптация для нашей страны: у американских версий механизм был стандартным. Аналогичное решение встречалось и на других моделях марки.

Зимой пачкать руки приходилось сильнее. Да что руки — доставалось и связке ключей с брелоком. Потом грязь с них оседала в карманах или на штанине. Если кто-то из маргиналов «приделывал ноги» переднему логотипу, то бежать за новым нужно было незамедлительно. Без защиты личинка на наших дорогах моментально приходила в негодность. Судя по обсуждениям владельцев на форумах, ломался механизм открывания капота и без этого.

Привычное решение конструкторы вернули только к третьему поколению Фокуса. Правда, тоже не обошлось без маленького нюанса. Страховочный рычажок под капотом расположили не по центру, как обычно, а с большим смещением влево.

Вердикт: решение не слишком удобное, но не смертельное.

Подрулевой рычаг Рено Логан

Подрулевой рычаг Рено ЛоганВ экстренной ситуации можно сразу и не вспомнить, где искать кнопку клаксона.
В экстренной ситуации можно сразу и не вспомнить, где искать кнопку клаксона.

Следующей большой любовью российских автомобилистов стал Renault Logan (сказанное ниже также относится к другим моделям Renault и к машинам на базе Логана). Автомобиль изначально позиционировался как сверхбюджетный, поэтому многие решения были продиктованы экономией. Взаимозаменяемые левое и правое наружные зеркала продержались недолго, а вот компоновка клавиш в салоне жива по сей день, на соплатформенном Ниссане Альмера.

Главная претензия — кнопка клаксона на левом подрулевом переключателе. Типично французскую «фишку» для нашего рынка переделывать не стали. Кто-то может назвать такое расположение удобным, но мне оно решительно не нравится. Звуковой сигнал служит элементом активной безопасности. От того, насколько быстро он прозвучит при возникновении опасности, зависит результат: удастся предотвратить аварию или нет. У подавляющего большинства водителей рефлекс срабатывает стандартно — бить по центру руля. Но результата в данном случае нет.

За 2,5 года езды на редакционной Альмере я так и не смог привыкнуть к этому «изыску» и до последнего дня искал клаксон на руле. Порой вспоминал о его расположении, когда необходимость воспользоваться им уже миновала.

Справедливости ради отмечу, что нестандартный клаксон раздражает и на куда более дорогой машине — Ситроене С5. У него, как известно, руль с неподвижной ступицей, на которой расположены две узкие вертикальные кнопки звукового сигнала. Попасть по ним тоже удается не всегда. Утешиться можно тем, что в данном случае это не «кроилово» производителя, а элемент высокого стиля.

Вердикт: копеечная экономия, из-за которой есть риск попасть в аварию. Точнее, не суметь ее избежать.

Кнопки стеклоподъемников на центральной консоли

Кнопки стеклоподъемников на центральной консолиСменив поколение, Renault Logan перешел на привычное расположение клавиш стеклоподъемников. Но такое решение еще живет на Nissan Almera.
Сменив поколение, Renault Logan перешел на привычное расположение клавиш стеклоподъемников. Но такое решение еще живет на Nissan Almera.

Кнопки привода электростеклоподъемников в «логаноподобных» тоже расположены необычно — на центральной консоли. Опять-таки из экономии: не нужно тянуть лишние провода в двери и можно обойтись всего четырьмя клавишами на салон вместо семи при обычной схеме расположения. При пользовании электроприводами никакой срочности нет, так что большой проблемы такое решение не представляет. К нему у меня получилось приспособиться достаточно быстро.

К слову, Renault Logan не пионер в подобной компоновке. У Мерседесов и БМВ из 1980-х кнопки располагались на центральном тоннеле, а у первого поколения Land Rover Freelander до рестайлинга — в нижней части консоли. Так что примеры для подражания не самые плохие.

Вердикт: экономически оправданное решение, не влияющее на безопасность и к которому нетрудно привыкнуть.

Приборный щиток Лады Гранты

Приборный щиток Лады ГрантыНа Гранте АВТОВАЗ перешел к комбинации приборов без индикации температуры антифриза. Потребители не оценили, и указатель пришлось вернуть.
На Гранте АВТОВАЗ перешел к комбинации приборов без индикации температуры антифриза. Потребители не оценили, и указатель пришлось вернуть.

На многих современных автомобилях в комбинации приборов отсутствует датчик температуры охлаждающей жидкости. Не было его даже у Гранты и Калины-2, но завод вернул указатель по просьбам клиентов. О перегреве сигнализирует красная контрольная лампа. У некоторых марок (в частности, у Мазды или Хонды) реализована и индикация непрогретого мотора: до выхода на рабочую температуру на панели горит соответствующий индикатор.

На первый взгляд, ничего криминального в отказе от дополнительного прибора нет. Но проблема в том, что предупреждение сохранилось только для совсем критической ситуации — перегрева. Датчик же поможет выявить проблемы раньше. Если стрелка вместо четкого положения начинает регулярно заваливаться вправо, то пора задуматься о ревизии системы охлаждения. Как минимум — о чистке радиаторов. Впрочем, об этом можно догадаться и в отсутствие указателя: при нештатном повышении температуры, но еще до перегрева электроника отключит кондиционер для снижения нагрузки.

Вердикт: иначе как модой решение объяснить нечем. Оно не слишком приятное, но все-таки не критичное.

Нестандартная оцифровка спидометра

Нестандартная оцифровка спидометраCitroen и Peugeot не заставляют российских автомобилистов привыкать к неправильно расположенной клавише клаксона, но не отказываются от нечетной оцифровки спидометра (на фото справа). У Audi и Volkswagen встречаются спидометры с нелинейной оцифровкой (на фото слева).
Citroen и Peugeot не заставляют российских автомобилистов привыкать к неправильно расположенной клавише клаксона, но не отказываются от нечетной оцифровки спидометра (на фото справа). У Audi и Volkswagen встречаются спидометры с нелинейной оцифровкой (на фото слева).

Нередко приходится слышать жалобы на еще одну особенность французских машин — нечетную оцифровку спидометра. Признаться, c ней у меня проблем не возникало, хотя во владении постоянно чередовались «французы» и представители других марок. Однако при редких поездках на машинах с нестандартными приборами действительно легко попасть на штраф за превышение, если оценивать скорость беглым взглядом.

С другой стороны, почему-то не слышно жалоб на спидометры Audi и Volkswagen, у которых до 60–80 км/ч оцифровка идет с шагом в 10 км/ч, а после этих отметок — таким же стандартным образом с шагом в 20 км/ч. Поездив на множестве машин, могу уверенно сказать: проблема с восприятием спидометра надуманна. Гораздо большее влияние на быстроту считывания информации оказывают другие факторы — цвет подсветки, размер и ориентация цифр, удобство посадки за рулем и т.п.

Вердикт: дело привычки, причем занимающей не слишком много времени.

Магнитола УАЗ Патриот

Магнитола УАЗ ПатриотВ УАЗе Патриот можно запросто разрядить аккумулятор, если забыть, что мультимедийная система не выключается вместе с зажиганием.
В УАЗе Патриот можно запросто разрядить аккумулятор, если забыть, что мультимедийная система не выключается вместе с зажиганием.

УАЗы и некоторые Лады до сих пор щеголяют весьма странным решением. Штатную аудиосистему в них нужно включать и выключать отдельно. Ее питание не зависит от положения ключа зажигании. В начале поездки это удивляет, при маршруте с частыми остановками раздражает, а по приезду в пункт назначения чревато посаженным аккумулятором. Согласен, что это тоже дело привычки. Непонятно только, зачем заставлять владельца лишний раз нажимать кнопки, когда можно этого не делать?

Любопытно, что в самых современных Ладах, Весте и Иксрее, все реализовано стандартным образом. Музыка начинает и перестает играть вместе с зажиганием, а при необходимости ее можно включить принудительно нажатием кнопки.

Вердикт: ничего страшного. Просто странно и неудобно.

Нефиксируемые подрулевые рычаги BMW

Нефиксируемые подрулевые рычаги BMWКогда-то нефиксируемые подрулевые рычаги внедрил Opel, затем аналогичное решение приняли в BMW и Mini.
Когда-то нефиксируемые подрулевые рычаги внедрил Opel, затем аналогичное решение приняли в BMW и Mini.

Напоследок еще об одном эргономическом изыске, который уже давно перестали обсуждать, но при этом он живет и здравствует. Нефиксируемые подрулевые переключатели сначала применил Opel, а за ним последовали BMW и Mini. Любопытно, что родоначальники моды от нее вскоре отказались, а вот баварцам идея понравилась, и отказываться от нее, похоже, они не собираются. На протяжении нескольких лет было чуть ли не правилом хорошего тона ругать Opel и BMW за такое сомнительное решение. А теперь жалоб не слышно — привыкли. И действительно, не все ли равно, изменил ли рычаг положение после щелчка или вернулся на исходную позицию? Главное, чтобы водитель четко ощущал момент срабатывания функции. А это условие выполняют и Opel, и BMW.

Вердикт: слишком революционное (хотя и незначительное по своей сути) изменение, чтобы оно могло остаться без внимания. Но с годами оказалось, что особого неудобства в нем нет.

Подрулевой рычаг Мерседеса

Подрулевой рычаг МерседесаПерегруженная зона под левой рукой водителя свойственна всем Мерседесам — от бюджетного А-класса до Майбаха.
Перегруженная зона под левой рукой водителя свойственна всем Мерседесам — от бюджетного А-класса до Майбаха.

Другой немецкий гранд тоже знаменит своими подрулевыми переключателями. У Мерседесов нет правого рычажка, управляющего стеклоочистителями. Ими, а также указателями поворота и дальним светом заведует один левый рычаг. Около него — еще пара переключателей: регулировок руля и настроек круиз-контроля. Долго ли перепутать? Любопытно, что лет этому эргономическому решению немало. Оно было в ходу еще до того, как на правую половину подрулевого пространства переехал селектор автоматической коробки передач, заняв собой абсолютно пустое пространство.

Вердикт: владельцам нравится, но среди «случайных» людей принято эту «фишку» ругать.


Фото: фирмы-производители, «За рулем»
Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (84)

Самые новые