Автомобиль, велосипед или бегун: кто быстрее?

Не спешите с ответом, все не так просто, как кажется, ведь мы решили устроить заезд/забег по Москве в самое пробочное время, да еще и в дождливый день. А любые осадки у нас, как известно, парализуют дорожное движение.

Не будем приписывать себе чужие заслуги, мы не первые, кто организовал такое состязание. Но коллеги из британского Top Gear делали это много лет назад и в Лондоне, а мы решили повторить то же самое в современной Москве. Нас ведь убеждают, что город стал гораздо дружелюбнее и для автомобилистов (дорожный поток якобы ускорился на 12%), и для велосипедистов (построено чуть ли не 350 км велодорожек), и особенно — для пешеходов (для них все эти широченные тротуары и бесконечные лавочки для отдыха)! После такой информационной атаки кажется, что ты должен чуть ли не мгновенно перемещаться из конца в конец мегаполиса, на чем бы ни был — хоть на машине, хоть на велосипеде, хоть на своих двоих.

Человеческие силы против лошадиных

Преимущество бегуна в том, что для передвижения ему не нужны дороги — сойдут и направления.
Преимущество бегуна в том, что для передвижения ему не нужны дороги — сойдут и направления.

Чтобы сделать соревнование интереснее, решили взять реактивного кроху Mini John Cooper Works с двигателем мощностью 231 л.с. и шестисекундным разгоном до «сотни» и усадить за ее руль меня, водителя с 20-летним стажем. Представить более проворную машину в городе просто невозможно. А заядлого велосипедиста Дениса Лукина посадили на Land Rover… Под этим брендом выпускаются не только легендарные вседорожники, но и аксессуары, среди которых байк SIX-50 Team 20. Бежать на своих двоих вызвался лично главный редактор «За рулем.РФ» Артур Саруханов, готовящийся с командой BMW M Performance в школе I love running к Мюнхенскому марафону. В общем, все участники соревнования не профессионалы, а, скажем так, продвинутые любители.

Смысла гонять по городу в выходные или среди дня мало: если не произойдет что-то сверхъестественное, победит автомобиль, у которого значительное преимущество в скорости. Куда интереснее посмотреть, что произойдет в час пик, когда люди едут на работу в центр или обратно. Выбрали второй вариант, решив стартовать в 18:00 от редакции на Сухаревке в один из спальных районов. Договорились не нарушать правила. Чтобы следить друг за другом и обеспечить такую возможность пользователям сайта, раздобыли GPS-трекеры сервиса «ГдеМои», на велосипед нацепили экшн-камеру Parkcity Go 10 Pro, а на бегуна носимый видеорегистратор Parkcity DVR BP 600, как у полицейских. Картинку с них и использовали в отчетном видео.

Чтобы все было по-честному и участники гонки не жульничали, повесили на всех регистраторы. Велосипеду досталась экшн-камера Parkcity Go 10 Pro.
Чтобы все было по-честному и участники гонки не жульничали, повесили на всех регистраторы. Велосипеду досталась экшн-камера Parkcity Go 10 Pro.

Кто-то из нас (уж и не знаю, кто именно) заказал в небесной канцелярии и соответствующую погоду, то есть мелкий и плотный, самый противный дождь. Как известно, любые осадки парализуют дорожное движение, и это было явно на руку моим соперникам. Я же, ехавший на машине, злорадствовал, переживал, что бегун и велосипедист неминуемо промокнут. Зато соревнование становилось еще интереснее.

Ну что же ты, Джон Купер…

Mini John Cooper Works с двигателем мощностью 231 л.с. даром способен на спурт до «сотни» за шесть секунд — пробки всех расставят по своим местам.
Mini John Cooper Works с двигателем мощностью 231 л.с. даром способен на спурт до «сотни» за шесть секунд — пробки всех расставят по своим местам.

Первым к финишу, проехав 16 км, прибыл велосипедист — за 40 минут. Последним, пробежав то же расстояние, пришел бегун. Его время — ровно полтора часа. Я на машине проехал около 20 км за час пятнадцать, хотя на старте Яндекс.Навигатор обещал мне всего 50 минут. То же время каждый из нас потратил бы, если бы проехал маршрут на общественном транспорте. Дело в том, что ситуация на дороге усугублялась каждую минуту, и в итоге большую часть времени я не ехал, а стоял. Да так плотно, что еще в районе «Тульской» шел вровень с Артуром. И мысль, что я стою именно на такой классной, мощной, быстрой машине, как заряженный Mini, ни капли не радовала, а скорее расстраивала и даже раздражала. Еще это рычание даже на холостом ходу… Зачем оно мне?

С выводами каждого участника соревнования вы можете ознакомиться ниже. Если суммировать все сказанное, окажется, что в часы пик по Москве действительно быстрее ездить на велосипеде. Но пока город к этому виду транспорта не адаптирован, и сложно представить, что будет, если на велосипеды начнут пересаживаться в массовом порядке. Велосипедист должен быть хорошо подготовлен.

На машине ездить иногда муторно, но ты хотя бы находишься в комфорте (если стояние в пробках можно назвать комфортным). В совсем уж безвыходной ситуации можно приткнуть машину на парковку и пересесть на общественный транспорт.

Но что самое парадоксальное — относительно небольшая разница по скорости передвижения между мощной и быстрой машиной и бегуном, притом любителем, а не профессиональным спортсменом (профессионал пробежал бы тот же отрезок раза в полтора быстрее). Представьте себе, я приехал раньше всего на 15 минут! И это Артур еще где-то неудачно попытался срезать, увеличив, напротив, свой пробег, и кажется, успел по пути заказать нам всем ужин!

С такой динамикой через пару лет придем на финиш вровень, ноздря-в-ноздрю (попробуем повторить соревнование будущей весной). Тем же, кто, воодушевившись нашим опытом, решит сесть на два колеса и покрутить педали, настоятельно советую облачиться в шлем, наколенники, налокотники, светоотражающий жилет и внимательно изучить правила дорожного движения для велосипедистов со всеми свежими поправками.

Некоторые велоправила

Велосипед Land Rover SIX-50 Team 20 не совсем городской. И пусть вас не вводят в заблуждение 20 его скоростей. Ездить по асфальту на его широченных колесах непросто. Но мы же должны были уравнять шансы!
Велосипед Land Rover SIX-50 Team 20 не совсем городской. И пусть вас не вводят в заблуждение 20 его скоростей. Ездить по асфальту на его широченных колесах непросто. Но мы же должны были уравнять шансы!

Теперь велосипедисты старше 14 лет должны будут двигаться только по специальным дорожкам. В крайнем случае, по велополосе, отведенной для их движения на проезжей части. При отсутствии таких полос нужно двигаться по дороге, прижимаясь к тротуару. Двигаться по тротуару можно, только если нет велополос и нет возможности ехать по дороге, да и то при условии, что велосипедист не будет мешать пешеходам. При повороте налево на дорогах, где полос для движения больше, чем одна в одном направлении, или по середине дороги проходят трамвайные пути, велосипедисты и водители мопедов должны спешиться и пересекать дорогу как обычные пешеходы. А еще с 2015 года столичные велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта.

Особенно внимательны они должны быть при пересечении улиц по наземным пешеходным переходам. Перед ними нужно спешиваться и переходить дорогу, держа велосипед за руль. Этим правилом пренебрегают практически все. А по статистике, именно на пешеходных переходах велосипедистов сбивают чаще всего. Водители просто не успевают реагировать на внезапное появление двухколесных. Сообщите об этом своим детям и проследите, чтобы они соблюдали правила, в том числе и при езде на велосипеде.

***

Вне зоны комфорта

Артур Саруханов, бегун
Артур Саруханов, бегун

Бегом я начал заниматься лишь в этом году с подачи жены. Отчасти он заменил мне фитнес, хотя на первый взгляд и кажется, что нагрузки в любительском беге несущественны. Недавно BMW предложила поучаствовать в ежегодном Мюнхенском марафоне (пройдет в октябре). Пришлось отправляться в школу правильного бега I love running. Преподаваемые здесь тренерами азы весьма полезны для такого несистемного бегуна, как я. Но есть одна загвоздка — все они отлично работают в условиях парков, скверов и стадионов. Но на улицах свои правила.

Власти Москвы вот уже несколько лет планомерно внедряют идею, что личный транспорт в мегаполисе — тупиковый путь. А потому методично пересматривают концепцию передвижения на общественном транспорте (информационные табло на остановках автобусов и троллейбусов, расширение покрытия метро, ввод к эксплуатацию МЦК, организация ТПУ). Подспудно осуществляют бурную деятельность с тротуарами, про которые только ленивый не высказывался: меняют асфальт на плитку, затем плитку на лучшую плитку, зимние бордюры на летние и обратно, затем вновь роют, «забыв» провести какие-то коммуникации — и так до бесконечности.

Для пешеходов (про автомобилистов я пока молчу) — сплошные неудобства. Выбежав из редакции, вальяжно бегу по Мясницкой улице, где расширен один из тротуаров (пусть и за счет сужения дорожных рядов), но тут же утыкаюсь в ремонт у Политехнического музея, оббегать который приходится вместе с машинами по Новой площади. Добегаю до подземного перехода у метро «Китай-город» и застреваю в нем: из-за ремонта проход заужен до 1 м. Час пик, народу тьма… Пробки бывают не только на дорогах, но и под ними.

Чертыхаясь, добираюсь до площади Серпуховской Заставы (ст. м. «Тульская») — места, где нормальной жизни нет ни для кого. Только задумайтесь: здесь перекресток семи дорог, до сих пор одноуровневый! Даже пешеходы тут могут пройти под землей лишь Большую Тульскую улицу, но мой путь пролегает от центра, а значит, придется проторчать под дождем на светофоре 3 минуты, источая пар от бега.

Но главный бич тех, кто вознамерится повторить мой опыт, — загазованность. Когда при первом пробном забеге летом я снял с себя респиратор, просто ужаснулся: в нос ударили газы, да так, что я чуть сознания не лишился. А ведь мы ходим мимо дорог ежедневно и ни на что такое не обращаем внимания. Все познается лишь на контрасте.

Хотя я и рассчитывал дать бой автомобилю, выбрав вечер понедельника и надеясь на помощь дождя, который поставит машины колом в пробках, дорожная ситуация, как назло, сложилась не в мою пользу. Итог: разница в 15 минут, что, впрочем, не так уж и много. Словом, бег по улицам Москвы — то еще удовольствие. Но и для машин в нем, похоже, места все меньше.

***

Денис Лукин, велосипедист
Денис Лукин, велосипедист

Как и прогнозировали синоптики (черт, а ведь иногда они бывают правы!), в день гонки случился дождь. Без него все было бы слишком просто. Спасибо небесам, что это был не проливной дождь (нет, это не я его заказал), а моросящий. Однако асфальт все равно был в сплошных лужах. Из-за этого мне казалось, что к финишу гонки я окажусь в грязи с ног до головы. Ан нет! В итоге промокли только куртка, рюкзак, слегка испачкался велосипед. Но это же Land Rover! Грязь для него — то, что доктор прописал.

Сразу скажу, что не нарушать правила на велосипеде невозможно, хотя я и стараюсь их соблюдать. Да что там говорить, на машинах тоже никто не ездит 60 км/ч при скоростном лимите. Все едут в диапазоне 70–80 км/ч.

Да, соревнование должно быть честным, и на этот раз я стоял на светофорах, даже спешивался на переходах. Но обычно я выбираю маршрут так, чтобы не надо было переходить дорогу, а еду рядом с машинами и поворачиваю тоже с ними. Моя скорость в городе — около 30 км/ч. Так что я не торможу поток и никому не мешаю. Езжу с 2007 года по всей Москве и зимой, и летом. В холодное время года иногда сажусь в подземку, но прежде разбираю велосипед и вытираю микрофиброй, которая всегда в рюкзаке. Сейчас появилось МЦК, что упрощает передвижение с одного конца города на другой.

Я абсолютно уверен, что в пределах Третьего транспортного кольца Москвы именно велосипед — самый оптимальный транспорт. Можно ездить даже в классическом костюме и туфлях. Не надо искать место для парковки, можно ездить где угодно. Велосипед — это полная свобода! Главное — никому не мешать своей ездой.

***

Илья Пименов, водитель
Илья Пименов, водитель

Для меня бег, даже по парку, не говоря о городских улицах, — нечто пока недостижимое. Хотя не исключено, что и я когда-нибудь присоединюсь к забегавшим коллегам. Знаете, жизнь заставит… Велосипед как-то ближе, роднее. На нем я ездил по Москве неоднократно — в основном в порядке развлечения, конечно. Несколько раз прикидывал, подойдет ли велик на роль повседневного транспортного средства. Решил, что именно мне не подойдет.

И дело не в том, что я очень люблю комфорт, который обеспечивает машина и которого не хватает в велосипеде. И даже не в пассажировместимости и грузоподъемности, не в скорости передвижения и даже не в престижности, на которую я чихал. Проблема в неприспособленности Москвы к такому виду транспорта. Площадь этого города — 2561,5 кв. км, протяженность дорог — 4,5 тыс. км, из которых лишь 300 км дублируются велодорожками. И это включая парки и скверы.

Чтобы пересечь Москву из одного конца в другой на велосипеде, нужно иметь крепкие ноги, хорошую дыхалку и массу времени. Денис говорит, что он комбинирует велосипед с общественным транспортом, но даже в электричке байк становится обузой, не говоря об автобусах и троллейбусах. В метро можно ездить только с детскими велосипедами или складными, не слишком популярными. И попробуйте-ка войти с велосипедом в вагон метро в час пик. А если наверху дождь и грязь? Упражнение для камикадзе.

Словом, и к бегу, и к поездке на велосипеде нужно готовиться. Надевать какую-то специальную (спортивную) одежду, обязательно принимать душ после поездки или пробежки — и для себя, и для окружающих. С машиной не нужно ничего, кроме ключа в кармане. Сел — и поехал. С комфортной температурой, приятной музыкой и в своем личном пространстве.

Но самое главное: ездить на велосипеде по Москве крайне опасно. В комментариях к материалу о моем двухколесном экзерсисе меня упрекали за то, что я ездил по тротуарам, а это запрещено правилами. Но именно так в этом городе и ездит большинство велосипедистов — просто чтобы не погибнуть под колесами машин. А если не нестись сломя голову, никто из пешеходов не пострадает и даже не шарахнется в сторону. И теперь мне кажется, что широченные тротуары в Москве делают именно для того, чтобы развести велосипедистов и пешеходов.

На велосипедистов в потоке машин я до сих пор смотрю с ужасом. Мотоциклисты хоть в защите и шлемах ездят. А эти — как голые! Одно неловкое движение — и привет, Склиф. «Повезет» — травма. Нет — морг.

За рулем автомобиля явно безопаснее. Хотя иной раз и приходится подолгу стоять в пробках — как во время этого соревнования. Ну ничего, слушаю музыку или даже читаю. Закаляю характер, тренирую терпение. Иногда это важнее, чем крепкие мышцы ног.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (6)

Самые новые

Странно, что в соревновании не принимал участие мопед или скутер, считаю, что в городе это самый быстрый транспорт.

Ответить#
0

Велосипедисту надо было побриться.
У пловцов волосики на теле 1 секунду на финише съедают.

Ответить#
0

При отсутствии пробок на общественном транспорте я добираюсь до работы за 50 минут, на машине за 30. А на велосипеде — за 35! При этом отнюдь не педалирую, высунув язык и обливаясь потом. И, приехав на работу, хочется работать а не спать...

Ответить#
0

Велосипед и езду на нём надо любить. Себя никогда не заставишь ездить на велосипеде через силу.
А ещё я не люблю пробки. Лучше поеду не так быстро как машина, но не буду стоять.

Ответить#
+3

Машина хорошо, а здоровые ноги лучше. Спасибо, что напомнили, что их надо тренировать, иначе подведут в ответственный момент. Молодцы! Побольше экспериментируйте —это интересно !

Ответить#
+2

Машина хорошо, а ноги лучше. Спасибо, что напомнили, что их надо тренировать, чтобы не подвели в нужный момент.
Молодцы! Побольше экспериментируйте — это интересно !

Ответить#
0