ВАЗ‑2108 для дрэг-рейсинга: снаряд с болтами

Знакомимся с «восьмеркой» для выхода из «десятки».

Автоспорт держится на энтузиастах – всегда нужны люди, двигающие весь процесс. Яркий пример тому – российский дрэг-рейсинг. Для таких гонок невозможно создать окончательную чемпионскую машину, поскольку через полгода или год она начнет проигрывать. Совершенствование техники идет постоянно. А занимаются им, как правило, сами пилоты.

Взглянем на отечественные автомобили, умеющие «выезжать» из десяти секунд на дистанции ¼ мили. Да, это не лакированные Весты заводской постройки, которые едут в мировом Туринге. Дрэг-машины в большинстве своем собраны руками пилотов и их механиков благодаря знаниям и смекалке, методом проб и ошибок. Дрэг-рейсинг – одна из немногих дисциплин, где техническое творчество не задушено длинным списком ограничений.

Дистанции в дрэг-рейсинге короткие. Благодаря этому у многих автомобилей гоночная жизнь довольно долгая.

Двадцать лет не срок

Вот ВАЗ‑2108 Артема Демихова, жителя Липецкой области. Гонщик выступает на нем с 2007 года, когда впервые приехал на соревнования. То был Кубок Черноземья, а список переделок тогда состоял из одного пункта: «Глушитель».

Демихов вспоминает: «Конечно, тогда я проиграл всем. Зато меня такой азарт взял, что мы начали всерьез дорабатывать машину. Приехал на следующий этап и занял первое место в классе Национальный. И пошло-­поехало. Автомобиль претерпел десятки модернизаций».

Система выпуска – прямоточная. Высокофорсированному мотору так легче дышать.

Кузову двадцать лет. Автомобиль сошел с конвейера в 1996 году и на тот момент имел 69 штатных сил. Сейчас «лошадок» в десять раз больше: замеры на стенде в начале августа показали 690 л.с.! На первом, красноярском этапе чемпионата России Артем преодолел дреговую дистанцию за 9,8 с, а скорость на выходе составила 213 км/ч.

В правилах чемпионата России по дрэг-рейсингу перечислены технические требования для каждого класса. В переднеприводном зачете обязательна установка тормозного парашюта на автомобили, проходящие дистанцию быстрее чем за 10 секунд. Демихов преодолел этот культовый рубеж, поэтому ВАЗ‑2108 пришлось оснастить новым узлом.

«Переключаешься на четвертую передачу – это уже финиш, и пора тянуть руку к тросику, выбрасывающему парашют. Ощущения странные, надо привыкать», – говорит Артем.

Цель и средства

Каждый год ВАЗ‑2108 Демихова претерпевает какие-то изменения, и можно сказать, что переработке подвергся уже весь автомобиль. В частности, между сезонами 2015 и 2016 годов сильно облегчили заднюю часть, поменяли балку, тормозную систему, колеса и заменили почти все навесные элементы кузова пластиковыми.

Как только «восьмерка» преодолела 10-­секундный рубеж, потребовалось установить тормозной парашют.

Сейчас на ведущих колесах стоят американские профессиональные дреговые слики M&H Racemaster 10,0/27,0-15. Они хорошо держат нагрузки (это очень важно, ведь «проклейка» трассы с каждым этапом становится всё лучше). Настолько хорошо, что иногда не выдерживает металл. На втором этапе чемпионата в Нижнем Новгороде оторвало поршни, они пробили в корпусе двигателя несколько дырок. На устранение поломки ушло три дня, за запчастями пришлось ехать в Москву. Заодно переделали систему впуска, которая прибавила дополнительно около 100 л.с.

Вот как Артем описывает результат: ­«Степень сжатия чуть понизилась, однако при этом мы увеличили давление наддува. Рабочий объем двигателя – 1,6 литра, а у конкурентов – от 1,8 до 2,2 литра. Мотор работает на пределе, но конкурентоспособных ВАЗов мало, а публике, я думаю, такие машины интересны. Чтобы ехать наравне с более «объемными», нам приходится больше работать над мотором.

Корпус коробки – от Лансера Evo, внутри кулачковый ряд, секвентальный выбор. Передаточные отношения между заездами не меняем.

На ведущие колеса ставят шины низкого давления. Пластиковая заглушка на ступице несет эмблему Лады.

Чтобы машина хорошо стартовала, изменили развесовку. Соотношение масс, приходящихся на переднюю и заднюю оси, может доходить до 70:30. Все агрегаты, какие возможно, перенесены ближе к носу, и родных тормозов, даже сильных, при столь высокой загрузке передней оси будет недостаточно. А парашют нужен еще и для стабилизации: он выравнивает корму автомобиля.

Те или иные запчасти выбираем на основе отзывов других пилотов. Хотя всё равно чувствуем себя первооткрывателями. В Америке, например, для дрегового хэтча Honda Civic есть полный набор стандартных решений, а нам иногда приходится идти на ощупь. Это же советский транспорт. Бывает, что из-за каких-то болтов возникают проблемы: не знаешь, выдержат или нет. Приходится покупать импортные детали и как-то их дорабатывать, потому что напрямую к «восьмерке» не всё подходит».

Конечно, мы спросили о затратах, но о рыночной цене машины теперь, когда курс рубля поменялся сто раз, можно лишь гадать. Крайне сложно подсчитать стоимость всех деталей и работ. Внешне это по-прежнему более-менее ВАЗ‑2108, но в потрохах мало что осталось от заводского автомобиля. И все изменения направлены на достижение одной цели – пройти четверть мили быстрее чем за 9,8 секунды.


Подпишитесь на «За рулем» в