Скорость, дистанция, концентрация на дороге: как вести себя в интенсивном потоке

Лето — лучшая пора для водителей. Полупустые дороги, неспешное движение, заметно поредевшие пробки. Неудивительно, что автомобилисты быстро привыкают к хорошему и становятся беспечнее. Ситуация резко меняется в конце августа, когда заканчивается сезон отпусков и магистрали вновь заполняет интенсивный поток машин. Водители не успевают адаптироваться к новым условиям, и аварийность возрастает.

Cтатистика аварийности за 2015 год показывает, что максимальное количество ДТП произошло именно в августе: 18 805 аварий. В сентябре на дорогах страны случилось 17 959 аварий. Для сравнения: количество ДТП в марте — 11 216, в январе произошло 12 560 аварий. Почему же резкое увеличение интенсивности движения приводит к большему числу аварий в тёплое время года, чем гололёд, снегопады и оттепель зимой и весной?

Одна из главных причин — превышение скорости. По данным опроса ВЦИОМ, две трети россиян не оправдывают лихачество и активное маневрирование, даже если необходимо быстро добраться до пункта назначения. Тем не менее, когда количество автомобилей резко возрастает, времени, которое водитель привык отводить на дорогу до работы и парковку, не хватает. Приходится спешить, а это невнимательность, нервозность и риск ДТП. «Когда с утра пытаешься представить себе, сколько всего предстоит успеть и в скольких местах побывать, а потом садишься за руль — состояние спешки наступает сразу, — рассказывает актриса и водитель Ксения Раппопорт, — и неосознанно начинаешь ехать быстрее, чем следует».

Проблеме превышения скорости на протяжении многих лет уделяется повышенное внимание как Госавтоинспекцией, так и широкой общественностью. Так, в 2012 году российская Госавтоинспекция совместно с представителями общественных организаций и экспертного сообщества провела масштабную социальную кампанию «Некуда спешить», в ходе которой участникам дорожного движения объяснялось, к каким последствиям приводит спешка на дороге — и что лучше опоздать даже на очень важную встречу, чем давить на педаль газа и подвергать опасности себя и окружающих.

Ещё одной распространённой причиной ДТП в плотном потоке является нарушение дистанции между автомобилями. По результатам социологического исследования, проведённого в 2015 году в рамках социальной кампании «Дистанция», половина опрошенных водителей признались, что не соблюдают требуемую дистанцию, когда находятся в плотном потоке, и лишь 6% респондентов назвали такое нарушение грубым и опасным. В ходе кампании с этим боролись не только на уровне водителей. «В рамках наших совместных проектов мы придерживаемся идеи непрерывного обучения основам безопасного поведения на дороге, — отметил генеральный директор экспертного центра „Движение без опасности“ Вадим Мельников. — Охватываем детские сады, школы, средние специальные образовательные организации, вузы и автошколы. При этом используем методы, соответствующие интересам и потребностям каждого возраста».

Эксперты центра «Движение без опасности» предложили для расчёта дистанции правило трех секунд. Так как точное расстояние на глаз определить сложно, необходимо рассчитывать дистанцию во временных отрезках: до впередиидущего транспорта должно быть не меньше трех секунд. В среднем водителю нужно полторы секунды, чтобы среагировать и нажать на педаль. Тормоза сработают примерно за полсекунды. Оставшаяся секунда — запас между двумя автомобилями. В качестве ориентира для отсчёта подойдёт фонарь, рекламный щит или дерево.

Но стоит помнить, что скорость реакции падает, если внимание водителя рассеяно. При интенсивном движении важно быть предельно внимательным и сосредоточенным, необходимо убрать из салона автомобиля все отвлекающие аксессуары и забыть про мобильный телефон. Кстати, лишь 4% россиян считают разговор по мобильному телефону за рулем грубым нарушением ПДД.

Рассчитывать скорость, соблюдать дистанцию, следить за дорогой и не забывать про поворотники — такого незамысловатого набора навыков достаточно для безопасного движения, независимо от интенсивности движения.

«Причиной большинства ДТП является человеческий фактор. В первую очередь — невнимательность и, как следствие, потеря контроля за ситуацией на дороге, — подчеркнул замначальника Главного управления по обес-печению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. — Это касается всех участников дорожного движения. Необходимо, чтобы водители, пассажиры и пешеходы не меняли манеру своего поведения в процессе участия в дорожном движении в зависимости от времени года, а всегда строго соблюдали все требования Правил дорожного движения».

www.fcp-pbdd.ru

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (7)

Самые новые

Федеральная программа дорожного движения может быть только одна:
«От каждого по способностям, каждому по потребности»
И не надо «Пятой автоколонне» сыпать другим песок в буксы и тянуть до 2020 года.

Ответить#
0

Когда тут был форум у меня была подпись «Прежде чем включить зажигание включи мозг!» К сожалению на дорогах у нас слишком много водятлов (обеих полов) которым включать перед зажиганием нечего.

Ответить#
0

не знаю как с этим в москве
у нас, если мельчайшая пробка, ну скажем стоим 2 мин. то все сразу начинают перестраиваться из ряда в ряд, тиснуться в каждую щель, потом один умник притирает другого, аварийка, заняты 2 полосы — пробка усугубляется. умников может быть несколько.
ограничение 50км/ч, конечно, решает проблему.

Ответить#
0

Одна из главных причин — превышение скорости.

Завтра тоже будет очередная статья в поддержку ограничения в 50 км/ч?

Ответить#
0

Опять про «спешку на дороге», которая генерирует предельную концентрацию внимания, и ни слова про дрёму за рулём, когда просыпаются уже на том свете.
Когда перестанем дурачить себя и других?

Ответить#
+1

Сел за руль — рули. Не трынди по телефону, не обдумывай, что сказать на совещании, что купить на ужин. Смотри на дорогу и в зеркала. Все, больше ничего не нужно. А тут целая статья...

Ответить#
+3

Ну почему — не спеши, посмотри в зеркало перед перестроением, пропусти дурака, да много еще чего приходится соблюдать....

Ответить#
0