Успеть остановиться: какая дистанция самая безопасная?

У автомобилистов есть несколько вечных тем. Одна из самых популярных — безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля. И хотя глазомер инструмент весьма неточный, страждущие хотят знать точную цифру в метрах. Желательно обойтись и без сложных математических формул с «квадратом скорости». Мол, не грузи — пальцем покажи. Пожалуйста! Данные можно взять из наших замеров в ходе сравнительных и шинных тестов.

Тащиться под 20 км/ч на такой дистанции можно. Как только поток поедет быстрее, лучше увеличить интервал.
Тащиться под 20 км/ч на такой дистанции можно. Как только поток поедет быстрее, лучше увеличить интервал.

Давайте пойдем по наихудшему сценарию — предположим, впередиидущий не замедляется, а внезапно превратился во впереди стоящий объект. С какой дистанции мы имеем шанс остановиться, не сокрушив ему корму капотом своего автомобиля?

Дано: сухой асфальт, летние шины, скорость 100 км/ч. Точно в таких же условиях на динамометрической дороге Дмитровского полигона тормозят все автомобили — участники наших сравнительных тестов. Тормозной путь с колесами размерностью от 14 до 16 дюймов, как правило, от 36 до 42 метров. Разброс зависит от модели шин и особенностей конкретного автомобиля. Однако подавляющее большинство укладывается в 40 метров. Это, конечно, не все. На полигоне весьма шероховатый асфальт, такой не встретишь на обычных шоссе. Вводим поправку и к этим 40 метрам добавляем еще 5 метров (цифра не с потолка — проверяли на участках со свежим асфальтом). Получили остановочный путь в чистом виде. Но еще есть время реакции водителя от момента, как он увидел препятствие, до переноса правой ноги с педали газа на педаль тормоза, плюс инертность тормозной системы.

В ходе тестов мы пользуемся профессиональной аппаратурой. Измерение тормозного пути всегда входит в программу испытаний.
В ходе тестов мы пользуемся профессиональной аппаратурой. Измерение тормозного пути всегда входит в программу испытаний.

На все про все — 2 секунды. При скорости 100 км/ч автомобиль за это время пройдет 56 метров. Складываем 40 и 56. Получается, при скорости 100 км/ч безопасная дистанция минимум 96 метров.

Чтобы избежать аварии, водителю Форда надо было увеличить дистанцию приблизительно на корпус автомобиля.
Чтобы избежать аварии, водителю Форда надо было увеличить дистанцию приблизительно на корпус автомобиля.

А если дорога мокрая? В наших шинных тестах методика предписывает тормозить со скорости 80 км/ч. Путь до остановки чуть меньше 30 метров. Округлим до тридцати. Плюс две секунды, за которые на этой скорости автомобиль пройдет 44,5 метра. Суммируем и получаем, минимальная дистанция — 74,5 метров.

Сменим условия. У нас зимние нешипованные покрышки тех же размерностей. Расчет аналогичный. На сухом асфальте при скорости 80 км/ч дистанция не меньше 80 метров. На мокром при 60 км/ч до впередиидущего должно быть минимум 58 метров.

Кажется, что до Жигулей еще далеко? На самом деле для скорости 80 км/ч дистанция маловата.
Кажется, что до Жигулей еще далеко? На самом деле для скорости 80 км/ч дистанция маловата.

На снегу и льду в ходе тестов наши испытатели тормозят с 30 км/ч. В этом случае остановочный путь в чистом виде 9,5 и 19 метров соответственно. А с учетом времени реакции и срабатывания тормозной системы дистанция должна быть 26 и 36 метров.

Если шины шипованные, при тех же условиях, что для «липучек», минимальная дистанция на сухом асфальте 79 метров, на мокром — 55. На снегу и льду 26 и 33 метра соответственно.

Безопасная дистанция в зависимости от условий и скорости

Скорость

30 км/ч

60 км/ч

80 км/ч

100 км/ч

Летние шины, сухой асфальт

96 м

Летние шины, мокрый асфальт

74,5 м

Зимние нешипованные шины, сухой асфальт

80 м

Зимние нешипованные шины, мокрый асфальт

58 м

Зимние нешипованные шины, снег (лед)

26 (36) м

Зимние шипованные шины, сухой асфальт

79 м

Зимние шипованные шины, мокрый асфальт

55 м

Зимние шипованные шины, снег (лед)

26 (33) м

Понятно, что приведенные значения округленные, но общие представления о дистанции дают и не противоречат теории. В плотном потоке указанные интервалы соблюдать проблематично — перед вами обязательно кто-нибудь влезет. Но на пустой дороге желательно их придерживаться.

Ночная дистанция — граница света ваших фар и темноты. Значит, чем меньше высвечивают фары, тем ниже скорость.
Ночная дистанция — граница света ваших фар и темноты. Значит, чем меньше высвечивают фары, тем ниже скорость.

Еще важнее соблюдать дистанцию ночью. До какого объекта? До границы от светового пятна ваших фар с темнотой. Ведь мрак на наших дорогах может скрывать что угодно. И если ближний свет ваших фар бьет на 50 метров, даже в идеальных условиях на летних шинах не стоит разгоняться выше 80 км/ч. Как метко выразился Михаил Жванецкий — не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (25)

Самые новые

Тут не всё так однозначно — есть много нюансов,о которых ЗР писал в 1969 году.Есть зависимость от того,какой тип ТС за кем едет ит.д.Очень подробно и научно http://www.zr.ru/archive/zr/1969/11/pravila-i-priiemy-vozhdieniia#20

Ответить#
0

Где-то, на просторах ютуба, смотрел про дистанцию и как правильно ее держать. И там объясняли, что бы определить правильно ли выбрана дистанция в городе над засечь расстояние которое проходит ваш авто за 3 секунды. Т.е. машина впереди идущая проехала столб, следовательно я должен проехать его же, через 3 сек. Почему 3. 1секунда на реакцию, 2я подумать нажать тормоз, 3я оттормозиться.

Ответить#
0

Держать правильную дистанцию в городе — увы, нереально, вас быстро подрежут и сведут дистанцию почти до нуля. Собственно, об этом в комментах уже написали.
Несколько замечаний:
— если в машине есть круиз-контроль, и если он позволяет — пользуйтесь им в городе, не стесняйтесь. Когда привыкнете. обнаружите, что это только сначала кажется невозможным. И — при этом держите ногу, касаясь педали тормоза. Время реакции снижается очень значительно, ногу переносить не надо. Особенно это удобно бывает мне зимой. Едешь себе с выбранной скоростью (круиз от 20км/час), нога на тормозе — и гораздо спокойнее на душе, меньше переживаешь за выкатывающихся на перекрёстках или скользящих пешеходах.
— тормозите в два приёма. Сначала посильнее, чтобы сбросить скорость. После этого, если убедился, что дорога держит, скорость сброшена — можно дотормаживать потихоньку. А если не держит — у тебя больше времени на панику :-)
— не стесняйтесь включать аварийку, чтобы предупредить заднего о необходимости тормозить. Особенно в тёмное время суток или если впереди ДТП или если вы стали на поворот налево (надеюсь, разрешённый), а сзади кто-то летит быстровато. На просто стопы реагируют с гораздо большим опозданием: «Мало ли, что там, скорее всего, он просто подтормаживает... а-а-а, он колом стал!».

Ответить#
+3

Странно здесь читать статью, где автор путает тормозной путь и остановочный. А так выкладки верные — на сухом асфальте остановочный путь — примерно равен скорости, на мокром — 1.5 скорости. Только безопасная дистанция, это не остановочный путь. Это путь пройденный автомобилем за время реакции водителя и систем автомобиля. Это как раз те 2 секунды — половина скорости, примерно.

Ответить#
+4

.

Ответить#
0

Безопасная дистанция — это скорость разделённая на два. Для скорости 100 км/ч — это 50 метров. Для 60 км/ч — 30 метров.

Ответить#
-1

Это если впереди стена.
Но так не бывает.
Машина впереди тоже тормозит. А не встает колом.

Это же очевидно :-)

Ответить#
0

Если только она не воткнулась в стоящую, что тоже бывает

Ответить#
+1

Давайте как перенести центра фар на бетонную стену, на шаблон и как шаблон выровнять по центрам фар и габаритам ?...и настроить фары правильно, а то я недавно сам настраивал было сбито , оказалось ручки фар и гидро-корректора тоже часто не нужно крутить ,а на б/у проверять за прежними. Вообще правильное правило ездить ночью ВСЕГДА и везде С ДАЛЬНИМ СВЕТОМ ,а ближний включать по запретам и безопасности.

Перед тем как тормозить можно и предупредить легким нажатием на педаль стоп сигналами помигать. Также это еще и приглашение соблюдать дистанцию. Если кто приклеился скорость снижать ,а не увеличивать. Аварийку можно включать если видите затор там где его не должно быть (на автомагистрали, скоростном шоссе), а не только в случае ДТП (у него может аккумулятор слетел и мигать ему нечем) .

Ответить#
+2

Кому вообще нужен тормозной путь, если путь за время реакции ноги не учтен ?

Полный нормальный (сухой, чистый асфальт, хорошие шины, приработанные тормоза, трезвый здоровый водитель )Остановочный путь это — десятки скорости умножаем самих на себя .
V=60 км/ч 6*6 =36м, В дождь + 1/2 ОП= 36+36/2=56м
V=100км/ч 10*10= 100м. В дождь +1/2 ОП=100+50=150м
V=110км/ч 11*11= 121м. В дождь +1/2 ОП=121+60,5~182м

Путь пройденный в секунду на заданной скорости : снова десятки скорости умножить на цифру Три
V=60км/ч 6*3=18 метров за 1 секунду ,за 2 секунды это уже 36м проехали.
V=110км/ч 11*3=33м/за 1с и 66 м/ за 2сек

Безопасная дистанция от 2 секунд . Считать по времени до знака ,а не в метрах : если успели сосчитать до 2х сразу как впереди идущий синий ВАЗ его миновал — то безопасно .

P.s. и берегитесь осенних листьев — очень скользкая штука!

Ответить#
+2

учтён, есть там время на реакцию и перенос ноги.

Ответить#
0

Получается примерно по 1 метру на 1 км/ч. По расчетам оно может и так, но к суровой реальности эти знания мало применимы. В такой разрыв обязательно влезет пара других машин и в итоге дистанция постоянно будет меньше расчетной. Ну и самое интересное, что если чисто гипотетически допустить, что все водители вдруг стали соблюдать дистанцию, то у нас просто не хватит длины дорог чтобы на них все автомобили уместились с такими интервалами )))

Ответить#
+6

полностью согласен

Ответить#
0

А как впереди идущие автомобиль может внезапно превратиться в неподвижно стоящий объект? Если, например, его заносит или встречная машина выезжает в лоб, то это заранее заметно и кроме торможения есть еще возможность маневра. А так время нужно только на реакцию.
Лично я дистанцию увеличиваю, если впереди возможны какие-то препятствия — Например, перед пешеходным переходом, перед перекрестком, в левом ряду которого стоит машина с поворотником и т.д. А на разгоне со светофора препятствий быть не может, поэтому можно держать дистанцию в 1–2м даже на скоростях 40км/ч+

Ответить#
+2

«А на разгоне со светофора препятствий быть не может» — еще как может, в городе это не вопрос. В пятницу пешик, вдруг решивший, что нет сил идти до светофора и ждать своего света, поэтому решивший перебежать дорогу в 100 метрах от перехода, свой «счастливый билет» не вытащил. Зато его вытащили 4 машины, сыгравшие в «паровозик и вагончики». Как раз, любители сверх малых дистанций ))) Нет уж, минимум 5–7 метров при 40 км\ч я держу. На трасса стараюсь держать дистанцию по «правилу трех секунд». Но никак не меньше 25–30 метров при 100 км\ч.

Ответить#
+3

Можно добавить и впереди едущего, который подзапутался с переключением передачи на вторую — и резко, без зажигания стопов, тормозит двигателем. Не так уж редко, увы. Да и вообще — мало ли, почему он вдруг тормозит? Имеет право.

Ответить#
+3

Зачем измерять дистанцию в метрах и запоминать всю эту цифирь из таблицы? Проще измерять дистанцию в секундах. Пары-тройки секунд до едущей впереди машины вполне достаточно.

Ответить#
+3

Матерьял ни о чем. Позор ЗР

Ответить#
-1

Эти рекомендации сродни звучащих с ТВ экранов :"С учётом дорожных заторов выезжайте заранее" — ага,лучше со вчерашнего вечера...Или "Из-за перекрытия улиц водителей просят выбирать маршруты объезда" — а вы их построили,альтернативные маршруты?Или если пункт назначения находится в районе перекрытия..."Пользуйтесь общественным транспортом" — а тогда какой смысл отвалить немалую сумму за сам автомобиль(и в его цене ещё и налоги и таможенные пошлины),платить транспортный налог и ОСАГО — и не пользоваться?

Ответить#
+2

Полный бред запоминать эту цифирь. Не обязательно чтобы дистанция была больше чем остановочный путь, передний автомобиль тоже останавливается не сразу как загорелись стоп-сигналы. Вполне достаточная дистанция между автомобилями на сухой дороге 2 сек, на мокрой 3 сек, на снегу и льду дистанция уже зависит от состояния дороги и автомобиля, иногда даже выезжать не стоит. Не важно какая у вас скорость и как быстро вы умеете считать в уме. Заметил место которое проехал движущийся впереди автомобиль, посчитал за сколько секунд ты до этого места доехал и всё.
Работает для всех легковых автомобилей с исправными тормозами и не изношенными в хлам шинами.
Но всё это только для новичков. Хороший водитель обычно интуитивно, без всяких подсчётов знает сколько свободного пространства впереди ему нужно чтобы в случае чего избежать ДТП, по возможности просматривает дорогу дальше чем бампер переднего автомобиля и думает не только за себя, но и за других.
Будьте водителями, а не водятлами! И всем удачи!

Ответить#
+13

Статью всю вырезать и поменять на это. Очень коротко, и понятно будет абсолютно всем. Кто будет на ходу высчитывать эти метры? Я лично тоже иногда проверяют себя просто — не менее 2-х секунд. Хотя за 26 лет это уже выработалась автоматом.

Ответить#
0

на скорости 100 км/ч 2с «дистанции» дадут вам всего лишь 55м. Как показывает статья этого НЕХВАТИТ!!!! Или вы смеете утверждать, что газель-фургон с заснувшим водителем, врезавшаяся в стоящую фуру, не превратится моментально в неподвижный обьект?

Ответить#
0

Читать умеем что написано? «Хороший водитель... по возможности просматривает дорогу дальше чем бампер переднего автомобиля и думает не только за себя, но и за других.» Стоящая фура просто так из ниоткуда на дороге не появится. Она либо будет стоять на обочине либо это будет авария которую точно видно с расстояния гораздо большего чем 55 метров. Можете выдумать ещё ситуации вероятность которых стремится к нулю, например падение метеорита прямо перед автомобилем.

Ответить#
0

Какие-то сферические цифры в вакууме, оторванные от реальности. Если ехать в городском режиме 60км/ч и держать дистанцию 60м, то аварийность будет выше раз в 10, ибо все захотят тебя обогнать, подрезать, будут злиться и тд. и т.п.. Держать 100м на дальних переправах ещё куда ни шло, но всё остальное явный перебор, хоть и формально является чистой правдой.

Ответить#
+6

Тест проведён не до конца. Нет практических результатов для скорости 200, 300 и 400 км/ч.
Ждём продолжения испытаний.

Ответить#
0