Какие опасности таит в себе запах нового автомобиля?

Помните ни с чем не сравнимый запах внутри салона новенького автомобиля? Сможете его описать? Скорее всего, нет, но одно лишь упоминание о нем сразу же вызовет у вас ощущение полного счастья, близкого к эйфории. Но не спешите радоваться.


Все, что используется при изготовлении салона машины, — разные виды пластмасс, ткани, резина, клей, растворители, краски, лаки, пропитки, — источает свой запах. Вместе они и образуют этот чарующий для новоиспеченного владельца аромат новизны, дарящий радость. Но на самом деле он не так прост и безобиден, как кажется, и состоит из сложной комбинации летучих органических веществ, в том числе и токсичных. В большой концентрации при продолжительном воздействии вредные газы и пары опасны для здоровья ничего не подозревающего водителя и его пассажиров. В группе риска, прежде всего, оказываются те, чья деятельность предполагает длительное пребывание за рулем, а также обладатели хронических заболеваний и дети.

Сплошная головная боль

Исследователи из Центра экологии города Анн-Арбор, где базируется главный кампус Мичиганского университета, уже давно занимаются изучением данной проблемы. При анализе салонного воздуха ученые выявили в его составе целую россыпь вредных химических соединений и элементов. В частности, толуола (применяется при изготовлении полимеров, лаков и красок), бензола (используется для синтеза пластмасс и синтетических каучуков), брома (участвует в создании антипиренов — добавок, придающих тканям, пластикам и древесине пожароустойчивые свойства) и хлора (задействован в производстве изоляции для проводов и кабелей, огнестойкого термопласта, искусственных кож, пенопластов и лаков). Удалось им отыскать и букет из тяжелых металлов — свинца, меди и ртути. Все обнаруженные вещества в малых дозах могут вызывать у человека общее недомогание, головные боли, тошноту, рвоту, першение, головокружение и аллергии. А в высоких концентрациях уже способны привести к серьезным гормональным и репродуктивным нарушениям, повреждениям центральной нервной системы, почек, печени, образованию рака.

Ученые подвергли тестированию автомобили разных производителей и не выявили четкой зависимости от класса. Проведенные опыты подтвердили, что застоявшийся воздух внутри салона новой машины может представлять реальную опасность для здоровья водителей и пассажиров, особенно в первые шесть месяцев владения. С течением времени его токсичность снижается, но время дегазации у каждой модели автомобиля свое, и зависит оно от того, какие именно материалы использовались в отделке интерьера, а также от их качества и условий эксплуатации транспортного средства. Так, в странах с жарким климатом этот процесс продлевается из-за постоянного воздействия высоких температур, которые стимулируют и ускоряют процесс высвобождения паров химических веществ.


К радости водительского сообщества, автоконцерны не остались равнодушны к исследованиям ученых и при выпуске автомобилей постарались соблюдать национальные санитарно-гигиенические нормативы ПДК (предельно допустимая концентрация). Конечно, пошли они на этот шаг не только потому, что страшно обеспокоены здоровьем своих клиентов, но и по причине корыстных интересов, прекрасно понимая, что резкие химические запахи и жалобы на самочувствие вряд ли привлекут потенциальных покупателей.

Нет — запахам!

В последние годы крупнейшие производители целенаправленно снижают применение в отделке салонов поливинилхлорида (ПВХ), выделяющего канцерогены. Особенно в этом преуспела компания Honda. Ее руководство заявило, что полностью исключило применение ПВХ в большинстве своих моделей. Помимо этого автоинженеры постоянно совершенствуют системы внутрисалонной вентиляции и фильтрации, материаловеды совместно с дизайнерами все чаще заменяют искусственно синтезируемые вещества растительными волокнами из кокоса, ананаса и сои для производства натуральных полимеров, наполнителей для кресел и тканей. В дополнение ко всему большинство автогигантов обзавелись специальными подразделениями химиков-нюхачей, чья основанная задача — отбирать максимально безопасные и по возможности нейтральные по запаху материалы.


Испанский SEAT не стал исключением и еще в середине 90-х годов открыл соответствующую службу на базе отдела качества. Все материалы до момента их применения при оформлении салона исследуют вначале по отдельности в лаборатории, поместив их фрагменты в отдельные емкости, а затем в совокупности, проверяя их на совместимость. На испытательном стенде моделируют разные ситуации из реальной жизни. Для имитации жаркого летнего дня, к примеру, с помощью мощных отопительных приборов разогревают машину до 60°C и выше, чтобы затем проверить, как высокие температуры влияют на выделение летучих органических веществ. Если какой-то материал пахнет слишком резко, его сразу рекомендуют к замене. Единственно допустимый запах, присутствие которого всячески приветствуют в салоне автомобиля и с которым не ведут борьбу, — это аромат натуральной кожи как отличительный знак высокого качества автомобиля.

До 400 тестов в год проводит уникальная команда испанских «ловцов запахов», используя самое современное лабораторное оборудование. Но основным инструментом в работе, несмотря на все технические приспособления, остается чуткий нос каждого специалиста. При приеме на работу нюхачи проходят строжайший отбор. Интересно, что контрактные обязательства запрещают им пользоваться духами и одеколонами, а также курить, иначе результаты испытаний могут быть искажены.

Как обезопаситься от запахов в салоне

И хотя американские ученые из Центра экологии уже отмечают некоторое улучшение ситуации на рынке, по их мнению, оно пока не столь значительно, чтобы говорить об искоренении проблемы в целом. А потому, если владелец нового автомобиля не хочет безвинно пострадать от собственного транспортного средства, то как минимум в первые шесть месяцев после его приобретения он должен соблюдать следующие нехитрые рекомендации экспертов:

  • Современный салон автомобиля практически герметичен, поэтому при любой возможности хорошенько его проветривайте, чтобы не допускать превышения концентрации токсических веществ в воздухе.
  • По возможности избегайте длительного пребывания в салоне неподвижно стоящего автомобиля.
  • Старайтесь не оставлять автомобиль на солнце. Солнечные лучи, проникая через стекла машины, разогревают сиденья, руль и приборную панель до 80°C, что многократно усиливает выделение токсических паров и газов.
  • Если все же припарковать автомобиль в тени не удалось, закрывайте стекла с помощью шторок и жалюзи, чтобы минимизировать нагрев салона. Нелишне будет слегка приоткрыть окна, не забывая при этом о безопасности.
  • Прежде чем после длительной парковки садиться в машину, особенно раскаленную от солнца, обязательно на несколько минут распахните все двери настежь.
  • Регулярно протирайте пыль внутри салона салфетками из микрофибры и пылесосьте его, а также очищайте стекла изнутри, чтобы удалять вместе с пылью оседающие на них и на деталях интерьера частицы вредных веществ.

***

Итак, став счастливым обладателем новенького автомобиля, научитесь пользоваться им с умом, чтобы ваше приобретение всегда приносило вам только радость, а не головную боль.

Фото: компании-производители

Подпишитесь на «За рулем» в