Дьявол — в деталях: почему наши запчасти популярны за рубежом

Зарубежные автозаводы начали закупать комплектующие у российских поставщиков. В чем причина и как это отразится на качестве иномарок, мы разбирались в нашей статье.

В числе первых использовать комплектующие от российских поставщиков стал Ford, который закупает в нашей стране алюминиевые детали для своего предприятия в Германии: литые диски, кронштейны, свечи зажигания. В конце следующего года компания наладит в Европе производство субкомпактного кроссовера EcoSport, он будет выпускаться на заводе Ford в Румынии и в его производстве также будут применяться компоненты из России. Это детали штамповки, пластиковые изделия, cтекло, уплотнители и элементы интерьера. В результате число российских поставщиков, отправляющих свою продукцию на конвейеры Ford в Европе, вырастет с трех до девяти, а в перспективе их количество планируется увеличить до 15–20.

Как отмечают в Ford, это позволит поддержать местных поставщиков в текущей ситуации, а также оптимизировать стоимость логистики компонентов, которые сейчас закупаются в других странах. На сегодня уже 23 российских предприятия подтвердили, что их продукция полностью соответствует глобальным стандартам качества Ford. Для производства автомобилей в нашей стране компания использует более 300 локальных компонентов от 70 российских предприятий, при этом штампованные и пластиковые детали изготавливаются из местного сырья. Между тем поставлять в Европу двигатели российского производства Ford пока не планирует: из-за девальвации фунта их выгоднее выпускать на моторном заводе в Великобритании.

Компания Renault с прошлого года также наладила поставки российских автокомпонентов на свои зарубежные заводы. На сегодняшний день экспортируется более 160 наименований комплектующих, как, например, штамповка, пластиковые детали, осветительные приборы, сообщили «За рулем.РФ» в пресс-службе французского автопроизводителя. До конца года также планируется начать поставки сваренных и окрашенных кузовов Logan на завод Renault в Алжире.

Другой французский автоконцерн, PSA Peugeot Citroen, экспортирует из России комплектующие для своих Peugeot 408 и Citroen C4 калужской сборки, проданных в странах СНГ. Это штампованные детали, стекла, бамперы, фары и задние фонари, подкрылки и др. При этом компания работает над расширением географии поставок запчастей российского производства в Европу и другие регионы. В частности, предприятие «Аутомотив Лайтинг» (берет свое начало с «Бош Рязань») в 2017 году должно начать экспорт фар в Европу для послепродажного обслуживания одной из моделей Peugeot. Как рассказала PR-менеджер PSA Peugeot Citroen Марина Степина, для первичной сборки автомобилей комплектующие из России пока не поставляются, но, например, один из заводов концерна во Франции использует в производстве российскую сталь (от ОЭМК).

Японское качество

Недавно Nissan начал экспорт в Европу запчастей со своего завода в Петербурге. Речь идет о бамперах на кроссовер X-Trail, которые ранее поставлялись европейским дилерам из Японии. Как отмечают в Nissan, это позволит значительно снизить стоимость детали по сравнению с ее японским аналогом, даже несмотря на то, что для отливки бамперов в России используется импортный материал из Нидерландов. Вообще, на петербургском заводе Nissan производятся бамперы для всех выпускаемых на предприятии моделей: X-Trail, Qashqai, Pathfinder и Murano. На российский рынок запчастей ежегодно поставляется от 4 до 5 тыс. этих деталей. С началом экспорта загрузка мощностей значительно возрастет: до конца года в Европу планируется поставить около 6 тыс. бамперов для X-Trail, а в будущем году этот объем составит уже порядка 10 тысяч. Завод Nissan также производит металлические детали (двери, капоты и пр.), и сегодня компания рассматривает возможность их экспорта в Европу для моделей X-Trail и Qashqai.


Таким образом, мировые автоконцерны стали включать российских поставщиков в свои глобальные производственные цепочки. Во многом толчком к этому послужила запущенная в этом году программа поддержки экспорта автомобилей и их комплектующих, в рамках которой российское правительство частично компенсирует производителям логистические затраты.

По словам аналитика Frost & Sullivan Дмитрия Распопова, международные автопроизводители заинтересованы в том, чтобы российская автокомпонентная отрасль не пришла в упадок, иначе будет сложнее выполнять требования по локализации. Фактор цены также сыграл свою роль в том, чтобы автоконцерны стали поставлять на свои заводы изготовленные в России компоненты: из-за девальвации рубля их стоимость стала более конкурентоспособной.

В свою очередь, переход на российские комплектующие не скажется на качестве выпускаемых в Европе автомобилей, полагает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. «Экспортируемые компоненты уже не один год производятся в России и отвечают стандартам качества мировых автопроизводителей. Их выпускают давние партнеры концернов (или сами концерны на своих площадках), поэтому разницы в качестве между российской сборкой и зарубежной нет», — утверждает он.

Mazda с русским «сердцем»

Впрочем, номенклатура экспортируемых из России автокомпонентов ограничена преимущественно металлическими и пластиковыми изделиями, при этом в их производстве зачастую используется импортное сырье. По мнению Дмитрия Распопова, это объясняется низким уровнем R&D в российской автокомпонентной отрасли. Расширение номенклатуры за счет более сложных изделий требует активизации процесса разработки, а это долгий процесс и быстрых результатов вряд ли стоит ожидать, особенно учитывая нынешнее кризисное состояние рынка.

«Конечно, легче экспортировать более простые компоненты, поэтому сейчас в зарубежные страны идут пластик и металл. К тому же тема экспорта автомобильных деталей для России относительно новая, а новое всегда легче начинать с более простых направлений. Что касается более сложных механизмов, то в тех же двигателях российского производства большая доля приходится на иностранное сырье. К сожалению, местное не соответствует все тем же стандартам качества. Но и Ford, и Volkswagen, имеющие в России производство двигателей, рассматривают возможности их экспорта в другие страны», — говорит Михаил Чаплыгин.

Подписание договора о строительстве завода по производству двигателей Mazda во время проведения Восточного экономического форума
Подписание договора о строительстве завода по производству двигателей Mazda во время проведения Восточного экономического форума

Между тем японская Mazda в рамках совместного предприятия с «Соллерс» намерена построить на Дальнем Востоке моторный завод, который будет производить двигатели исключительно на экспорт. Предприятие мощностью 50 тыс. двигателей в год планируется открыть в 2018 году. Согласно подписанному недавно соглашению с российским правительством, инвестиции в проект составят 2 млрд рублей. Как рассказали «За рулем.РФ» в пресс-службе «Соллерс», планируется, что все собранные в России двигатели будут экспортироваться на рынки, где располагаются производственные площадки Mazda, в основном в Японию. Двигатель SkyActiv-G, который будет выпускаться на предприятии во Владивостоке, может устанавливаться практически на всю производственную линейку японской компании.

«Основное преимущество организации производства двигателей во Владивостоке — это географическое расположение производственной площадки, близость к заводам Mazda и поставщикам, находящимся в Азии. Кроме того, размещение производства на территории ОЭЗ дает дополнительные преимущества с точки зрения сокращения ряда инфраструктурных издержек и частичной экономии на уплате пошлин. Помимо этого, трудозатраты здесь ниже, чем во многих странах Азиатского региона», — отмечают в пресс-службе «Соллерс».

Иномарки «Made in Russia»

Что касается экспорта иномарок российской сборки в дальнее зарубежье, то в последнее время география их поставок стала расширяться, но до сих пор включала исключительно страны третьего мира, такие как Египет, Ливан и Вьетнам. Недавно же Skoda объявила о планах поставлять кроссоверы Yeti российского производства в Европу, чтобы удовлетворить растущий спрос на эту модель. Помимо предприятия Skoda в Квасинах кроссовер Yeti выпускается также на Украине, в Казахстане, России и Китае. Однако чешский автопроизводитель решил использовать свои мощности именно в нашей стране для поставок этой модели на европейский рынок. Напомним, с 2012 года Yeti производится на заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде наряду с седаном Octavia.

«С точки зрения логистики у России конкурентом может быть только Украина, если не считать Чехии, но там завод группы Volkswagen испытывает определенные проблемы, и на этом предприятии экспорт не предусматривался изначально. Возможно, поэтому российский завод стал более привлекательным для чешского производителя», — комментирует Михаил Чаплыгин.

Добавим, что Nissan также не исключает экспорта автомобилей со своего российского завода в Европу. Рассматривает возможность поставок в дальнее зарубежье и калужский «ПСМА Рус», который рассчитывает выйти за пределы СНГ уже в 2017 году.

Как говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, большинство потребителей не обращает внимания на страну происхождения автомобиля, поэтому переход на российскую сборку вряд ли скажется на продажах этих моделей в Европе. Тем более, как показывает мировая практика, отзывы автомобилей случаются у всех производителей, от них никто не застрахован.

Фото: компании-производители


Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (27)

Самые новые

За рулем! Что за чушь вы написали?

Ответить#
-3

Ситуация довольно простая. Власти требуют от автосборочных заводов локализации в обмен на льготы. Те понастроили тут заводы комплектующих, потому что никто им свою продукцию предложить не мог. Сейчас спрос упал, надо загружать как-то свои заводы, чтобы они убыток не приносили. Вот и крутятся — начали экспортировать товар. Это все не от хорошей жизни, а в прессе как обычно за прорыв выдают) Хехе, Единая Россия эдишн.

Ответить#
-13

Малаццы.
У нас даже нсли вдруг атомная бомба рванет во время испытаний ге по плану, в новостях скажут: «а зато мы теперь все в темноте светимся!»

Ответить#
-16

С бодуна?

Ответить#
+11

Хз. Вам виднее, с бодуна вы или нет:)

Ответить#
-16

У нас люди любят засунуть голову в песок и минусов наставить. . .

Ответить#
-8

Для меня шоком было, что после выступления Медведева а-ля «денег нет но вы держитесь» и «учителям надо податься в бизнес» более 50% проголосовали на выборах за ЕР. 18сентября стало точкой отсчета, теперь в моих глазах народ это глупое стадо.

Ответить#
-7

Вспоминая АЗЛК, ЗИЛ, ИЖ...

С кобылой что — пустое дело
Она с конюшнею сгорела
А в остальном, прекрасная маркиза
Всё хорошо, всё хорошо

Ответить#
-13

Это все хорошо, конечно, но что-то посложнее пластиковых штамповок или алюминиевых отливок мы экспортировать можем? Сделанное не в составе концерна ВАГ, например?
На поверку-то выходит, что снова на продажу идут первичные ресурсы. Не первичные, хорошо: не бокситы, но алюминиевое литье. Лучше, чем нефть, но значительно хуже Айфона и Гугла.
Развитие-то будет? Или торговля ресурсами просто перейдет с первого уровня на второй, потому что первый дает слишком мало бабла, да так и застынет там лет на 20?

Ответить#
-14

Для таких, как вы, существует сайт «сделано у нас», там можно почитать, чем вы можете гордиться. Хотя вы к этому процессу ничего, кроме языка, не приложили ;)

Ответить#
+7

При этом вы случайно или намеренно не даете на него ссылки, потому что,подозреваю, если его открыть, список достижений будет примерно такой:

0. Победа в ВОВ — 1945.
1. Искусственный спутник Земли — 1957.
2. Первый человек в космосе — 1961
3. Перестройка, матрешка балалайка, гласность — 1985.
4. Взрыв и подар на ЧАЭС — 1986
5. Развал СССР — 1991.
6. Приватизация — 1993.
7. Падение рубля к доллару с 6 до 30 — 1998.
8. Аннексия крыма — 2014.
9. Падение рубля к доллару с 32 до 60 — 2014.

Вот и все основные достижения.
Ничего не забыл? Все это сделано в СССР и России
Итак, мы видим, что нечто, чем нам можно безоговорочно гордиться в научно-техническом плане, случилось в последний раз а 1961 году — 55 лет назад.
И надо понимать, вы к этому даже языка не приложили:)
Чем же можем гордиться сейчас мы?
Об этом ваш гипотетический сайт не поведает нам?))))

Ответить#
-16

Куплан, это для тебя какла кастрюлеголового, «аннексия крыма», а для жителей России, это воссоединение Крыма с Россией, и это действительно знаковая дата и достижение!

Ответить#
+8

Ну и как вам последствия «воссоединения»? Доллар по 60, евро по 70, нефть по 30. ВАЗики по 700 при средней зарплате в 20?
Нравится?
Не, я понимаю, что у путриотических пропагандонов доппаек, но остальным-то его не выдают:) Может, поделитесь с населением?
Так что там с достижениями техническими, они есть у России или так и будем спутником 55-летней давности гордиться еще 55 лет?:))))

Ответить#
-9

ракетные двигатели в США , на чем можно погреть ручки тем и торгуют , и кто ж тебе скажет что будет

Ответить#
+1

Это те двигатели, на которых у нас спутники из космических подводными становятся? Думаю, америкосы их из-за металла берут:) что возвращает нас к моему предыдущему вопросу и подталкивает задать еще один: если америкосы такие бяки, как вы говорите, зачем мы им продаем хоть что-то? Где наша гордость и контрсанкции? Почему еще не заморожены бабки Обамы, которые он хранит в Сбербанке России????:)))))

Ответить#
-21

двс для ракет которые в космос летают , а про бабки это не ко мне я тоже думаю что не туда они вложены ой не туда

Ответить#
0

Перестал уж с вами дискутировать — но тут не удержусь. Насчёт ракетных двигателей Вы сморозили грандиозную чушь. Очередная демонстрация того, что Вас надо бы банить не из-за высказываемых мнений, а по причине глубокой безграмотности.

Ответить#
+5

насколько знаю, эти ракеные двигатели из складских запасов, произведенных еще в СССР, распродаются дешевле СС, потому что достались нынешним собственникам задаром —> вот американцы и берут. так что особо гордиться нечем.

Ответить#
-13

нет, не так. Хотя так — оно и начиналось, особенно когда это шло через Украину. Эти двигатели — практически вершина того, что можно сделать на паре керосин/кислород. Заново лучше не сделать, а, если сделать — будет много дороже и, скорее всего, хуже.
Так что использовать РД-180 и производные от него разумно и с инженерной, и с экономической точки зрения.
Двигатели фальконов масковских — хуже. Задельные двигатели шли поначалу но потом, как известно, от них отказались — но вообще использовать не перестали.

Другое дело, что наиболее перспективными сейчас считаются метановые. Но это совсем другая история, точнее — именно перспектива.

Ответить#
+5

Замечу, что метановые движки — действительно интересная штука. И что существенную роль в определении перспектив играет такая неожиданная вещь, как копоть.

Ответить#
+1

Сказал чувак, который считает, что Матиз безопасный потому что медленный:)
Вот уж профессионал так профессионал:)
Расскажите аудитории про ракетные двигатели. Поржем:)

Ответить#
-15

ВАМ рассказывать? Да Вы не знаете, что спичку зажигает! Политота...

Ответить#
0

О, наклеиватель ярлыков пришел:)
Так про двигатели будете рассказывать?
Или вы про них знаете только то, что они от слова «двигать»?:)))

Ответить#
-10

что зажигает спичку?

Ответить#
0

Что у вас там зажигается?
Или подгорает... Вы разъясните смысл вопроса, а то я вас про двигатели спрашиваю, а вы мне — «Политота...»
Что ж политического в вопросе про устройство ракетных двигателей?
Попахивает шизофазией, Михаил:))))

Ответить#
-11

А как может нас ограничить желание продать что-то кому-то, если он нам не нравится? Не пойму вашей логики... И, кстати, двигатели эти амеры берут точно не из-за металла. А лишь потому, что их альтернатива даже с космодрома не может поднять ракету. Технологий, понимаешь, нету....

Ответить#
+9

Очевидно, желание получить бабла у нас перекрывает принципы. Они нам — санкции, мы им — ракетные двигатели на металл. Раз они в них так нуждаются, не логичнее ли запретить их америкосам продавать вплоть до отмены санкций?
Или денежка важнее?

Ответить#
-15