Хэтчбек XСODE и другие концепты АВТОВАЗа: Лады завтрашнего дня

АВТОВАЗ заинтересован в привлечении молодых покупателей – и, следуя мировой моде, постепенно превращает автомобиль в гаджет. Это со всей убедительностью продемонстрировал концептуальный хэтчбек XCODE — одна из шести новинок из Тольятти, украсивших стенд АВТОВАЗа на Московском международном автосалоне.
Как известно, «настоящий» автосалон проходит в Москве по четным годам, а по нечетным его подменяет скромная выставка Интеравто. Но, прогуливаясь по залам комплекса Крокус Экспо, и не определишь, какой год на дворе: бледная экспозиция никак не тянет на громкий статус международного мотор-шоу.

Такого скудного Московского автосалона мы еще не видели. На скромном фоне выделялся лишь АВТОВАЗ, чью звезду затмить никто даже не пытался.

Гвоздь программы

Lada XCODE. С одной стороны, логично видеть в Икскоде намек на будущую Калину. С другой – трудно отделаться от ощущения, что заходящие на капот реснички головной оптики роднят его… с классической Нивой. А что, а вдруг?

Тольяттинцы привезли на выставку шесть концепткаров, из которых лишь один показывали прежде.

В центре подиума ярко-желтым солнцем сиял перспективный хэтчбек XCODE. Красиво, броско, молодежно! Повосхищался, сколько положено, – и с расспросами к главному дизайнеру Стиву Маттину, который, словно стойкий боец, несколько дней кряду не покидал стенд. К сожалению, ничего конструктивного я от него не добился. Дальнейшее развитие Х‑стиля, динамичность, легкость – всё это видно и без пространных комментариев. Фирменные «иксы» завладели силуэтом еще больше – у концепткара они вписаны в фары и пятую дверь.

Краеугольный «икс» вазовского дизайна нашел применение даже в очертаниях створки багажника концепт-кара XCODE. Похожие фонари мы уже видели на втором экспериментальном Иксрее, но в серийном воплощении они стали проще.

Олег Груненков, руководитель проекта Lada XRAY, был конкретнее. АВТОВАЗ заинтересован в привлечении молодых покупателей – и, следуя мировой моде, постепенно превращает автомобиль в гаджет. Отсюда минимализм в интерьере Икскода и смелый для бюджетного сегмента, на грани фола, дизайн. Еще – телематическая платформа Lada Connect, обеспечивающая синхронизацию со смартфоном и выход в интернет, а также современные электронные помощники – автопарковщик и активный круиз-контроль.

О серийном будущем концепткара вазовцы говорят намеками – дескать, XCODE демонстрирует уровень, до которого дорос АВТОВАЗ. В основе машины силовая структура кузова Калины с пристыкованным к ней передком Весты (лонжероны, подрамник, подвеска, рулевой механизм). Такое конструктивное решение выглядит вполне обоснованным и логичным: подрамник повышает жесткость шасси, улучшает управляемость и повышает безопасность. Сейчас идет поиск подходящей платформы, и есть варианты: она может быть французской либо под XCODE подкатят шасси Весты.

Вместо фотоснимка интерьера Икскода – компьютерный рисунок, поскольку у прототипа двери не открываются, салон бутафорский. Заметны стилистические заимствования у серийных Лад: руль, форма обивки дверей и дефлекторов вентиляции.

Я измерил рулеткой колесную базу: 2,57 метра. Для сравнения: у Калины – 2,48, у Иксрея – 2,59. Всё правильно: XCODE должен подрасти относительно уходящей модели, но не конкурировать со следующей в иерархии. Учитывая нынешние тренды, можно предположить, что базовой версией нового семейства станет именно кроссовер. В дополнение к нему можно ожидать универсал и хэтчбек, но уж никак не седан.

Серийный XCODE запланирован на 2019 год и должен стать заменой нынешней Калине, стремительно теряющей покупателей.

Группа поддержки

Лада Веста Спорт может появиться в продаже до конца года. Цена дотянется до миллиона рублей. Для сравнения: 136‑сильную Калину NFR продавали за 850 тысяч, и весь тираж нашел покупателей.

По левую руку от Икскода расположилась пара спортивных прототипов. Даже неприметный серый цвет не скрывает их боевого настроя: 18‑дюймовые колеса, агрессивный обвес, заниженная подвеска, задние дисковые тормоза. Веста Спорт, несмотря на концептуальный статус, – автомобиль практически серийный. А вот XRAY Спорт выставили для изучения потенциального спроса. Если маркетологи почувствуют интерес публики, в гамме Лады появится и заряженный кроссовер.

Вазовский 1,8‑литровый двигатель форсирован до 150 л.с. Почему не больше? Чтобы не превышать налоговыгодный порог. Коробка передач – механическая.

У АВТОВАЗа наметилось разделение цветовой гаммы в зависимости от версии.

Универсал Веста Кросс представили год назад (ЗР, 2015, № 10). На сей раз тольяттинцы выставили ту же машину, изменив имя на Vesta SW Cross, где литеры SW указывают на кузов‑универсал. Уточнение нужное, поскольку рядом красовался седан в исполнении Кросс.

Обе машины сделаны по одному шаблону: передний привод, увеличенный клиренс, даже черный пластиковый обвес кузова одинаковый – когда работали над «кроссовым» универсалом, ставилась задача предусмотреть его установку и на седан.

Полный привод пока под вопросом. Рассматриваются два варианта – классический, с карданным валом привода задних колес (для этого придется менять пол), и с компактным гидроприводом, который тольяттинцы совместно с французами испытывают уже год.

Универсал Лада Веста SW Кросс – стопроцентный концепт-кар. Это выдают фары и боковые накладки. Седан сделан на базе серийной машины, и форма его молдингов уже проработана. Почему бы не запустить такую модификацию в серию уже сегодня? Опыт Калины Кросс и Ларгуса Кросс показывает, что заводу по силам быстро справиться с задачей.

Третьим в компании псевдовседорожников стал XRAY Кросс, решенный в том же духе: передний привод, увеличенный клиренс, пластиковый обвес.

Кстати о клиренсе. Мои замеры рулеткой под порогом показали, что по расстоянию от земли до кузова кросс-версия Иксрея не отличается от обычной, а у Весты оно всего на пять миллиметров больше. Впрочем, грех придираться: дорожный просвет даже у стандартных машин завидный, а выставочные машины – не серийные, с них не тот спрос.

Неплохая востребованность других Лад подтверждает: покупателям нравятся и псевдокроссоверы, и обычные универсалы. Но в Тольятти не спешат. Веста-универсал пойдет в серию лишь в 2017 году – в третьем или даже в четвертом квартале, хотя изначально предполагалось, что она выйдет в народ нынешней осенью. Вазовцы обещают, что следом на конвейер встанет универсал-кросс. Седан в исполнении Кросс и вовсе намечен на 2018 год. XRAY Кросс появится не раньше.

Первая серия

Веста Exclusive

Представители АВТОВАЗа поведали о будущих новинках. Этой осенью стартуют продажи Весты и Иксрея в новых комплектациях. Седан будут предлагать с 1,8‑литровым двигателем мощностью 122 л.с. Как и мотор 1.6, он может сочетаться с механикой или роботом. Появятся новые опции: однозонный климат-контроль, боковые подушки безопасности, второй плафон освещения салона.

На выставке красовалась Веста с шильдиками Exclusive – с 17‑дюймовыми колесами, сиденьями, отделанными кожей и алькантарой, и прочим декором. Она вот-вот пойдет в серию.

У Иксрея появилась клавиша отключения ESP и механическая коробка передач в сочетании с двигателем 1.8 (прежде этот агрегат предлагали только с роботом). На левой спице руля я заметил клавиши управления круиз-контролем. Такой системы у серийных Иксреев до сих пор не было.

АВТОВАЗ отложил обновление Ларгуса. Но техническую модернизацию никто не отменял. В частности, готова версия с мотором 1.8.

Подпишитесь на «За рулем» в