Как возместить утрату товарной стоимости автомобиля

Большинство страхователей каско и потерпевших по ОСАГО даже не знают о том, что могут получить дополнительное страховое возмещение утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля. И некоторые недобросовестные страховщики, к сожалению, этим пользуются.


ДТП — это всегда неприятно. И даже если страховая компания оплатила ремонт автомобиля и вроде бы ему вернули практически первоначальный вид, осадок все равно остается. Особенно нерадостно, когда приходит время продавать машину, и потенциальный покупатель, приезжая на первое знакомство с автомобилем, достает толщиномер и обнаруживает с его помощью некогда поврежденные и затем отремонтированные участки машины. Кто-то в таких случаях прерывает переговоры и тут же уезжает, кто-то торгуется, сбивает цену.

Часто страховые компании отказывают в возмещении утраты товарной стоимости автомобиля, ссылаясь на подпункт «б» пункта 2 ст. 6 Закона об ОСАГО и относят утрату товарной стоимости к упущенной выгоде. На самом же деле Пленум Верховного суда в своем Постановлении от 29.01.2015 № 2 разъяснил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей машины. Это значит, что страховая компания не имеет права отказывать своему клиенту в подобной выплате. Причем она должна производиться и в том случае, если потерпевший выбирает вместо материальной компенсации направление на ремонт.


Чтобы ваше право на дополнительную выплату не было нарушено, следует придерживаться следующего плана действий.

Для начала нужно определить, всем ли критериям, по которым осуществляется выплата, соответствует ваш случай. А именно:

  • УТС не рассчитывается, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации (согласно проекту ЦБ РФ о методике расчета);
  • легковое транспортное средство должно быть не старше 5 лет с момента его продажи;
  • владелец не должен быть виновником ДТП.

Если виновник ДТП не застрахован по договору ОСАГО или пострадавшее транспортное средство не застраховано по договору каско, возмещение утраты товарной стоимости необходимо предъявлять виновнику ДТП на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Далее следует провести независимую экспертную оценку утери товарной стоимости автомобиля в соответствующей специализированной организации. К счастью, сегодня множество компаний, которые оказывают услуги по оценке стоимости автомобилей, оценке повреждений и ущерба.


Когда калькуляция уже у вас на руках, направляйте претензию страховщику с призывом добровольно выплатить вам сумму, причитающуюся согласно результатам проведенной экспертизы. Согласно ст. 16.1. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» это необходимо сделать в обязательном порядке, в противном случае в дальнейшем ваше исковое заявление не будет принято к рассмотрению.

Получили на свою претензию отказ или ее попросту проигнорировали? Что ж, тогда вам прямая дорога в суд. К отношениям, возникающим из договора страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей, в том числе в части альтернативной подсудности и освобождения от уплаты госпошлины. Так, потерпевший (истец) вправе по своему выбору обратиться с иском в судебный орган по месту нахождения ответчика, по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора страхования.


Вероятность вынесения положительного решения суда по таким категориям дел для страхователей практически стопроцентная. Также не стоит забывать о том, что в случае неисполнения требований в добровольном порядке страховая компания обязана будет уплатить в вашу пользу 50% штрафа от присужденной по суду сумме, а также возместить иные расходы, в том числе и на оплату услуг представителя.

Дмитрий Смаковский, старший юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист»

Фото: Depositphotos
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (7)

Самые новые

Что означает: «величина эксплуатационного износа превышает 40%»? Как он рассчитывается?

Ответить#
0

Сколько раз можно возможно получить возмещение по УТС? На первом году эксплуатации поцарапали бампер (замена бампера), на втором таксер влетел в зад (бампер, крышка багажника, оптика + левое крыло покраска).

Ответить#
0

«величина эксплуатационного износа превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации»
Всё предельно ясно, спасибо

Ответить#
+2

Тоже на днях мне девушка в заднюю часть авто въехала. Я просто стоял на светофоре. Сразу обратился к независимому эксперту и попросил сделать рассчет УТС. Авто чуть менее 3-ех лет, пробег 30тыс. Но гарантия от завода изготовителя 2 года (лада гранта, гарантия закончилась в мае этого года). Это что, получается я не могу получить УТС???

«УТС не рассчитывается, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации (согласно проекту ЦБ РФ о методике расчета);»

Ответить#
+1

Это когда это в ближайшие 3–4 года была гарантия на лады 2 года? 3 года или 100 000 пробега, что наступит ранее. Скорее всего, забили на ТО, да? :)

Ответить#
0

Я без понятия, т.к. я второй владелец. Но когда я приехал к официальном дилеру для прохождения ТО и попросил заменить какую-то мелочь по гарантии, на меня посмотрели большими глазами и сказали, что гарантия на автомобили, которые продавались в 2014 году составляла 2 года (на тот момент машина была продана где-то 2 года и месяц назад). Однако, к этому они добавили, что они только недавно стали официальным дилером и предложили съездить туда, где авто покупался, но дилера, который этот авто продавал уже нет(разорился). Короче, в тот момент я понял, что это г....ный Автоваз и нахрен мне такой официальный сервис нужен в котором толком не знают, есть гарантия или нет и сколько лет она составляет. Поэтому я заехал в магазин купил масло, фильтр, свечи и свечной ключ. Свечи сам поменял, а масло на СТО у дома. Ну а то, что гарантия по их словам была 2 года я даже не удивился, ибо затратно на такие авто делать гарантию 3 года...не доживают:) Поэтому в миллиардные долги завод и залез:) Короче — АВТОВАЗ и этим все сказано.

Ответить#
0

Вспомнил мелочь. У меня крестовина рулевого вала люфтила... которую в итоге просто подтянули и все прошло, т.е. даже не пришлось менять крестовину или вал в сборе. Возможно официалы просто отфутболили боясь замены вала по гарантии. Однако, представление о них у меня испорчено и желание проходить ТО у таких безответственных и необязательных специалистов отпало. Вот как-то так.

Ответить#
+1