А волны бегут

А ВОЛНЫ БЕГУТ

]

РЫНОК

На приеме

А ВОЛНЫ БЕГУТ

Радиоантенна —

не просто украшение автомобиля,

а весьма серьезное устройство. Выбирать ее надо со знанием дела.

Владимир АРБУЗОВ

Чтобы отличить полноценную антенну от бутафорской, напомним вкратце, как она работает.

От проводника — передающей антенны радиостанции электромагнитные волны распространяются во все стороны, а в приемной антенне происходит обратный процесс: они преобразуются в электрический ток (см. рисунок). Как видим, напряжение «отстает» от тока на 90°, и в проводнике (антенне) длиной в половину длины волны можно обнаружить оба их максимума. Максимальный ток — в центре. Логично разорвать нашу антенну пополам и подключить к разрыву токоприемный экранированный кабель. Получилось два «уса» длиной 1/4 волны каждый. Один будет собственно автомобильной антенной, а роль второго выполнит кузов машины. Поэтому-то оптимальная длина антенны — четверть длины принимаемой волны. На УКВ (ЧМ, FM)-диапазоне — это 125–150 см. Кабель, идущий от антенны к приемнику, делают экранированным, чтобы он не «удлинял» ее.

Конечно, полутораметровый штырь антенны не очень-то удобен. Его укорачивают, помещая в основание или в середину катушку. Иногда ее функции выполняет пружина — важно, чтобы витки последней не касались друг друга. Это в самых общих чертах «теории». Но нам-то надо, чтобы и музыка играла.

На рынке и в магазинах мы купили 14 антенн всевозможных конструкций и разновидностей и проверили на профпригодность. В Москве, в зоне уверенного приема, отлично работает даже проволочка, воткнутая в гнездо антенны. Поэтому мы отправились за сто километров от города, где прием «на гвоздик» не проходит.

Оговоримся сразу: нас интересовал диапазон УКВ (FM 66,00–108,00 МГц), потому что ДВ и СВ можно ловить чуть ли не на веревку в любом месте земного шара — такова их природа, да и большинство радиостанций работают сегодня на УКВ.

Качество приема оценивали на слух, меняя антенны на одном и том же автомобильном приемнике и по S-метру связного приемника. (S-метр — дополнительный прибор, показывающий относительный уровень приема станции. К примеру — индикатор уровня сигнала приемника «Океан» или «кубики» на сотовом телефоне.) Результаты перепроверили, используя вместо радиостанций генератор стандартных сигналов на частотах 105,2 и 107,8 МГц. Данные наблюдений сведены в таблицу. К ней — небольшое пояснение.

Самыми удобными оказались антенны на магнитной подставке: их легко установить в любом месте кузова — правда, иногда они царапают краску и хорошо держатся только на сухой и чистой поверхности. Кроме того, кабель, проложенный сквозь дверной проем, легко перерубить. Та же беда грозит антеннам, которые крепятся за водосток. При отсутствии оного (у многих современных автомобилей, в том числе «десятого» семейства ВАЗа) они непригодны.

Врезные антенны ставить сложнее: для них нужно сверлить в кузове отверстия большого диаметра. При этом не удается следовать правилу: антенна должна стоять как можно выше, дальше от двигателя и ближе к приемнику.

Дорогие высококачественные антенны, предназначенные для портативных раций и радиотелефонов, обычно крепятся на водосток, но с автомобильными радиоприемниками функционируют плохо, а потому непригодны для них. Военные антенны, напротив, работают хорошо, очень долговечны, но их приходится доделывать — к ним нет ни кабеля, ни крепления. Да и легковой автомобиль они не украшают.

Антенны со встроенным в корпус усилителем называются активными. Их обычно ставить легко, но при неуверенном приеме они вылавливают из эфира много посторонних шумов и тресков. Самый лучший экземпляр замолк в 90 км от Москвы. Еще одна антенна — «усы» просто удивила: сделана из рук вон плохо, коротенькая, но ловит уверенно.

Общие же выводы таковы. Стержень антенны должен быть толстым — высокочастотный сигнал распространяется по поверхности проводника, и чем она больше, тем лучше. Устанавливать антенну следует, как уже говорилось, возможно выше, дальше от двигателя и ближе к приемнику (например, на крыше автомобиля и в ее ближайших «окрестностях»); в некоторых случаях желателен подбор длины (иногда для этого берут двухметровый штырь и, настроившись на нужную станцию, понемногу укорачивают его, пока не получат максимальную громкость звука): возможно, антенну придется отклонить от вертикали — УКВ-станции имеют горизонтальную поляризацию передаваемого сигнала; качество изготовления (пайка кабеля, гладкость стержня антенны, способ крепления) не должны вызывать сомнений.

И — ловись, «рыбка», большая и маленькая.

1. AN 714. Крепится на магните. В основании — пружина, в центре — удлиняющая катушка. Высота — 64,5 см. Стержень хромирован. Цена — 160 руб. Купленный образец оказался «декоративным»: центральная жила кабеля была оборвана у основания. Оценка за качество изготовления и механическую точность — 4 (по 5-балльной шкале).

2. Без названия. Крепится на магните. Стержень анодирован. В центре — пружина, она же удлиняющая катушка. Высота — 39 см. Продается без упаковки. Цена — 55 руб. Оценка — 3. 

3. АША-2. Крепится на водосток. Стержень анодирован. Изготовлен из мягкой стали, так что легко и необратимо сгибается. Высота — 82 см. Без упаковки. Цена — 45 руб. Оценка — 3. 

4. «Усы». Крепится на водосток. Два «уса» по 35 см изготовлены из мягкой стали и окрашены черной краской. Легко гнутся, форму не держат. Сделана грубо, электрические контакты не изолированы. Цена — 30 руб. Оценка — 2. 

5. «Хлыст длинный». Крепится к кузову через отверстие. Стержень из стеклотекстолита с медной жилой внутри. Легко отклоняется за счет пружины в основании. Высота — 205 см. Громоздка, при попытке согнуть стержень легко ломается. Цена — 325 руб. Оценка — 4. 

6. «Хлыст короткий». Отличается от предыдущей конструкции высотой — 150 см. Цена — 220 руб. Оценка — 4. 

7. ML 145 SIRIO. Крепится на магните. Использованы высококачественные материалы. Имеет в основании согласующую катушку. Высота — 145 см. Цена — 1125 руб. (на момент покупки — около $40). Предназначена для Си-Би-радиостанций. Оценка — 5. 

8. Многостержневая. Крепится к кузову через изолятор. Все стержни оцинкованы и окрашены. Высота — 130 см, масса — 1 кг. Цена — 30–50 руб. Предназначена для автомобильных радиостанций. Популярна у водителей грузовиков. Оценка — 4. 

9. «Куликовка». Крепится на кузов через изолятор. Стержень из алюминиевых втулок, надетых на натянутый стальной тросик. Легкая, гибкая, долговечная. Высота — 152 см. Цена на рынке — 50 руб. Предназначена для армейских радиостанций. Оценка — 4. 

10. Антенна телескопическая BRT 401. Крепится через отверстие в крыле. Стержень из тонкостенных трубок, хромированный. Высота — 78 см. Цена — 80 руб. Оценка — 4. 

11. Антенна телескопическая (Китай). Крепится так же, как предыдущая. Качество низкое. При подъеме — опускании сильно заедает. Высота — 80 см. Цена — 110 руб. Оценка — 2. 

12. Антенна активная «Волна». Крепится в салоне под зеркалом. При работе потребляет немалый ток (20 мА). Цена — 240 руб. Оценка — 4. 

13. Антенна активная «Урал АВ14». Крепится в салоне к стеклу. Потребляемый ток — 5 мА. Высокочастотный провод не экранирован, хорошо прослушиваются электропомехи. Цена — 285 руб. Оценка — 3. 

14. Антенна активная (Италия). Крепится в салоне к стеклу. Выглядит весьма добротно. Есть индикатор подачи питания (светодиод). Потребляемый ток — 18 мА. Цена — 655 руб. Оценка — 5. 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии