Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?

Очередная подборка «хорошо забытого старого» из мира автомобилей и путей сообщения. Итак, ВАЗ‑2122 — амфибия на агрегатах Нивы, тянитолкай МАЗ‑541 с двумя рулями, монорельс от Питера до Москвы, колесо Илона и другие необычные изобретения из копилки Михаила Колодочкина. Многие из них — и даже самые хитроумные! — применялись в автомобилестроении.

С двумя рулями

Появись такой «седан» на современной дороге — расступились бы все. Полная масса — под 30 тонн, объем двигателя — почти 39 литров. Правда, максималка всего 30 км/ч. Потому что это не банальная легковушка, а аэродромный тягач МАЗ‑541. У него было два руля: для движения вперед и назад соответственно. Чтобы сменить направление движения, водитель просто пересаживался на другое место.

Монорельс меж двух столиц

В 1897 году русский изобретатель Ипполит Романов продемонстрировал модель сконструированной им подвесной электрической дороги с одним вагончиком. Изобретателя поддержало Императорское русское техническое общество, после чего он приступил к строительству настоящей дороги. На путевую балку установили пару двухосных тележек, к которым подвесили вагончик. Мотор мощностью 6 кВт разгонял трехтонную конструкцию до 15 км/ч. Испытания оказались настолько успешными, что изобретатель собрался протянуть свой «монорельс» из Питера в Москву, а оттуда — в Нижний Новгород. Однако спонсора для этого проекта найти не удалось.

Колесо Илона

Илон Маск никакого отношения к этому изобретению не имеет. Его автор — шведский инженер Бенгт Илон, который в семидесятых годах прошлого века придумал нечто, позволяющее транспорту двигаться в любом направлении безо всякого рулевого механизма. Конструкция представляет собой колесо, на котором смонтированы независимые ролики, расположенные по его окружности под углом 45°. Изменяя скорость и направление вращения каждого из колес, можно заставить такую машину двигаться в любую сторону — вперед, назад, боком и по диагонали. В автомобилестроении идея широкого развития не получила. А многочисленные игрушки с такими колесами выглядят очень забавно.

Днем с фонарем

Фонарные трамваи, которые служили в столице более полувека (!), получили свое название вовсе не в честь световых приборов, а из-за стандартной для начала прошлого столетия застекленной надстройки на крыше. Подобные конструкции называют фонарями — термин пришел из архитектуры. В помещении с таким фонарем днем значительно светлее. Что касается трамваев, то знатоки утверждают, что фонари в них использовали не только для освещения, но и для вентиляции салона.

Проект «Река»

В свое время Министерство обороны СССР заказало Волжскому автозаводу разработку автомобиля командира роты. Согласно техзаданию машина была сугубо армейской, однако формально амфибия ВАЗ‑2122, построенная на агрегатах Нивы, считалась транспортом для охотников и спортсменов. К 1985 году пять плавающих вседорожников отправили на испытания в реальных условиях — они прошли от Байкала до Средней Азии. Военные были в восторге, в том числе и министр обороны Дмитрий Устинов. Но именно он поставил точку в проекте «Река». Денег на ежегодный выпуск пятисот машин у министерства не нашлось.

Воздуховоз

Двигатели на сжатом воздухе использовали еще в позапрошлом веке — например, на транспорте, работающем в газоопасных шахтах. Баллоны со сжатым воздухом передвигали как малогабаритные тележки, так и целые поезда. В частности, они обес­печивали пять-шесть километров пробега на одной заправке при массе состава до 100 тонн. Широкому распространению воздуховозов помешали низкий КПД и необходимость частой зарядки баллонов.

Фото: из архива автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (18)

Самые новые

«седан» от МАЗ очень интересно смотрится..... с него нужно было «Проект Кортеж» делать))))))

Ответить#
0

Колёса Илона используются на аэродромах для загрузки контейнеров в самолёт.
Они расставлены на платформе транспортёра в большом количестве, и позволяют сначала принять груз от «паровозика» с одной стороны, а потом переметить его уже в другом направлении в отсек самолёта.

Ответить#
0

Может, я и ошибаюсь, причислив эту конструкцию Илону. Но очень похожий принцип.
Вот тут есть изображения
ссылка

Ответить#
0

Интересно, какое отношение к земноводной «ниве» имеет ЛуАЗик, да ещё в исполнении аэродромного багажного тягача?

Ответить#
-1

Да никакого! Просто случайно лишнее фото попало. Постараемся удалить...

Ответить#
0

Легковая амфибия была серийно в войсках — Луаз 967,с рулем посредине.Как командирская машина — не знаю,наверное слабоват.А как амфибия вполне пригодна.
У тракторов К 701 и 700А руль один,но переставляется при необходимости — т.е. можно установить и для движения назад и вперёд,в зависимости от агрегатируемого оборудования.

Ответить#
0

Про тракторы не знал

Ответить#
0

Отец,не долго, на К 701 работал.Там ещё руль справа,при движении вперёд,получается.А если «капотом назад» — «задним ходом» — получается,как положено — слева.Так что праворульные не только «японки»,но ещё и трактора К700

Ответить#
+1

Есть ещё один факт об этих тракторах — их делают в Петербурге (ранее в Ленинграде).Обычно индустрия ассоциируется с какими-нибудь «пролетарскими» регионами.А тут Питер — культурная столица,а там...трактора делают!

Ответить#
0

Он потому и назывался «Кировец» — Кировский завод делал.

Ответить#
0

Логичнее бы было «Ленинградец».А то многие думают,что их делают в Кирове.

Ответить#
0

Ну, может быть. Но Кировский завод — в советское время сам по себе был могучим брендом.

Ответить#
0

Точно — командирская? Вроде бы, и компоновка подтверждает — ни разу, скорее санитарная. Водитель посередине — потому что по бокам места для носилок с ранеными. Кроме того, это позволяло вести машину лёжа (сиденье откидывалось), что тоже явно не для командира.

Ответить#
0

Спасибо, Михаил Владимирович, очень интересно. А идея монорельса не забыта. Так устроены тележки на козловых и мостовых кранах.

Ответить#
0

Спасибо, Евгений!

Ответить#
0

А была ещё амфибия на базе УАЗа. Кажется, Ягуар. А вот Форд-ГПА и ГАЗ-46 — это настоящие амфибии!

Ответить#
0

У меня ГАЗ-46 в шкафу стоит:) 1:43

Ответить#
0

Спецтехника с двумя рулями и сейчас широко используется на промышленных предприятиях, в частности на алюминиевых заводах для перевозки ковшей с жидким алюминием или для транспортировки анодных блоков. Кабина с круговым остеклением, два комплекта педалей и вращающееся сиденье, ну и рулей, соответственно — два. Между прочим, очень удобно в длинных заводских коридорах. Едет одинаково, что вперёд, что назад.

Ответить#
0