Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?

Очередная подборка «хорошо забытого старого» из мира автомобилей и путей сообщения. Итак, ВАЗ‑2122 — амфибия на агрегатах Нивы, тянитолкай МАЗ‑541 с двумя рулями, монорельс от Питера до Москвы, колесо Илона и другие необычные изобретения из копилки Михаила Колодочкина. Многие из них — и даже самые хитроумные! — применялись в автомобилестроении.

Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?

С двумя рулями

Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?

Монорельс меж двух столиц

Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?

Колесо Илона

Илон Маск никакого отношения к этому изобретению не имеет. Его автор – шведский инженер Бенгт Илон, который в семидесятых годах прошлого века придумал нечто, позволяющее транспорту двигаться в любом направлении безо всякого рулевого механизма. Конструкция представляет собой колесо, на котором смонтированы независимые ролики, расположенные по его окружности под углом 45°. Изменяя скорость и направление вращения каждого из колес, можно заставить такую машину двигаться в любую сторону – вперед, назад, боком и по диагонали. В автомобилестроении идея широкого развития не получила. А многочисленные игрушки с такими колесами выглядят очень забавно.

Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?

Днем с фонарем

Фонарные трамваи, которые служили в столице более полувека (!), получили свое название вовсе не в честь световых приборов, а из-за стандартной для начала прошлого столетия застекленной надстройки на крыше. Подобные конструкции называют фонарями – термин пришел из архитектуры. В помещении с таким фонарем днем значительно светлее. Что касается трамваев, то знатоки утверждают, что фонари в них использовали не только для освещения, но и для вентиляции салона.

Проект «Река»

Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?

Воздуховоз

Двигатели на сжатом воздухе использовали еще в позапрошлом веке – например, на транспорте, работающем в газоопасных шахтах. Баллоны со сжатым воздухом передвигали как малогабаритные тележки, так и целые поезда. В частности, они обес­печивали пять-шесть километров пробега на одной заправке при массе состава до 100 тонн. Широкому распространению воздуховозов помешали низкий КПД и необходимость частой зарядки баллонов.

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в