Переобуваемся к зиме — как выбрать хороший шиномонтаж?

Правильный выбор шиномонтажа — залог собственной безопасности и долговечности ваших колес. Но как определить, профессионал перед вами или любитель-самоучка, прежде чем доверить ему свой автомобиль?

Нам предстоит выбрать место, в котором будет происходить процесс соединения покрышки с диском, а для части посетителей — перестановка колес в сборе. Шиномонтажные мастерские многочисленны, и работники в них большую часть года скучают, но вот дважды в году у них наступает «путина», а у автомобилистов — очереди, как за едой во времена перестройки.

Работы, проводимые в шинном сервисе, если не считать ремонта шин и колес в случае их повреждений, — это две процедуры: сам шиномонтаж (сборка шины и колесного диска в единый узел) и балансировка собранного колеса (совмещение его центра тяжести с осью вращения).

Оборудование для шиномонтажа

Оборудование для шиномонтажаМонтажный станок, балансировочный и обязательно мойка колес. Ведь правильно балансируют только чистые колеса.
Монтажный станок, балансировочный и обязательно мойка колес. Ведь правильно балансируют только чистые колеса.

При посещении мастерской внимание в первую очередь стоит обратить на оборудование. Понятно, что неспециалист не определит по надписи на станке, хороший он или плохой, но можно оценить качество ухода за техникой. Например, если станки стоят в сыром неотапливаемом помещении или какие-то их части просто отломаны. Такой шиномонтаж лучше обходить стороной. Обязательно посмотрите, как вывешивают автомобиль для снятия колес. Все-таки очень неполезно вывешивать автомобиль, подводя домкрат только под одну точку порога и поднимать машину так, чтобы снять оба колеса. Неновый автомобиль может получить как местные деформации порога, так и общее искривление кузова. Лучше, если автомобиль вывешивают на подъемнике или уж снимают колеса по одному на домкрате. Итак, колесо снято. При отрыве покрышки от обода (преодолении хампов) особо впечатлительным автовладельцам лучше отвернуться. Шина испытывает значительные деформации, но, к счастью, обычно без необратимых последствий.

Для облегчения посадки шины на диск соприкасающиеся поверхности следует смазывать мыльным раствором. В некоторых мастерских покрышку и диск перед сборкой мажут маслом, то ли моторным, то ли отработанным. Если смажут несильно, то масло немного разъедает резину и покрышка лучше прилипает к диску. Правда, при разбортировке такого колеса может вырвать кусок резины из борта. Если же масла нанесли очень много, то получится совсем не смешная картина. При нажатии на тормоз в движении колесные диски останавливаются. А покрышки начинают вращаться относительно колесных дисков. Надо ли говорить, что такие шины долго не проживут?

Оскорбительно выглядят порой в шиномонтажных мастерских расчеты по прейскуранту. Приведу пример. Привез в шиномонтаж неновые диски и отдельно шины. Попросил заменить колесные вентили. Два движения, и вентиль заменен. Потом при расчете по прейскуранту пытались насчитать замену четырех вентилей. Но ведь в цену такой работы заложена разбортировка колеса (хотя бы частичная) и уж потом замена вентиля. А на «голых» дисках это должно стоить намного меньше. Ну я с тех пор в этот шиномонтаж ни ногой, хоть и рядом с домом расположен. Балансировка тоже момент ответственный. Можно, особо не вдаваясь в теорию, определить, добросовестно ли проведена работа. Так, на одной стороне колеса, например внешней, грузы (если их несколько) должны образовывать сплошной сегмент. Недопустимо, если они разбросаны по окружности, как звезды по южному ночному небу.

Сезонное хранение шин

Сезонное хранение шинСезонное хранение шин — востребованная услуга. Особенно в крупных городах, где личных гаражей остается все меньше.
Сезонное хранение шин — востребованная услуга. Особенно в крупных городах, где личных гаражей остается все меньше.

Второй момент, легко выявляемый визуально, — способ затяжки колесного крепежа. Если работники мастерской используют исключительно ударный гайковерт и не проверяют затяжку колес динамометрическим ключом, то здесь, скорее всего, тоже лучше не останавливаться.

Чем грозит вам и вашему автомобилю посещение мастерской, оказывающей некачественные услуги? Плохая сборка колеса может привести к повреждению шины. В самом легком случае это вероятность выхода воздуха на стыке диска и шины, про худший и говорить не хочется. Некачественная балансировка способна привести к повышенной вибрации на высоких скоростях, износу шин и деталей подвески. Затяжка колесного крепежа, а особенно секреток, «от души» грозит сорванной резьбой, вытянутыми шпильками или болтами.

После посещения плохого шиномонтажа можно получить кучу неприятностей, связанных с непредвиденными затратами денег и времени на ремонт подвески и не только, замену преждевременно изношенных шин. Есть и более значительные риски — здоровье и жизнь, которые невозможно измерить никакими деньгами. И не надо думать, что это просто слова — лопнувшее на высокой скорости колесо может привести к крайне печальным последствиям.

Станция технического обслуживания

Станция технического обслуживанияЗдесь можно заменить колеса, а можно и провести некоторые слесарные работы.
Здесь можно заменить колеса, а можно и провести некоторые слесарные работы.

Чтобы не скучать во время переобувки, можно заглянуть в колесные арки и проверить износ тормозных дисков и колодок, состояние рычагов, рулевых тяг и ШРУСов, если, конечно, вы понимаете, о чем речь.

И не забывайте: высокая цена, объявленная за услуги, отнюдь не гарантия высокого качества выполненных работ. Цены к тому же очень варьируются от региона, в котором предстоит посещать шиномонтаж. Даже в Подмосковье расценки ощутимо ниже, чем в столице, а в соседних областях комплект колес порой можно переобуть за деньги, которые московский автомобилист отдает за одно колесо (правда, со снятием и установкой).

Из личного опыта

В заключение расскажу, с чем еще приходилось сталкиваться лично. Как-то раз возле шиномонтажной мастерской собралось несколько автовладельцев в очереди. Старый мастер (пока ученик работает) делится опытом: «Жгутиками колесо заделать нормально невозможно, слабые они». Так получилось, что именно в этот момент автор достает из багажника машины колесо, которое пришлось чинить в дороге жгутиками.

Отремонтированное колесо

Отремонтированное колесоТак выглядело колесо, отремонтированное в полевых условиях при помощи жгутов
Так выглядело колесо, отремонтированное в полевых условиях при помощи жгутов

Предыстория. На трамвайных путях вылетела плитка. В дождь и в темноте, в три часа ночи наскочил на нее колесом. Боковина пробита в двух местах. Запаска в подполье, а сверху в багажнике лежит такой груз, что его в одиночку и не вынешь. Хорошо, жгутики с инструментом для проталкивания были с собой. Компрессор поставил на непрерывную подкачку и давай устанавливать смоченные клеем жгутики. Первые удалось затолкать пальцами, остальные — приспособлением. Всего ушло 14 жгутиков. Загерметизировалась шина полностью и отлично накачалась. Оставшиеся несколько километров доехал без приключений и уже на другой день, поставив запаску, а приобретя покрышку, поехал к «профессионалам». Конечно, долго ездить на такой покрышке не стоит, но технологию установки жгутика в отверстие от самореза освоить очень советую.

Фото: автора и «За рулем»
Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (30)

Самые новые

Автору респект за такое количество букв , по поводу смазки ботов маслом —улыбнуло, хотя все возможно в этом мире.Велосипедные провернувшиеся на ободе шины это норма,а вот автомобильных ,за свою жизнь,не встречал.
Так что если Вы увидели в банке для смазки — маслоподобное,едем дальше.
На литые и кованные колеса требуйте установки самоклеящихся грузов на обе стороны.
А по поводу «прайсов» и расчета стоимости обсуждайте перечень работ заранее!!!. «Звездочки» и сноски в нижней части прейскуранта могут оказатся неожиданным расстройством.
Напримет 50% наценка за «Ранфлэт».
Всем удачи на дороге и жизни.
«Домашнего» шиномонтажника ,как и домашнего доктора никто не отменял.

Ответить#
0

Хороший у автора компрессор...А цену испорченного баллона надо бы с коммунальщиков взыскать

Ответить#
0

«с тех пор в этот шиномонтаж ни ногой» да ну это ерунда — не специально они это ! может мозги засыхают от однообразия ... в том году мне насчитали сборку, балансировку с установкой на авто, я сказал что сам установлю — они пересчет сделали и все. Потом один грузик отвалился,а все места крепления я заранее оцарапал и сфоткал вес груза — привез обратно бесплатно смонтировали. Наоборот обратная связь им помогает к разным ситуациям и разным запросам адаптироваться. Порядочных людей больше, чем кажется, но вот профессионалов мало.

Ответить#
+1

Диски на штроборез поставить, хороший шиномонтаж не нужен.

Ответить#
0

Вчера переобулся сам и Ш наклеил. В зимних давление дольше устанавливал (сначала насосом накачал больше на 1 ,патом по ручному манометру подгонял «стравливал» воздух и окончательную затяжку «на ощупь») чем время «поднять снять прикрутить». Помыл с шампунем, камушки вынул, сложил , теперь где хранить летние в сборе : на даче морозы до —35 бывают и мыши могут погрызть мой Мишлен или на балконе или в кладовке в квартире (жарковато и место ), в гараже, в подвале...

Ответить#
0

Нашел ответ ! Из мануала ГАЗ 53А «Хранить покрышки следует в сухом помещении при температуре от —10С до +20С»

Ответить#
0

А лучший вариант не жмотиться и купить зимние шины с дисками, собрать один раз колёса прямо в шинном магазине, где при покупке шин с дисками сборка часто делается бесплатно или с огромной скидкой, и кататься спокойно несколько лет не завися от очередей в шиномонтажки и не собирая колёса когда «неожиданно» выпал снег не там где делают качественно, а там где удалось влезть. Качество сборки даже на хорошем оборудовании когда шиномонтажники сутками переобувают автомобили, когда скорость для них важнее может оказаться гораздо ниже ожидаемого. При хранении, что шины, что колёса места занимают одинаково. Ну и не стоит забывать, что шина разбортированная 4–5 раз почти гарантированно начнёт травить по ободу.
Сэкономить можно взяв шины и диски на один размер меньше штатных. Обычно это возможно если автомобиль не в самой дешёвой комплектации. Сравните для примера цену зимних очень распространённого сейчас размера 205/55R16 и цену таких же по диаметру шин 195/65R15 в комплекте с недорогими дисками. Для наглядности лучше взять одну и ту же модель шины.

Ответить#
+3

Балансировать их все равно надо, хотя-бы через сезон. А если самому менять, то домкрат нормальный нужен. Штатный на пару переобувок хватит только. А это минимум 3 т.р.

Ответить#
+1

купил китайский 10 лет назад, так до сих пор пашет. а штатному то чё сделается? пользую оба

Ответить#
+2

не понял что за «штатный» такой плохой —я домкратом (ромб-трапеция) за <600р сто раз уже поднимал и вчера тоже и нормально ... гидравлический тоже есть Сделано в СССР (вагон поднимет), но он вверх только - не удобно высоту вниз регулировать

Ответить#
+2

Балансировать колёса можно в любое время от весны до осени и стоит это копейки по сравнению с переобуванием по полной программе. Штатного домкрата на иномарках обычно хватает с запасом. На моём VW Golf-2 штатный домкрат умер через только 16 лет после выпуска. На новых авто, что у меня были домкраты были такого качества, что в магазинах и не найдёшь. После 5 сезонов с переобуванием колёс в гараже штатный домкрат KIA Ceed-1 остался как новый.
Даже если и покупать домкрат, то это покупка не на один сезон и скорее даже не на один автомобиль. Если меняешь колёса сам можно и потраться на хороший гидравлический. За время службы он точно окупится.

Ответить#
+1

За 3 года, пока только один комплект балансировал. Переобуваю на шиномонтажке. Штатный домкрат на Крузе по отзывам на 2 переобувания не хватает. Гаража нет, а перед подъездом как-то не комильфо переобуваться.
И да, я за 2 полноценных комплекта колес. Причем зима у меня на дюйм меньше диски, соответственно резина выше профилем, для зимы самое то.

Ответить#
0

По любому просто перекинуть колёса на шиномонтажке можно в любое время, вне очереди и стоит это недорого. Про домкрат Круза не знал.

Ответить#
-1

Насчёт балансировки — имеет смысл балансировать после пары дней езды. Покрышка за это время избавится от деформаций хранения.
Если же на любых скоростях не возникает никаких вибраций — балансировка и не нужна.
Штатные ромбы-домкраты хороши тем, что ими можно поднимать (очень неудобно, но можно) машину даже когда покрышка полностью пустая. Бутылочный домкрат в этих случаях применить сложнее, а подкатной неудобно с собой возить.
Так что в гараже или где ещё для переобувания удобно иметь гидравлический (как минимум, вдвое быстрее переобуваешься в сравнении с ромбами), а в дороге в багажнике пусть лежит штатный.

Ответить#
+1

Такой подход по нашим реалиям подходит только тем, кто будет ездить на конкретном авто не менее срока службы второго комплекта на дисках. Я не люблю штамповку, а фирменное литьё вторым комплектом иметь накладно...

Ответить#
+1

Такой подход оправдан если ездить даже две зимы. Кстати литьё бывает очень не дорогое и достаточно качественное. Я себе купил на зиму Реплику 15' для VW-Skoda. При разнице в цене шин Continental 205/55R16 и 195/55R15 общая цена 15-х колёс не на много больше даже по нынешним ценам, а если учесть, что собрали бесплатно при покупке, так ещё и выгадал немного.
Когда стал покупать новые автомобили сделал вывод, что менять их раньше чем через 5–6 лет при обычной эксплуатации с пробегами в 15–20 тыс в год бессмысленно. Так что выгода от зимних колёс в сборе существенная.
Глянул навскидку цены на литьё 13–14' — тоже есть вполне неплохие варианты по цене штамповок. Так что в этих размерах сказанное выше тоже актуально. А если у кого колёса 18–20' так там и авто такие, что экономить на колёсах просто смешно.

Ответить#
0

«А лучший вариант не жмотиться и купить зимние шины с дисками, собрать один раз колёса прямо в шинном магазине, где при покупке шин с дисками сборка часто делается бесплатно или с огромной скидкой, и кататься спокойно несколько лет не завися от очередей в шиномонтажки»

Абсолютно согласен!

Ответить#
0

«Можно, особо не вдаваясь в теорию, определить, добросовестно ли проведена работа. Так, на одной стороне колеса, например внешней, грузы (если их несколько) должны образовывать сплошной сегмент. Недопустимо, если они разбросаны по окружности, как звезды по южному ночному небу.»

Ой ли? Все зависит от качества дисков и покрышек, которые клиент привез в шиномонтаж! Не мешало бы вдаться в теорию! Какая теория поможет отбалансироваться колесу одним набором грузов, если даже на ощупь покрышка имеет три «пуза» по боковине? Наблюдал случай, когда знакомый шиномонтажник ради эксперимента пытался отбалансировать новый «голый» алюминиевый диск, который выглядел очень «круто», но даже «на глаз» было заметно несколько «экстремумов» радиального биения, когда он на станке крутился...

Ответить#
+1

Уважаемый Сергей. Динамически можно отбалансировать даже древнегреческую амфору. Нужно только совместить центр масс с геометрической осью. Отбалансированное тело может вращаться при этом не создавая дополнительной , вращающейся нагрузки на опоры. Другое дело, что геометрического биения быть не должно ни у диска, ни у беговой дорожки (протектора) покрышки.

Ответить#
+1

"...геометрического биения быть не должно ни у диска, ни у беговой дорожки (протектора) покрышки."

Не должно не означает, что этого нет. Как быть, если есть? Вот шиномонтажники и изгаляются, как могут. Упомянутый мною знакомый шиномонтажник не смог отбалансировать колесо, и сказал клиенту, что это невозможно. Таких "эпитетов" наслушался, из которых "лохопед криворукий" был самым безобидным. При мне дело было...

Ответить#
+1

Все надо проверять , но я уверен ,что в промышленности закладываются допуски на биение и колесного диска, и покрышки, и тормозного диска ... сейчас просто нигде не пишут, а в старых книгах есть эти биения. У покрышки раньше биение в пару-тройку миллиметров нормой было.

Ответить#
+1

"...но я уверен ,что в промышленности закладываются допуски на биение и колесного диска, и покрышки, и тормозного диска"

Только, видимо, у каждого завода свои "нормативы". Я на свой "Меган" купил недорогие китайские диски. Пацаны в автосервисе: "Да ты их фиг отбалансируешь, зря деньги выкинул!" Поставили один диск на балансировочный станок... По нолям! Второй... третий... четвертый... По нолям! Смотрю — у пацанов руки к затылкам полезли...

Ответить#
+2

не появилось желание купить балансировочный станок ? я , да приобрел бы в личное пользование и бизнес бы открыл.. Диски у меня Горьковские отбалансировались в сборе с шинами 1 груз по 10 или 15гр на сторону

Ответить#
0

Не, на балансировке бизнес не сделать.
Штатные «Мишлен» я переставил со штатных стальных на эти китайские диски. Грузы понадобились только для двух колес. На одно 5, на другое 10 граммов. А на штатные стальные поставил «зиму» «Гиславед». Там грузы понадобились для всех четырех, но не более 20 граммов на колесо.
А, запаски забыл. Летнюю оставил штатную, балансировка не потребовалась, а для зимней купил китайский же стальной, поставил тот же «Гиславед», понадобился один груз 10 граммов.

Ответить#
0

Так «раньше» счастливый советский автовладелец о балансировке колес и понятия не имел! Отсюда и шли байки про «кривые» и «ровные» покрышки...

Ответить#
+1

Тоже — овал можно получить и если не кататься. «Если автомобиль не работает более 10 дней , то его следует поставить на подставки так, чтобы разгрузить шины.» Из мануала ГАЗ 53А .

Ответить#
0

И современные колеса не рекомендуется хранить «стоймя». А уж если и хранить, то периодически их поворачивать...

Ответить#
0

Шины балансировали и в советское время. Я сам в детстве видел как это делали.
А кривые покрышки совсем не байки даже сейчас ссылка

Ответить#
0

Хорошо, балансируем диск, коим является колесо. Ось задана, другой быть не может. Гипотетически разделим этот диск на, скажем, 5 секторов. Все сектора различны по массе. Как их отбалансировать одним набором грузов?

Ответить#
0

Жгутики аж двух цветов. Круть. А колесо переднее или зад?

Ответить#
0