ГОСТ для камер фотовидеофикcации: пройтись по фотографии

Спустя восемь лет после появления на наших дорогах камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения Росстандарт, наконец-то, утвердил для них ГОСТ, который вступит в силу 1 июня 2017 года. Облегчит ли он автомобилистам жизнь? Перестанут ли нас обманывать камеры и проще ли будет оспорить несправедливый штраф?

Пролистав многостраничный документ, я нашел не все ответы. ГОСТ определяет, что средства автоматической фотовидеофиксации должны распознавать одновременно российские государственные регистрационные знаки всех типов и применяемые в других странах номера не менее чем четырех типов (перечень стран определяет заказчик оборудования, ГИБДД или городские власти).

Задана точность измерений. Например, нижний предел диапазона измеряемой скорости движения – не более 20 км/ч, верхний – не менее 250 км/ч, а допустимая абсолютная погрешность измерений равна ± 2 км/ч для скорости движения ТС до 100 км/ч и ± 2% для скорости свыше 100 км/ч.

Минимальная дальность измерения скорости должна быть не более 50 м. При этом алгоритм трекинга, то есть фиксации траектории машины, должен обеспечивать достоверное соответствие результата измерения скорости конкретному транспортному средству.

Вероятность ошибок распознавания автомобильных номеров не должна превышать 5%. Не так уж это и мало: выходит, что каждое двадцатое зафиксированное нарушение теоретически может быть приписано другому автомобилю. Предусмотрен даже такой пункт, как появление дубликатов и фантомов: их должно быть не более 0,5%. Как бороться с этими «фантомами», еще предстоит выяснить. Важно, что все перечисленные выше требования должны выполняться в любое время суток и при любых погодных условиях.

Определены нарушения, которые фиксируются камерами. Я насчитал полтора десятка:

  • нарушение скоростного режима;
  • нарушение правил стоянки или остановки;
  • движение по обочине;
  • движение по тротуарам и велосипедным дорожкам;
  • нарушение правил пользования внешними световыми приборами;
  • выезд на полосу встречного движения;
  • выезд на трамвайные пути встречного направления;
  • движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением;
  • разворот, поворот налево, движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены;
  • нарушение требований дорожных знаков и дорожной разметки;
  • проезд на запрещающий сигнал светофора, включая выезд на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора;
  • заезд за стоп-линию;
  • выезд на перекресток в случае затора;
  • невыполнение требования уступить дорогу пешеходам;
  • иные административные правонарушения в области дорожного движения.

Определены места, где можно размещать комплексы, – вплоть до рассто­яния в метрах от обочины или границы асфальта до расположенной на мачте камеры. Определен минимальный срок службы комплексов (пять лет), что весьма актуально для пресечения всевозможных «распильных» схем. Сформулированы требования к дорожной разметке: нет четкой разметки – нет и нарушения.

Наконец, что крайне важно, перечислены требования к фотоматериалам и документам, которые формирует камера: региональные центры организации дорожного движения не смогут внедрять отсебятину. Камера будет хранить записанные материалы не менее 30 дней, а каналы связи должны быть защищенными – чтобы их не взломали хакеры. Теоретически выдвинутым требованиям не соответствуют комплексы КРИС-П, но снимут ли их с «дежурства», пока неизвестно. Скорее всего, поначалу ГОСТ будет носить рекомендательный характер: чтобы он заработал в полную силу, к нему необходим еще технический регламент.

А пока камеры, которых в стране уже свыше десяти тысяч, по-прежнему нас обманывают. Почему и как – подробно рассказывает Кирилл Милешкин в материале «Знать в лицо». (ЗР, № 11, 2016, с. 10).

Подпишитесь на «За рулем» в