Гонка чемпионов: кто отнял звание бестселлера у Гранты?

На российском авторынке обостряется борьба за звание бестселлера-2016. Основными претендентами стали корейские Solaris и Rio, а вот Granta, судя по всему, осталась без шансов на победу. Впрочем, все три модели пока имеют очень близкие результаты продаж, и исход этой схватки решится только в самом конце года. Делаем ставки!

Granta сдает позиции

Завершающийся 2016-й, видимо, войдет в историю российского авторынка как год, когда самой продаваемой моделью впервые стала иномарка. Об этом можно говорить уже достаточно уверенно, поскольку по итогам десяти месяцев уходящего года две верхние строчки рейтинга продаж оккупировали Hyundai Solaris и Kia Rio, а вот бестселлер прошлых лет — Lada Granta — лишь на третьем месте. При этом до октября вазовский бюджетник еще сохранял шансы на лидерство по итогам года, но пропустил вперед Rio и увеличил отставание от Соляриса в общем зачете. Исходя из текущей динамики продаж, Lada Granta завершит нынешний год позади этих иномарок, с «бронзой».

Lada Granta, в отличие от Соляриса, доступна в двух кузовах, а тяга на колеса передается, в том числе, при помощи более доступного по цене робота. Но и это не позволило сохранить модели лидерство на рынке.

Как отмечает директор по продажам бренда Lada ГК «Терра Авто» Игорь Бадер, Granta – экономичный автомобиль сегмента Low Cost, который не претендует на характеристики, доступные в моделях Rio и Solaris. При этом корейские производители понимают, что необходимо увеличивать выгоды на автомобили с целью удержания своих долей на российском рынке, поэтому скидки на машины данного сегмента превышают 100 тыс. руб. АВТОВАЗ же не может предложить своим клиентам такой дисконт при стоимости автомобиля от 383,9 тысячи.

А вот в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М» считают, что Lada Granta сильно проигрывает в «удовольствии от владения» – удобстве для водителя, комфортности, дополнительных опциях, дизайне интерьера и экстерьера. «Цель этого автомобиля – переместить пассажиров и багаж из точки A в точку B. Наверное, этого уже недостаточно для сохранения лидерства», – констатируют аналитики.

Vesta покоряет города

Как в подтверждение этих слов внутри модельного ряда АВТОВАЗа спрос смещается в сторону новых моделей Vesta и XRAY, которые продолжают набирать популярность у российских автомобилистов, особенно в мегаполисах. В регионах же наиболее востребованной остается Granta, хотя в целом по стране продажи модели заметно падают. Так, за январь-октябрь реализация бюджетника снизилась на 30%, до 70,4 тыс. машин. Vesta же в свой первый год продаж за тот же период разошлась тиражом в 42,5 тыс. экземпляров, заняв четвертое место в общем рейтинге российских бестселлеров позади Гранты.

Lada XRAY

По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, Lada Granta попала в ситуацию достаточно жесткой конкуренции с новой Вестой, поэтому потеряла в показателе абсолютных продаж и, вероятно, ей уже не удастся вернуть себе первенство.

Действительно, выбор для поклонников российской марки не очевиден: топовая версия седана Granta (561,4 тыс. руб.) стоит дороже флагманской Весты в базовой комплектации (529 тыс. руб.), без учета спецпредложений. Правда, стартовый ценник на вазовский «лоукост», разумеется, значительно ниже, так что самая дешевая Lada конкурирует, в основном, с более оснащенными подержанными иномарками.

Как говорит директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, потребитель становится более требовательным, отсюда и значительный рост продаж вазовских новинок – Весты и Иксрея. При этом, действительно, Vesta забрала часть продаж у Гранты, снизив продажи самой модели, но увеличив объем реализации Лад в целом. Именно поэтому главная конкуренция разворачивается не между Грантой и Солярисом/Рио, а как раз между Вестой и корейской парочкой. «Тот факт, что Vesta, будучи более дорогим автомобилем, чем Granta, смогла забрать у последней часть аудитории, объясняется, в том числе, наличием выгодных кредитных программ у производителя и мерами господдержки. В разбивке на ежемесячные платежи по кредиту разница в стоимости моделей оказывается не столь ощутимой, и потребители могут позволить себе приобрести более дорогой автомобиль», – поясняет он.

По цене секонд-хэнда

Появившись в линейке Лады, седан Vesta забрал часть продаж у Гранты, увеличив при этом объем реализации вазовской продукции в целом

Кстати, на Московском автосалоне — 2016 президент АВТОВАЗа Николя Мор заявил, что в 2017 году цена на Гранту может быть урезана при условии, что поставщики обеспечат серьезное снижение себестоимости комплектующих за счет роста объема закупок. «Совершенно точно, если снизим цену на Гранту, то продажи увеличатся – и мы сможем «откусить» немного рынка у подержанных автомобилей», – сказал он тогда.

В Тольятти планы по снижению стоимости Гранты не подтвердили. А вот дилеры Лады считают, что такая задача вазовским инженерам была бы по плечу, ведь у них уже есть успешный опыт по удешевлению седана Priora. Впрочем, убирать какие-либо опции из базовой Гранты смысла не имеет, так как она сразу же потеряет конкурентные преимущества по сравнению с ближайшими соперниками, считает Сергей Новосельский.

«Lada Granta и так является самой бюджетной из современных моделей АВТОВАЗа. Существенное снижение ее стоимости (хотя, скорее, речь идет даже об удержании нынешних цен) возможно только благодаря повышению локализации и снижению себестоимости отдельных узлов», — рассуждает финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.

Также, по его словам, возможна политика промо-цены для определенных комплектаций, чтобы привлечь потенциальных покупателей, но в этом случае может возникнуть ситуация, что продажи таких автомобилей будут невыгодны самому производителю. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию на автогиганте, такой исход без мер государственной поддержки выглядит маловероятным.

Как бы то ни было, снижение стоимости Гранты, безусловно, подстегнуло бы продажи этой модели, однако вернуть себе лидерство на российском рынке она уже вряд ли сможет, полагает коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Сергей Ворновский.

Иномарочная революция

В отличие от Соляриса, соплатформенный Kia Rio сохранил в списке предложений для россиян версию хэтчбек. Как полагают эксперты, именно этот факт по итогам года позволит модели занять первую строчку в рейтинге продаж в РФ.

Таким образом, впервые в истории российского авторынка бестселлером года может стать иномарка, тогда как раньше лидерами продаж неизменно становились Лады. В разные годы на верхней ступеньке пьедестала почета побывали практически все модельные семейства АВТОВАЗа, за исключением малолитражной Оки и вседорожника Lada 4x4. С 2012 по 2015 год звание самой продаваемой модели в России доставалось Гранте, однако под напором «корейцев» ее позиции в последние годы становились все менее прочными. Ровно два года назад, в ноябре 2014-го, Kia Rio впервые сместила вазовского бюджетника с первой строчки автомобильного хит-парада по итогам месячных продаж. В 2015-м это с завидной регулярностью делал Hyundai Solaris, а в нынешнем году Granta становилась бестселлером месяца лишь несколько раз, фактически выпав из борьбы за пальму первенства. В результате иномарки, которые преследовали Гранту ни один год, смогли одержать над ней верх на пике кризиса на российском авторынке.

По мнению Алексея Кузьмича, это стало возможным благодаря работе корейских автопроизводителей над имиджем своей продукции, завоеванию лояльности покупателей, в том числе для совершения повторной покупки, а также грамотной ценовой политике, когда цена на бюджетные модели в линейке сдерживается максимально долго с оглядкой на поведение прямых конкурентов. Модели Vesta и XRAY, по видению АВТОВАЗа, нацелены на другую целевую аудиторию, однако выход Vesta незначительно, но подорвал спрос на Ладу Гранта, чего было достаточно в плотной борьбе.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в