ВАЗ-2105: попытка номер пять

Погружаемся в атмосферу 80-х за рулем Жигулей ВАЗ-2105 1981 года выпуска.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105ВАЗ-2105 Жигули
ВАЗ-2105 Жигули

Выбирая автомобиль для ретротеста, я неспроста остановился на ВАЗ-2105. Пятая модель Жигулей 1982 года выпуска была первым автомобилем в нашей семье. Именно на нем я учился ездить самостоятельно, а не сидя на коленях.

Учитывая, что было выпущено больше двух миллионов «пятерок», я не думал, что с поиском возникнут проблемы. Как оказалось, большинство живых автомобилей свежие, выпущенные уже в этом веке. ВАЗ-2105 собирался до 2010 года и стал самым долгоиграющим из всего семейства Жигулей. А вот найти живую вазовскую «пятерку» начала восьмидесятых в приличном состоянии, да еще и с родным пятерочным мотором оказалось ой как непросто. Сейчас куда легче отыскать аутентичные «копейки», «двойки» или «трешки». И все же мне повезло, и я нашел ВАЗ-2105 1981 года выпуска.

При виде бежевой «пятерки» у меня заколотилось сердце — ведь именно такого цвета была и наша машина (да и год почти тот же). И тоже с ременным двигателем ВАЗ-2105. Хорошее состояние «жигуленка» впечатлило. Родная краска неплохо сохранилась. На кузове почти нет ржавчины — только несколько сколов и царапин. Полностью оригинальный салон редкого синего цвета с объемными дверными картами. Сохранился даже советский радиоприемник А-275В, работающий на УК-волнах. Удивило, что остались родные металлические форсунки омывателя, хромированные поводки дворников с клеймом «Made in USSR» и хромированные же окантовки задних фонарей.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105На щитке приборов необходимый для начала восьмидесятых минимум. У первых «пятерок» были антибликовые стекла приборов, которые со временем заменили обычными — для удешевления.
На щитке приборов необходимый для начала восьмидесятых минимум. У первых «пятерок» были антибликовые стекла приборов, которые со временем заменили обычными — для удешевления.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Классическая 4-ступенчатая коробка передач даже спустя годы радует четкими переключениями.
Классическая 4-ступенчатая коробка передач даже спустя годы радует четкими переключениями.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Оценить работу родного советского радиоприемника А-275В, к сожалению, не удалось. Время взяло над ним верх, но все можно починить.
Оценить работу родного советского радиоприемника А-275В, к сожалению, не удалось. Время взяло над ним верх, но все можно починить.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105В сравнении с предыдущими моделями Жигулей панель «пятерки» выглядела современно. Автомобили первых лет можно отличить по замку вещевого ящика, расположенному в левой части крышки. Позже он переехал в центр.
В сравнении с предыдущими моделями Жигулей панель «пятерки» выглядела современно. Автомобили первых лет можно отличить по замку вещевого ящика, расположенному в левой части крышки. Позже он переехал в центр.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Оригинальные пластиковые шильдики «1300 S» сейчас редкость и уже становятся предметом охоты недобросовестных торговцев ретрозапчастями.
Оригинальные пластиковые шильдики «1300 S» сейчас редкость и уже становятся предметом охоты недобросовестных торговцев ретрозапчастями.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Хромированные крышки дверных пепельниц сегодня настоящий фетиш для любителей вазовской классики.
Хромированные крышки дверных пепельниц сегодня настоящий фетиш для любителей вазовской классики.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105На большинстве ВАЗ-2105 первых лет выпуска ставилась формованная обивка дверей.
На большинстве ВАЗ-2105 первых лет выпуска ставилась формованная обивка дверей.

Стоило сесть за руль, как я почувствовал знакомый с детства запах жигулевского салона. Знакома и посадка за рулем — ноги согнуты в коленях, руки прямые. Запустить двигатель сразу не вышло — клеммы аккумулятора сброшены. Оказалось, фонари освещения салона не выключаются при закрытых дверях, и рычажок, отключающий их совсем, тоже не работает — проблема многих Жигулей в возрасте. Вот батарея и отсоединена от греха подальше.

Подсоединил клеммы, вытягиваю ручку «подсоса» и поворачиваю ключ зажигания. Двигатель, чуть прокашлявшись, затарахтел как новый. Даже с учетом того, что один из клапанов требует регулировки, двигатель ВАЗ-2105 объемом 1,3 литра с ремнем ГРМ все равно самый тихий из всех «классических» двигателей. Но с годами от этого агрегата отказались — все из-за того же ремня, надежность которого оставляла желать лучшего.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Под капотом «пятерки» все точно так же, как и у других классических ВАЗов. Родной двигатель 2105 выдают лишь оригинальные клапанная крышка и крышка ремня ГРМ.
Под капотом «пятерки» все точно так же, как и у других классических ВАЗов. Родной двигатель 2105 выдают лишь оригинальные клапанная крышка и крышка ремня ГРМ.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Даже при легком морозе замок крышки багажника быстро замерзает.
Даже при легком морозе замок крышки багажника быстро замерзает.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Приличную часть багажного отделения занимают запаска и топливный бак. Вместе с машиной владельцу досталось немало интересного антиквариата, в том числе и провода для прикуривания с тканевой оплеткой.
Приличную часть багажного отделения занимают запаска и топливный бак. Вместе с машиной владельцу досталось немало интересного антиквариата, в том числе и провода для прикуривания с тканевой оплеткой.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Благодаря прозрачной крышке блока о состоянии предохранителей можно судить, не снимая ее. Это в теории. Со временем пластик мутнеет, и что-либо разглядеть уже невозможно.
Благодаря прозрачной крышке блока о состоянии предохранителей можно судить, не снимая ее. Это в теории. Со временем пластик мутнеет, и что-либо разглядеть уже невозможно.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Металлические форсунки омывателя — большая редкость.
Металлические форсунки омывателя — большая редкость.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Отличительная особенность машин первых лет выпуска — хромированные окантовки задних фонарей.
Отличительная особенность машин первых лет выпуска — хромированные окантовки задних фонарей.

Мощность в 64 л.с. по сегодняшним меркам выглядит смешно. Тем не менее «пятерка» трогается довольно бодро и уверенно разгоняется. До определенного момента — на высоких оборотах весь задор сходит на нет. Поэтому орудовать рычагом коробки передач приходится часто. Благо делать это очень приятно — четкость механизма переключения «классической» коробки великолепна даже на фоне современных автомобилей.

А вот ждать хорошей управляемости от ходовой родом из шестидесятых было бы наивно. Отсутствие усилителя компенсируется большим диаметром руля — крутить его несложно. Но точность реакций на вращения баранкой растворяется в червячном редукторе. Приходится работать на опережение, закладывая время на выбор зазоров в большом количестве соединений рулевой трапеции.

Зато разбитой дороги Жигули никогда не боялись. Подвеска без труда справляется с нашими «направлениями». А большой клиренс выручает на заснеженных парковках. Ходом можно брать даже небольшие сугробы. На тестовой машине почти все элементы ходовой до сих пор родные, за что спасибо тольяттинским инженерам.

Рентген ВАЗ-2105

Рентген ВАЗ-2105По компоновке ВАЗ-2105 ничем не отличается от братьев по «классическому» семейству.
По компоновке ВАЗ-2105 ничем не отличается от братьев по «классическому» семейству.

Изначально нежная подвеска донора, Fiat 124, после адаптации к нашим условиям стала очень живучей. Чем еще покоряют классические автомобили, так это своим обзором. Даже отсутствие правого наружного зеркала не смущает. Тоненькие стойки кузова и большая площадь остекления позволяют уверенно «мониторить» ситуацию по периметру «пятерки». Современные автомобили способны подарить схожее чувство лишь с помощью многочисленных электронных помощников.

Конечно, сегодня ездить по городу на Жигулях тяжело: динамика, управляемость и, самое главное, тормоза — все это из прошлого. Но это же прошлое вызывает ностальгическую улыбку. Так что регулярно садиться за руль классических Жигулей, Москвичей или Волг я бы советовал всем. Вы не только окунетесь в молодость, но и пересмотрите некоторые автомобильные ценности, навеянные нынешними реалиями. Тем паче, что представителей того времени с каждым годом становится все меньше. За этот экземпляр я спокоен — его владелец наверняка продолжит прикладывать все усилия, чтобы сохранить частичку нашей истории.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105У «пятерок» первых лет выпуска (как и у ВАЗ-2104 и 2107) были свои собственные 13-дюймовые штампованные диски с оригинальным дизайном. Позже их сменили колеса, унифицированные с ВАЗ-2106.
У «пятерок» первых лет выпуска (как и у ВАЗ-2104 и 2107) были свои собственные 13-дюймовые штампованные диски с оригинальным дизайном. Позже их сменили колеса, унифицированные с ВАЗ-2106.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Первый прототип ВАЗ-2105 1976 года с точки зрения дизайна был куда ближе к «копейке».
Первый прототип ВАЗ-2105 1976 года с точки зрения дизайна был куда ближе к «копейке».

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105Передняя панель предсерийного автомобиля 1978 года. К моменту запуска на конвейере изменился, по сути, только цвет.
Передняя панель предсерийного автомобиля 1978 года. К моменту запуска на конвейере изменился, по сути, только цвет.


Модель

ВАЗ

2105

21051

21053

21053i

21054

21055

21059

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Размеры, мм: длина /ширина / высота / база

4130 / 1620 / 1446 / 2424

Колея спереди/сзади

1365/1321

Объем багажника, л

345

Снаряженная / полная масса, кг

995 / 1395

995 / 1395

995 / 1395

995 / 1395

1060 / 1460

995 / 1395

995 / 1395

Время разгона 0–100 км/ч, с

18

20

17

17

16

23

9

Максимальная скорость, км/ч

145

142

148

148

150

125

180

Топливо / запас топлива, л

Аи-92 / 39

Аи-92 / 39

Аи-92 / 39

Аи-92 / 39

Аи-92 / 39

ДТ / 39

Аи-92 / 39

Расход топлива город / загород  / смешанный

10,1 / 7,5 / 10

10,1 / 7,5 / 10

9,6 / 6,9 / 9,2

9,5 / 6,9 / 9,2

9,6 / 6,9 / 9,2

8,0 / 5,8 / 6,7

12,5 / 9,5 / 11

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

бензиновый

дизельный

бензиновый

Расположение

спереди продольно

Конфигурация / число клапанов

Р4/8

Р2/4

Рабочий объем

1290

1198

1452

1451

1568

1524

1654

Мощность, л.с. при об/мин

64 / 5600

59 / 6500

71 / 5600

67 / 5600

74 / 5600

50 / 4600

140 / 6400

Крутящий момент, Н*м при об/мин

92 / 3400

85 / 3400

104 / 3400

103 / 3400

120 / 3000

92 / 2500

186 / 4500

ТРАНСМИССИЯ

Тип

Заднеприводная

Коробка передач

М4

М4

М4

М5

М4

М4

М5

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска: спереди / сзади

пружинная независимая рычажная/пружинная зависимая

Рулевое управление

червячное без усилителя

Тормоза спереди / сзади

дисковые / барабанные

Размер шин

175/70 R13

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (26)

Самые новые

Для 70 года считай Порше. Но благодаря дальновидным менеджерам, благополучно канула в небытие.

Ответить#
0

Обожаю эту машинку!У моего папки была такая же, только красная!Как же я её любил!До сих пор вспоминаю!

Ответить#
+1

Эх былые воспоминания, для меня это тоже была моя первая ласточка. Вернуть бы то время...

Ответить#
0

На моей пятерке 80 года двигатель 1,2 и на торпедо нет боковых дефлекторов обдува.

Ответить#
0

25 лет за рулем, ездил на всем что имеет руль и газ, иномарки и советские, грузовые и легковые, гусеничные и колесные. И одно скажу наша классика одна из лучших машин!!!!!

Ответить#
0

Владелец «семёрки».Часто можно было слышать нарекания на кондовое рулевое.А причина-то совсем не в рулевом редукторе,как пишет автор.Причина — в недостаточной жесткости участка лонжерона,на который редуктор опирается.Дело поправимое — просто нужно приварить пластину 4...5мм с противоположной стороны для жесткости — совсем другая управляемость получается!А как бонус — намного меньше износ втулок маятникового рычага — раза в 4.Ведь после переделки рычаг маятника смещается только когда поворачиваешь руль.А в штатном исполнении при каждой неровности дороги система «рулевой редуктор-средняя рул.тяга-рычаг маятника» ходит туда-сюда,при том,что что руль находится в неподвижном положении.Потому и износ маятника и постоянная работа рулём.Шарниры сайлентблоков нужно не только запрессовывать,но и делать прихватки сваркой (три точки на каждый),и,конечно,правильно ориентировать,чтоб не было перекосов-напряжений.Предполагаю,что раньше прихваток не делали потому.что «болгарок» не было.А сейчас и болгарки и инверторы — нет проблем.На шайбы сайлентблоков необходимо лепестки нарваривать,чтобы при затяжке гаек сайлентблоков шайба вместе с гайкой не поворачивалась и не рвала сайлентблок.Выполнив все эти не сложные «премудрости» подвеска ходит очень даже не плохо по ресурсу.Поэтому многие нарекания легко устранимы.Не понятно,зачем сняли с конвейера.Думаю,что и по сей день спрос бы был.

ссылка

Ответить#
+5

У меня пятерка праворукая «англичанка» была. По трасе едешь встречки шугаются, машина без водителя едет.

Ответить#
-30

А у меня такая праворукая «англичанка» была. Приколы были по трасе едешь, а водители встречных шугаются машина без водителя едет.
,

Ответить#
-30

А какая КПП стояла на Жигулях с РПД? Стандартная или какая-то другая?

Ответить#
0

Ставилась 5-ступенчатая «классическая» Вазовская трансмиссия. Как вы понимаете, ресурс ее в таких условиях был невысок.

Ответить#
+2

Ну прям совсем невысок или хотя бы тыщ 100 можно было проездить без ремонта?

Ответить#
-2

Тысяч 100 даже сам роторный двигатель не проезжал. Средний ресурс двигателей был 50 — 60 тысяч, если не ошибаюсь. Ресурс трансмиссии и того меньше.

Ответить#
+2

Не самый удачный авто для ретротеста. Мало что ли через редакцию ЗР всевозможных жигулей прошло? Достаточно в архиве подшивку полистать, там этого добра навалом.
Еще бы ваз-2109 протестировали... )))

Ответить#
-2

Давно хотел посмотреть характеристики ВАЗовского роторно-поршневого двигателя, видел такие авто в детстве. Впечатляет! У меня тоже такая «пятерка» 80-го года была, только ярко-красная, двигатель с ремнем, салон синий со штампованной обивкой дверей и конусами на приборах. Двигатель действительно был очень тихим, с ремнем проблем не было, а вот сальник коленвала тёк постоянно, замена не решала проблему. Заводилась играючи на морозе до —25'С. Жалко продавать было, но на тот момент ей было уже 25 лет, а мне еще 24 — хотелось подружку помоложе))

Ответить#
0

Спасибо за статью.2105- конечно,другая модель по кузову —эти ребра жесткости! По двигателю —впервые у нас в ГРМ —ремень! Ну...! инженеры Ваза —рулят! И всё вот-вот ,будет хорошо.........!
Дружок купил- мы все в зависти...и назвал.сволочь,-АНЖЕЛИКА...!
Автомобиль ,за который,инженерам Ваза и потребителям тех лет ,было не стыдно ....Конструктивно,я считаю,-это было совсем не плохо в те времена,инженерам- поклон. ....руководству(рукоблудству) тех лет —позор!

Ответить#
0

Странно, никогда не видел таких дверных карт.
ЗЫ Как мне кажется самой интересной была бы статья про трешку. Все же и пятерок и копеек и шестерок с семерками было выпущено великое множество, а вот трешка по моим наблюдениям вещь редкая.
ЗЗЫ Пятерочная приборка имхо самая выразительная из всей классики. Пусть на ней нет тахометра и ко, зато выглядит и читается зачетно!

Ответить#
+40

Насколько помню «пятерка» появилась аккурат после после Олимпиады , в 1980 г. и вначале шел только двигатель ВАЗ-2101 , 1200 см.куб. Обшивка салона была разная — как у автора , «формованная» , явная дешевка с торчащими головками саморезов , даже не могли «присобачить» простейшие пробки\заглушки чтобы их закрыть. Второй вариант — обшивка от ВАЗ-2103 , она безусловно смотрелась побогаче. Т.е. в сущности от старых ВАЗовских моделей новая машина отличалась в лучшую-прогрессивную сторону лишь : галогенными блок-фарами, бачком омывателя и задним стеклом с обогревом. Остальные «новации» ( в частности «торпедо» без тахометра) по-сути бесполезны...и даже вредны — как бестолково греющая печка.
И таблицу технических характеристик явно составлял тинейджер — например в СССР никогда не существовало бензина Аи-92. Даже ГОСТа на такое топливо не было. Повсеместно на бензоколонках было топливо — А-72 . А-76 , Аи-93

Ответить#
+5

Выпуск ВАЗ-2105 стартовал 25 января 1980 года, т.е. до Олимпиады-80. И базовая модель имела двигатель 2105. А модификации с моторами ВАЗ-2101 и 2103 появились позже. Что касается таблицы и «тинейджера» — сейчас у нас не существует топлива Аи-93 по ГОСТу 2084 77-го года. Этот стандарт на территории РФ сейчас действует лишь на топливо А-76. Кстати, если уж на то пошло — в СССР этот ГОСТ распространялся еще и на бензин Аи-91, про который вы забыли. С 97 года есть ГОСТ Р 51105–97 на бензин Аи-92 с октановым числом не менее 92-х по исследовательскому методу. И в таблице указано используемое топливо с учетом действующих реалий. Во времена СССР не было и модификации с двигателем с распределенным впрыском, которая появилась уже после развала союза. Ее не надо было указывать? Или в качестве рекомендуемого топлива для «впрысковой» модели указать Аи-93?

Ответить#
0

Стоит такая синяя 1982 года во дворе. Движок тоже ременной пятерошный, коробка тоже четырехступка. Салон к сожалению не сохранился, как в прочем и кузов. но ездит бодро и кушает кстати по городу не более 7-ми литров. Практически не использую ее, держу с надеждой на утилизацию))). Что то про дворники на фарах ничего не написали. у меня стоят и даже работают)))

Ответить#
+5

Неплохо, неплохо !

Следующий материал «по волне моей памяти» ждёмС про Волгу ГАЗ 21 ! В том самом состоянии 60-х годов с теми самыми ДВС и КПП, с подробным описанием технической части, ощущений от салона, от поездки, и фотографиями под капотом, в багажнике, в салоне !

Ответить#
+40

«Следующий материал „по волне моей памяти“ ждёмС про Волгу ГАЗ 21 ! В том самом состоянии 60-х годов с теми самыми ДВС и КПП,»

А лучше с АКПП, вот это была бы бомба имхо. Но боюсь таких не найти.

Ответить#
+40

«Так что регулярно садиться за руль классических Жигулей, Москвичей или Волг я бы советовал всем»

Да тут такое дело....приличная часть населения рада бы слезть с классики,с удовольствием наплевав на ностальгию,да экономическое состояние государства не позволяет.

Ответить#
+16

Вот будет у меня гараж — куплю себе «шестерку» на память, и 24-ку черную первой половины 70-х — первая машина в семье, ещё в «те» времена. :)

Ответить#
+1

Будь у меня деньги.... с этого надо начинать......я куплю себе ЗиМ...неплохой,в подмосковье..

Ответить#
+2

500 тыр за волгу и 150 за жигули — это не проблема, вот дом с гаражом — проблема.

Ответить#
0

Тут нужен гараж с домом.Мастерские...оборудование...,дом — это вторично.НО ..интересно!!!!....не для нас ,к сожалению.

Ответить#
0