ОСАГО: ремонт натурой – за и против

В комитете Госдумы по финансовому рынку при содействии Национального автомобильного союза (НАС) прошел парламентский круглый стол, на котором обсуждались предложения по реформированию системы ОСАГО. Свои замечания высказали депутаты Госдумы, представители Правительства РФ, Минфина, ЦБ, РСА, Роспотребнадзора, общественных организаций и бизнес-структур.

Напомню, что в конце прошлого года по инициативе Банка России и Минфина в первом чтении был принят законопроект о переходе на натуральное возмещение ущерба по ОСАГО. Целью документа является замена денежных выплат пострадавшим на ремонт в СТО. Одно из главных условий такого изменения – получение пострадавшими качественной услуги: автосервис должен быть доступным, ремонт — быстрым и надежным.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков пояснил, что ко второму чтению необходимо учесть предложения и замечания всех участников рынка. Но главное, это сделать так, чтобы автомобилисты только выиграли от перехода на натуральное возмещение ущерба.

Безусловный плюс новой системы – возможность ремонта у официальных дилеров.

Игорь Чистюхин, зампред ЦБ, рассказал, что уже сейчас законопроект доработан и готов к принятию. По его словам, закон нужно принимать поскорее, чтобы к 1 марта 2017 года он вступил в силу.

Новая система страховых выплат будет выглядеть следующим образом. Страховая компания заключает договоры со станциями технического обслуживания. Дальше при продаже полиса ОСАГО автовладельцу предлагается выбрать, на какой именно СТО он готов ремонтировать машину при наступлении страхового случая. После ДТП автовладелец получает направление на эту станцию и ремонтирует машину.

При этом пострадавший вправе получить и деньги. Но таких случаев немного. На денежную выплату можно рассчитывать, если:

  • ремонт нецелесообразен (так называемое тотальное повреждение машины)
  • стоимость ремонта превышает максимальный лимит по ОСАГО (400 тысяч рублей)
  • у страховой компании нет возможности организовать ремонт на СТО в соответствии с требованиями ЦБ.

Чистюхин также пояснил, что выплата деньгами будет возможна, если об этом договорятся пострадавший и страховая компания.

Требования ЦБ пока не установлены. Хотя кое-что уже известно. Так, максимальная удаленность СТО не должна превышать 50 км (от места аварии или места жительства пострадавшего). Гарантия на работы будет составлять 6 месяцев. Владельцам новых (гарантийных) автомобилей понравится то, что в этом случае ремонт будет проходить исключительно у официальных дилеров.

Вся ответственность, как за качество, так и за сроки ремонта (восстановить машину обязаны в течение 35 дней), будет лежать на страховой компании.

Игорь Юргенс, президент РСА, отметил, что натуральное возмещение для страховщиков окажется дорогим, так как при ремонте по ОСАГО не будет учитываться износ автомобиля. Но это лучше, чем платить огромные деньги страховым мошенникам и криминальным автоюристам.

Рынок ОСАГО интересен многим автосервисам. Это серьезный приток клиентов. Вот только есть опасения, что доступ будет сильно ограничен страховыми компаниями.

«Но нам бы хотелось, чтобы выбор конкретной СТО все же остался за страховой компанией», — пояснил Юргенс. Раз страховщики несут ответственность и за качество ремонта, и за его сроки, то именно они и должны решать, в каком автосервисе ремонтировать машину.

С такой позицией согласился и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, автовладелец, покупая полис ОСАГО, должен посмотреть, какие СТО предлагает страховая компания. Если все устраивает, покупает страховку. А дальше уже сама страховая выбирает, на какой из станций делать ремонт. «При этом нужно оставить автовладельцу и право самостоятельного выбора СТО из предложенных страховой компанией. Только в этом случае ответственность за ремонт будет нести уже непосредственно автосервис», — сказал Шкуматов.

Вот только решать вопрос напрямую с автосервисом пострадавшему будет совсем не легко. Ведь в законопроекте говорится об ответственности именно страховой компании. Получается, что СТО юридически не имеет никакого отношения к автовладельцу. На это обратил внимание Олег Прусаков, начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора.

«Если у страховой компании отозвали лицензию, а машина в ремонте или отремонтирована некачественно? К кому тогда обращаться пострадавшему?» — задал вопрос Прусаков. Представители ни ЦБ, ни РСА ответить не смогли.

Прусаков обратил внимание и на маленький размер неустойки: «По закону «О защите прав потребителей» неустойка составляет 3% от стоимости ремонта, тогда как в законопроекте лишь 0,1%. Это вызовет споры при рассмотрении дел в судах».

Лидер «Синих ведерок» также поднял этот вопрос. «ЦБ предлагает 0,1% за каждый день просрочки. Это никуда не годится. Если взять среднюю выплату по ОСАГО в 60 тысяч рублей, то неустойка составит всего 60 рублей в день. Страховые компании могут и полгода тянуть с ремонтом», — высказал свои опасения Шкуматов.

Но на это резонно возразила Оксана Пылова, генеральный директор ООО «Единая Сервисная Система» (ЕСС). По ее словам, любой автосервис заинтересован в быстром ремонте, чтобы заказчик оплатил счета. Поэтому никто не будет специально затягивать со сроками. «Чем быстрее мы отремонтируем машину, тем быстрее получим деньги от страховой компании. Но у нас есть другие опасения. Как быть, если запчасть, которая на рынке стоит 10 тысяч (в магазине можно купить здесь и сейчас), страховой компанией оценивается по Единой методике в 5 тысяч? Мы, конечно, можем найти и за эту цену, но поставка будет не раньше двух-трех месяцев, а то и больше. Как быть тогда автосервису? Кто будет нести ответственность?» — поинтересовалась Пылова.

Если при определении стоимости восстановительного ремонта будут браться за основу реальные рыночные цены на новые запчасти, автосервисы смогут быстро и качественно ремонтировать машины по ОСАГО.

Проблема эта действительно существует. Ведь в Единой методике указаны средние цены по рынку. Чтобы решить эту проблему, Александр Романович, президент Национального автомобильного союза (НАС), предложил корректировать справочники по стоимости ремонта не реже чем раз в три месяца (сейчас обновление происходит каждые полгода). При этом за основу брать цены на оригинальные запчасти.

А чтобы не было коррупционных схем, когда «карманные» автосервисы работают в паре со страховыми компаниями, нужно создать отдельный реестр СТО, работающих в системе ОСАГО, отметил Романович.

Пострадавшим это даст возможность выбрать ту СТО, которая ему действительно удобней. А организации, занимающиеся ремонтом автомобилей, смогут работать в системе ОСАГО без согласования с конкретными страховыми компаниями. Главное условие – соответствие требованиям того же РСА или ЦБ.

Похожую позицию занял и Николай Тюрников, президент Ассоциации лиц, оказывающих услуги страхователям по урегулированию страховых случаев. По его мнению, автовладелец должен выбирать СТО самостоятельно из числа аккредитованных. Правда, при этом и вся ответственность за качество и сроки ремонта должна быть на автосервисе.

Еще один плюс натурального возмещения – полугодовая гарантия на ремонтные работы.

Но Игорь Чистюхин поставил под сомнение необходимость создания специального реестра СТО. На его взгляд, это только усложнит работу страховых компаний и вряд ли поможет пострадавшим. Рынок сам все отрегулирует. Если страховая компания не сможет найти в каком-либо регионе или населенном пункте хороший автосервис, то выплаты будут производиться деньгами, как и раньше. А если сервис окажется плохим и у автовладельцев возникнут жалобы, то ЦБ попросту введет ограничение на натуральное возмещение этой страховой компанией по всей стране.

В целом, представители общественных и правозащитных организаций, представители бизнес-сообщества идею перехода на натуральное возмещение поддержали. Спорные моменты, которые были озвучены в ходе круглого стола, в ЦБ и Минфине пообещали учесть.

Но были и те, кто категорически против изменений. Так, к примеру, Ярослав Нилов, депутат Госдумы (фракция ЛДПР), заявил об отсутствии какой-либо необходимости внесения поправок. «Страховые компании должны сначала научиться работать нормально. Тогда и недовольства не будет, а пострадавшие в авариях начнут получать полную компенсацию», — сказал Ярослав Нилов.

А депутат Госдумы Мартин Шаккум высказал опасения, что переход на натуральную форму компенсации ущерба страховые компании попросту не потянут финансово. А раз так, то не ждет ли нас повышение тарифов сразу после принятия такого закона? Вопрос этот остался без ответа.

На мой взгляд, переход на натуральное возмещение несет в себе больше положительного для всех автовладельцев. И тому несколько причин. Главная из них — не нужно доплачивать за износ, а новые машины будут ремонтироваться у официалов. Предположу, что ремонт в большинстве случаев будет выполняться в заявленные сроки и качественно. Если этого не произойдет, то страховые компании опять попадут на серьезные «нестраховые» выплаты. Ведь тогда появится огромное число исков в суды. Значит, в выборе автосервиса страховые компании будут очень аккуратны.

Здесь еще важно учесть один момент. Справочники, по которым определяется стоимость ремонта, будут формироваться не только на основании среднерыночных цен, но и по фактически понесенным затратам на ремонт машины. То есть это те суммы, которые автосервису оплатят страховые компании. Эти данные будут учитываться при утверждении новых ценников на ремонт и запасные части. Поэтому раздувать сметы на ремонт, как это часто бывает в добровольном страховании, автосервисы не будут. В противном случае с ними страховые компании не продлят договор. Ведь чем выше стоимость ремонта, тем больше расходы страховых компаний.

Ну а как будет на самом деле, покажет лишь время. До марта осталось не так много. А то, что именно к этому моменту изменения вступят в силу, я не сомневаюсь.

Фото: Георгий Садков («За рулем»), Александр Рюмин, Егор Алеев, Николай Малышев/ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в