Путевка в сибирь

ПУТЕВКА В СИБИРЬ

]

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Тест «Дальнобойщик»

ПУТЕВКА В СИБИРЬ

Примеряем VAZ 21045 к российским просторам.

Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН

В биографии первого редакционного легкового дизеля перевернута начальная страница — он побывал на своей, прямо скажем, не близкой родине, в Барнауле. Загруженные трассы европейской части пути, горные перевалы Урала, грунтовки, свободные (и на удивление хорошие) сибирские шоссе, провинциальные АЗС — прекрасный испытательный полигон.

СОБИРАЕМ ЧЕМОДАНЫ

Скептики предрекали досрочное окончание пробега: не сдюжит ваш дизель... веревку не забудьте! Им вторили пессимисты: может, и доедете, но куда позже запланированного — на таком тихоходе! Недели за две до старта нашу решимость проверил сам двигатель. Словно предостерегая о вреде излишней самоуверенности, застучала форсунка. К сожалению, ни одна вазовская станция в Москве до сих пор не готова работать с мотором ВАЗ-341. Выручили изготовители, быстро прислав узел. Впрочем, к тому времени неприятные стуки под капотом прекратились сами собой... увы, не навсегда.

Форсунка легла в основу НЗ (неприкосновенного запаса), который мы по рекомендациям создателей и изготовителей дизеля собрали в дальнюю дорогу (он — на фото). Зимой сюда надо еще добавить одну-две свечи накаливания и спецключ для них — «трубку на 12».

Перед самым стартом, немного не дождавшись предписанного инструкцией срока, на 9000 км самостоятельно провели ТО, сменив смазку и фильтры (никаких хитрых «дизельных» операций при этом пробеге делать не нужно). Сервису доверили лишь регулировку схождения и развала колес.

ДИЗЕЛЮ ВСЕ МЕШАЮТ

В первый же день пессимисты были посрамлены — путь до Тольятти мы проделали со средней скоростью под 80 км/ч. Правда, в жертву такой быстроте мы принесли обед. График движения, без учета остановок для еды и фотосъемки (примерно по часу ежедневно), приведен на карте маршрута.

Как видите, «тихоход» показал на трассе неплохой результат! Однако такой ритм требует от водителя изрядной расчетливости. Лучше всего обгонять с ходу, не теряя набранной скорости. Там, где «Самара» и даже «шестерка» могут в случае необходимости наддать, «сорок пятая» идет без запаса — почти на «максималке». Если кавалерийская атака не удалась, тащиться за пыхтящим КамАЗом приходится дольше, чем обычно, — для разгона до крейсерской скорости полуторалитровому дизелю требуется изрядное расстояние. Самые опасные соперники те, чья скорость на 5–10 км/ч меньше — опередить их можно лишь на длинном прямом участке. Делать попытку перед затяжным, даже пологим подъемом не стоит: потеряете скорость и станете раздражающей помехой «обиженному».

Характер мотора ровный и спокойный — без приступов взрывного веселья и капризных провалов в настроении. Тридцати семи киловатт и 125 км/ч «максималки» оказалось достаточно, чтобы даже на загруженном шоссе при известной квалификации не чувствовать себя трактористом.

ПЕРЕХОД ДИЗЕЛЯ ЧЕРЕЗ УРАЛ

На тягучих подъемах главное — наступать с заранее подготовленных позиций, то есть давать машине разгон. Если никто не помешает набрать 120–125 км/ч — на вершину дли-и-инного 6-процентного склона выскочишь на 90... не переключив передачи. «Заход» с 90–100 км/ч сулит финиш вверху на унизительных 60–70 км/ч, в зависимости от терпения — на третьей или четвертой передаче. Пользуясь тем, что на краю Европы дорога стала заметно свободнее, а качество покрытия даже улучшилось, мы «крутили» дизель почти как бензиновый двигатель, и он упрямо увозил нас все выше.

И все же суворовского натиска и падения, как снег на голову, пораженным челябинцам не получилось. Несмотря на довольно высокую среднюю скорость, выдержанную на Урале, должны констатировать: характер у автомобиля скорее равнинный. Слишком уж часто где-нибудь на середине подъема начинаешь мечтать о совсем не лишних «лошадках» под капотом...

ПО БОЛЬШОМУ СИБИРСКОМУ ТРАКТУ

Длинно и ровно протянулась дорога между далекими городами. Самый показательный участок — 700 верст от Омска до Новосибирска. На редких АЗС сонные пассажиры выходят размять ноги, а после вновь убаюкиваются монотонным пением мотора... и борющегося с дремотой водителя. Новая пустынная трасса позволяет, что называется, топить на все деньги. Однако их приходится беречь, так что местные «тойоты», не говоря о «шестерках», держат на спидометрах законные (и экономичные) 90–100 км/ч. Оставляя сибиряков позади на 110–120 км/ч, мы рассуждали, что едем на почти идеальном автомобиле. VAZ 21045 прекрасно подходит людям обстоятельным, спокойного склада — вместителен, экономичен, способен питаться из одной миски с «Беларусью», конструкция (за исключением двигателя) изучена назубок, а сам мотор — что называется, проще не бывает. Кстати, большинство пока немногочисленных дизельных машин уходят именно на восток от Тольятти, где используются на протяженных маршрутах. Если не торопиться и перенять здешний темп жизни и стиль вождения — легко уложишься в 6 л/100 км и даже менее, АЗС уже не будут казаться такими редкими и дорогими...

Рассуждения авторов прервал быстро выросший в зеркалах заднего вида «Ленд-Крузер». Вот тебе и сибирская неторопливость с основательностью! Обгон с ходу — кажется, первый за полтыщи километров — и мы видим на заднем стекле московский транзитный номер... Больше на этом отрезке нас не обходил никто.

ГОРЕ ОТ УМА

Несколько раньше, чем до Барнаула, доехали мы до первой неисправности. Начиналось все постепенно: с каждым днем стрелка указателя температуры останавливалась немного правее. Поначалу больший нагрев мы объясняли высокими скоростями — действительно, стоило умерить темп, как стрелка возвращалась примерно в середину шкалы. Однако дефект развивался, и на последнем участке, уже неподалеку от столицы Алтайского края, до красной зоны указателя остался зазор всего в пару миллиметров, а электровентилятор не выключался вовсе.

Червь недоверия к новой технике, знакомый многим автомобилистам, подтачивал душу. В Барнаул въехали с облегчением: здесь, на родине дизеля, его родители разберутся что к чему.

На заводе «Барнаултрансмаш» перво-наперво проверили регулировочные параметры и обнаружили, как все решили, первопричину неисправностей — неверно установленное опережение впрыска топлива — 0,93 мм хода плунжера топливного насоса высокого давления. С начала эксплуатации к ТНВД никто не прикасался... Производитель устранил собственный огрех, вернув насос в правильное положение, чтобы опережение составило 0,83–0,87 мм. Поясним, что этот параметр влияет на работу дизеля примерно так же, как на бензиновый мотор — угол опережения зажигания. То есть, если регулировка неверна — возможен перегрев, некоторый перерасход топлива, «туповатость»...

На всякий случай проверили клапанные зазоры (все оказались в норме, при том что их ни разу не регулировали!) и отправились в пробную поездку. Машина несколько оживилась... но греться не перестала! Вентилятор срабатывал и не выключался, термостат и прилегающие шланги обжигали руки... Припомнив увеличенный расход масла и падение уровня «Тосола», мы поплелись обратно на завод с нехорошим диагнозом: прорыв картерных газов в рубашку охлаждения. Ладно если «всего лишь» прогорела прокладка, а ну как треснула головка или блок? На молодом дизеле придется ставить крест...

К счастью, дело оказалось не в прокладке или блоке, а всего-навсего в термостате. Да, его корпус был горячим, однако верхнюю часть радиатора спокойно можно было трогать — и это при работающем вентиляторе! Оказывается, термостат открывался не полностью, пропуская в радиатор лишь малую толику горячей жидкости. Стоило его заменить, как температура пришла в норму, стрелка указателя теперь замирает вертикально, а вентилятор включается только в городских пробках.

Еще на «Трансмаше» профилактически проверили форсунки — каждая на стенде выдала «правильное» облако распыленного топлива.

ОТРАВЛЕННЫЕ

Снова потянулись сибирские просторы — теперь, правда, чуть-чуть с большей скоростью (это сказалось и на средних величинах, кроме последнего участка, когда ехали ночью — см. график). Отрегулированный ТНВД прибавил машине резвости — по субъективным ощущениям, теперь она почти не уступает обычной «четверке» с бензиновым мотором 1,3 л. Разница заметна после 110 км/ч — вот тут силенок дизелю не хватает, чтобы соревноваться на равных. Зато характер мотора проявляется во всей его широте — уверенная, без провалов, тяга, более энергичный набор оборотов. Главное — не требовать от него прыгать выше головы...

К сожалению, поведение машины может заметно изменяться от заправки к заправке, что мы почувствовали на себе. Поначалу пугало периодическое постукивание форсунок, но звук исчезал сам собой. Прибыв в Курган, мы залили 35 л местной соляры (определение «дизтопливо» тут не подходит). О ужас! Машина, легко бежавшая до того 120 км/ч, с трудом набрала «сотню», вновь послышался перестук... Надеясь попозже разбавить дрянь, попавшую в бак, проковыляли 270 км до Челябинска, впервые сожалея о дизельной экономичности. Наутро холодный мотор заявил о сильном отравлении громким треском — зависла игла одной из форсунок. Вот тут-то и пригодился НЗ — примерно за час мы заменили узел и отправились к ближайшей АЗС. В этот день заправлялись часто и понемногу, с каждым разом отмечая улучшения в состоянии двигателя.

ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ

Почти столько тысяч километров насчитал за 10 дней одометр «четверки». Основной итог дальнего путешествия: автомобиль, поначалу казавшийся неторопливым горожанином, неплохо вжился в роль дальнобойщика. Еще бы кормили в дороге нормально (да нет, сибирские пельмешки — это оч-чень хорошо, но вот дизтопливо, увы, стало основной проблемой пробега). Недостаток силенок дизель компенсирует настойчивостью и умеренным аппетитом. Мы прошли стайерскую дистанцию в спринтерском темпе, чем несколько затенили достоинства автомобиля — не торопясь, приняв сибирский темп движения, можно получить куда лучшую экономичность. Впрочем, у нас еще будет повод это проверить — пробег далеко не последний...

***

Жаль, что на пути нового мотора встает полное отсутствие сервиса и запчастей. Даже в Барнауле нельзя купить ни сам автомобиль, ни детали к нему. Первые покупатели отечественных новинок уже привычно выступают в роли испытателей-первопроходцев. Так что пока «341-й» мотор требует от потребителей хотя бы минимального знакомства с устройством дизеля, решимости и... доверия. Ну что, поверим?

ЕСЛИ В ДИЗЕЛЕ ЗАСТУЧАЛО...

Пожалуй, самая заразная болячка, передающаяся с топливом, — стук форсунки. Стучит не сам узел — звук обусловлен жестким сгоранием в цилиндре избытка топлива, попадающего туда через неплотно закрытую или вовсе заклинившую в открытом положении (еще говорят «зависшую») форсунку. Признаки неисправности — металлические стуки, от редких на отдельных режимах до звонкой постоянной дроби. С первыми можно какое-то время мириться (не исключено — пройдет само); при сильных ударах узел надо менять. Чтобы определить, какой именно неисправен, надо на работающем двигателе поочередно немного ослаблять гайки крепления топливных трубок, чтобы топливо пошло наружу. Стук исчез — значит, виновата отключенная вами форсунка. Для замены потребуется спецключ — по сути, удлиненная головка «на 27». Вместе с форсункой надо обязательно устанавливать новые уплотнительные кольца — они входят в комплект поставки. Вообще говоря, часто достаточно заменить, а то и отремонтировать распылитель, но в дороге куда проще и часто выгоднее менять узел в сборе. А к ремонту форсунок мы еще вернемся в следующих материалах.

Пожалуй, самое красивое место на маршруте: Урал, окрестности города Сим.

Около Омска бывалый тракторист долго объяснял, что в «четверки» льют бензин... а не солярку!

«Уфимка» (трасса Самара-Уфа) обычно сильно загружена. В редкие минуты затишья можно полюбоваться башкирскими далями...

Объезжая Казахстан по строящейся дороге Макушино-Ишим, неожиданно встретили коллег-путешественников. Шестеро бельгийцев на школьном американском автобусе отправились в кругосветку... Счастливой дороги!

Неприкосновенный запас, который желательно положить в багажник VAZ 21045, собираясь в дальний путь: форсунка «Бош» (номер по каталогу 0 432 217 194 — 710); специальный «форсуночный» ключ; комплект трубок высокого давления.

Во время пробега вышли из строя термостат (очевидно, брак) и форсунка (из-за низкокачественного топлива).

Фото Сергея КАНУННИКОВА, Владимира КНЯЗЕВА, Антона ЧУЙКИНА

VAZ 21045: ОТ ПОКУПКИ ДО «ДАЛЬНОБОЙЩИКА»

Пробег, км 9022 

Средний расход топлива (городская эксплуатация),

л/100 км 6,6 

Расходы на топливо, руб. 3349 

Расходы на обслуживание, материалы, ремонт, руб.

ТО-1, включая материалы 1842 

ТО-2, включая материалы 795 

датчик фонарей заднего хода 25 

«Тосол» 50 

Всего за пробег 9022 км, руб. 6061 

VAZ 21045: ТЕСТ «ДАЛЬНОБОЙЩИК»

Пробег, км 8289 

Средний расход топлива (загородная езда), л/100 км 7,14 

Средняя скорость (без учета ночевок и питания), км/ч 80,5 

Расходы на топливо, руб. 3249 

Расходы на запчасти и материалы*, руб.

форсунка 2000 

термостат 120 

воздушный фильтр 25 

Всего за тест, руб. 5394 

*Гарантийные замены, цены приведены для справки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии